СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУЛИПОК О. И. Статья "Приёмы работы с текстом на уроке русской литературы как средство развития читательской грамотности (по биографии и творчеству И. С. Тургенева)" РЯиЛ 2019-8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КУЛИПОК О. И. Статья "Приёмы работы с текстом на уроке русской литературы как средство развития читательской грамотности (по биографии и творчеству И. С. Тургенева)" РЯиЛ 2019-8»

О. И. Кулипок, учитель русского языка и литературы УО «Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Франциска Скорины»

Приёмы работы с текстом на уроке русской литературы
как средство развития читательской грамотности
(по биографии и творчеству И. С. Тургенева)

Мастер-класс

Цель для педагогов-участников: предполагается, что к концу урока участники смогут ответить на вопрос, каким должно быть представление об И. С. Тургеневе у выпускника школы; перечислить четыре вида чтения; назвать три приёма работы с текстом, которые могут быть использованы на уроке литературы.

Цель для педагогов-наблюдателей: предполагается, что к концу урока наблюдатели смогут назвать пять приёмов работы с текстом, определить наиболее эффективные из них, а также ответить на методические вопросы по организации занятия.

Задачи:

  • организовать активное взаимодействие участников урока, а также создать условия для сбора информации педагогами- наблюдателями;

  • совместно отработать отдельные методические приёмы;

  • создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, осознаний участниками значимости полученного опыта.

Оборудование: карта урока для участников урока, карта наблюдений для наблюдателей, карточки к физкультминутке со словами, огоньки из бумаги для рефлексии; мультимедийная презентация (https://sway. office.com/2tET9J7rnNMRvjVn?ref=Link).

Ход урока

  1. Организационный этап.

— Как из одной спички можно разжечь долгожданный огонь, так пусть каждое слово, сказанное сегодня, найдёт отклик в ваших сердцах, зажигая маячки для ваших идей и находок. А девизом нашей встречи станут слова Ивана Сергеевича Тургенева из стихотворения в прозе «Услышишь суд глупца»: «Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей».

II. Мотивационно-ориентировочный этап.

  1. Постановка проблемного вопроса.

  • Каким должно быть представление об Иване Сергеевиче Тургеневе у выпускников школы? (2 минуты на обдумывание.)

  1. Обсуждение мнений участников урока по проблемному вопросу.

  2. Формулирование целей мастер-класса.

  • Мы сегодня попытаемся нарисовать литературный портрет И. С. Тургенева, а также обратим внимание на приёмы работы с текстом, которые могут быть эффективны на уроках словесности. Учебную задачу мы будем решать вместе с участниками урока, методическую задачу ставлю для наблюдателей, которые в течение нашей встречи фиксируют факты и свои мысли в карту наблюдений.

IV. Информационно-деятельностный этап.

  • Прежде чем приступить к созданию эскиза литературного портрета Ивана Сергеевича, давайте обратимся к таким понятиям, как чтение, читательская грамотность, компетентность чтения, виды чтения. Ведь на каждом уроке литературы мы работаем с текстом, поэтому эти термины актуальны для нас, учителей-словесников.

  1. Работа с текстом с помощью приёма «Феномен».

  • Перед вами текст (приложение 1), найдите ответ на вопрос: сколько стран захотели участвовать в PISA-2018? (82.) Сколько направлений подвергается оценке данной международной программы? (Три.) Какой вид чтения использовали? (Поисковое чтение, т. е. чтение с выборочным извлечением информации.)

  • В течение 30 сек просмотрите текст и найдите определения понятий читательская грамотность, читательская компетентность, а также перечислите виды чтения. Какой вид чтения использовали? (Просмотровое чтение, позволяющее получить самое общее представление о содержании текста.)

  • В течение двух минут ознакомьтесь с текстом и попробуйте ответить на вопрос: что такое метакогнитивные компетенции? Сколько процентов понимания текста необходимо для ознакомительного чтения? (Полнота понимания содержания текста при ознакомительном чтении составляет 70 %.)

2. Обсуждение эффективности приёма «Феномен».

  • Скажите, какие особенности оформления текста помогали работать с ним. (Выделенные жирным шрифтом слова, словосочетания.)

  • Уважаемые наблюдатели, скажите, как этот приём называется? (Приём «Феномен».)

  • Попробуйте пояснить суть приёма. (В тексте выделяются жирным шрифтом или маркером интересующие нас понятия или термины. Это облегчает процесс знакомства с текстом при поисковом и просмотровом чтении.)

  • Такой приём актуален при отсутствии времени на уроке для знакомства с интересными, курьёзными фактами из жизни писателя. Занимательные ключевые слова, фразы могут заинтересовать учащихся, которые после занятия захотят изучить данный материал самостоятельно.

V. Моделирование.

1. Приём «Гексы».

  • Перед изучением большинства художественных произведений мы обращаемся к биографии писателя с тем, чтобы, например, понять жизненные истоки творения или осмыслить его на должном уровне. Здесь уместным, на мой взгляд, может быть шестигранное обучение. Предлагаю практически поработать с таким приёмом, как «Гексы». Гексы — это графическая систематизация изученного материала. На шестиугольниках вы видите ключевые слова, даты, изображения. Ваша задача — составить гексы таким образом, чтобы их грани имели связь, которую необходимо будет пояснить. Вы также можете заполнить пустые гексы, если вы считаете, что смысл ключевого слова не раскрыт полностью, а также не использовать лишние, на ваш взгляд, гексы. Время выполнения задания — 8-10 минут.

1. Варвара Петровна; дом в усадьбе Спасское-Лутовиново (изображение); крепостное право; «аннибалова клятва»; «Записки охотника»; «Муму»; статья на смерть Н. В. Гоголя; дворник Андрей; Герасим; Лутовиновы.

Предполагаемые ответы при работе с гексами (Во время оглашения результатов работы другие микрогруппы могут дополнять друг друга, добавляя при желании новые гексы.)

Ключевое словосочетание — крепостное право. Изображение усадьбы в Спасском- Лутовинове, где прошло детство писателя. С крепостным правом имение связано ввиду вспыльчивого и капризного нрава его хозяйки Варвары Петровны (матери Ивана Сергеевича), ведь в Спасском ежедневно разыгрывались сцены барского произвола. Варвара Петровна происходила из рода Лутовиновых — богатых помещиков, фамильными чертами которых были властолюбие и необузданность. Виденное и слышанное в детстве пробудило в сердце Тургенева ненависть к крепостничеству. Тогда и появилась «аннибалова клятва» — обещание бороться с угнетением крестьян до конца. Такую клятву давали воины карфагенского полководца Аннибала, иначе Ганнибала. «Записки охотника», «Муму» — первые произведения, в которых реализуется данный молодым писателем обет. Прототипом Герасима из рассказа «Муму» стал немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева.

Статья на смерть Н. В. Гоголя принесла Ивану Сергеевичу много неприятностей: арест на месяц, ссылка в родовое имение. Хотя это был лишь повод, так как антикрепостнические «Записки охотника» уже сделали Тургенева неблагонадёжным в глазах жандармского управления.

2. Полина Виардо (фото); тургеневская девушка; Баден-Баден; Анна Николаевна Гагина; «Ася»; «зинцигское впечатление»; любовь; Рейн; цветок гераниума (изображение); «У счастья нет завтрашнего дня».

Предполагаемые ответы при работе с гексами

Ключевое слово — любовь. В конце 50-х годов XIX века Тургенев, путешествуя по Германии, остановился в городке Зинциг, что находится на Рейне. Катаясь на лодке, писатель увидел двухэтажный домик, из верхнего окна которого высунулась голова хорошенькой девушки, а из нижнего этажа смотрела старуха. Особое настроение и мастерство Тургенева помогли быстро выстроить фабулу повести. Образ главной героини произведения — это образ тургеневской девушки. Для её нравственного облика характерны женственность, поэтичность, внутренняя чистота, душевное богатство, способность глубоко любить, тонко чувствовать, требовательность к себе и к своим возлюбленным, преданность. Цветок гераниума рассказчик в повести «Ася» хранит как память об ушедшей любви, понимая, что «у счастья нет завтрашнего дня» (цитата из повести).

Семь лет жизни Тургенева связаны с городом Баден-Баден, куда он в 1864 году переехал вслед за семейством Виардо. Полина Виардо (знаком с 1843 года), к которой Иван Сергеевич испытывал тёплые чувства, привезла своего мужа туда на лечение. Сам Тургенев, по воспоминаниям, ощутил здесь душевный покой, счастье и семью, ведь дети Виардо очень привязались к писателю. Тема любви раскрывается в повести «Ася», главной героиней которой является Анна Николаевна Гагина.


  1. 1859 г.; нигилист; Н. А. Добролюбов; журнал «Современник» (изображение); Базаров; революционные идеи; «низы» не хотят, а «верхи» не могут; «Отцы и дети»; «ничто», конфликт.

Предполагаемые ответы при работе с гексами

Ключевое слово — нигилист, что в переводе с латинского означает «ничто». В 1840-е годы нигилистами именовали революционеров. Они не отказывались от этого названия, но вложили в него иной смысл. Нигилизм связывали с развитием науки, в первую очередь естествознания, со стремлением ничего не принимать на веру, всё проверять жизнью. В романе «Отцы и дети» нигилистом является Евгений Базаров, прототипом которого стал Н. А. Добролюбов. Критическая статья Добролюбова на роман Тургенева «Накануне» привела к разрыву писателя с журналом «Современник». В романе «Отцы и дети» даётся точная датировка описываемых событий (1859 г.). К этому моменту в России обозначился раскол между сторонниками либеральных реформ и радикальных мер. «Низы» не хотят, а «верхи» не могутименно так можно охарактеризовать кризисную ситуацию 1860-х годов, когда «низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут по-старому управлять. Понятие «конфликт» может стать ключевым словом, которое пояснит конфликт между отцами и детьми в романе, конфликт между Добролюбовым и Тургеневым, конфликт между «низами» и «верхами».

Физкультминутка «Узнай по описанию»

— На любом уроке мы проводим физкультминутку, и наш урок не станет исключением. Если моё описание или цитата подходит к слову, записанному на вашей карточке, ваша задача встать и назвать произведение или пояснить связь. Участие принимают и наблюдатели.

  1. «...Крылья у меня выросли — да лететь некуда...» (Слова Аси из одноимённой повести И. С. Тургенева.)

  2. «...День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...» (Барыня из рассказ «Муму».)

  3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» (Стихотворение в прозе «Русский язык».)

  4. «...Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник...» (Е. Базаров из романа «Отцы и дети».)

  5. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!» (Воробей из одноимённого стихотворения в прозе.)

  6. «Гляньте на божьи звездочки, — что пчёлки роятся!» (Ваня из рассказа «Бежин луг».)

  7. «...У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день — а мгновенье...» (Господин N. N. из повести «Ася».)

  8. «Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». Она говорила: «Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить». (Одинцова из романа «Отцы и дети».)

2. Приём «3 из 15».

— Выберите из 15 качеств героя только 3, которые лучше всего его характеризуют. Аргументируйте свою точку зрения. Время работы — 3-5 минут.

Качества Герасима из рассказа «Муму»

  • важный,

  • верный данному слову,

  • верующий,

  • грубый,

  • догадливый,

  • послушный,

  • проворный,

  • с чувством собственного достоинства,

  • сильный,

  • строгий,

  • трудолюбивый,

  • трусливый,

  • угрюмый,

  • упрямый,

  • хитрый.

Качества Аси из повести «Ася»:

  • гордая,

  • глубокая,

  • грациозная,

  • дерзкая,

  • искренняя,

  • капризная,

  • простая,

  • манерная,

  • решительная,

  • робкая,

  • своенравная,

  • сумасшедшая,

  • странная,

  • чуткая,

  • эмоциональная.

Качества Евгения Базарова из романа «Отцы и дети»:

  • бедный,

  • бескорыстный,

  • гордый,

  • деятельный,

  • ироничный,

  • незаурядный,

  • неразговорчивый,

  • равнодушный,

  • развязный,

  • резкий,

  • самоуверенный,

  • совестливый,

  • умный,

  • хладнокровный,

  • циничный.

  1. Приём «3, 2, 1».

  • Работа со стихотворением в прозе «Собака» И. С. Тургенева. В тетрадь необходимо записать 3 момента, на которые вы обратили внимание, прочитав текст; 2 дела, которые вы хотели бы совершить после прочтения текста; 1 вопрос, который вас волнует после прочтения текста. Время работы — 3-5 минут.

  1. Выводы. Составление итогового гекса.

  • Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и составим итоговый гекс «Каким должно быть представление об Иване Сергеевиче Тургеневе у выпускника школы? ».

  1. Обобщение, подведение итогов.

  • Итак, уважаемые коллеги, вспомните, сколько видов чтения различают. Назовите их.

  • Попробуйте назвать три приёма работы с текстом, которые можно использовать на уроке литературы.

  • Что вам лучше всего удалось во время урока, какие виды деятельности вы выполнили особенно успешно? Назовите наиболее, на ваш взгляд, эффективные из них.

  • Назовите основные трудности, с которыми вы столкнулись во время урока. Что вызвало эмоциональный дискомфорт? С помощью чего смогли преодолеть трудности?

  1. Выводы наблюдателей и обсуждение достигнутых результатов (приложение 2).

  • Какие приёмы способствовали достижению цели урока? Какие приёмы вызвали наибольший эмоциональный отклик? Ваши впечатления.

  1. Рефлексия.

  • Прошу вас, коллеги, на импровизированых огоньках записать свои ощущения от урока и прикрепить их на доску.

  • Пусть зажжённый огонёк света, добра и вдохновения на совместное творчество останется с вами.



Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества обучения учащихся 15-летнего возраста и выявляет уровень знаний и умений современных подростков. В исследованиях PISA-2018 захотели участвовать 82 страны, в том числе и Беларусь. Согласно данной международной программе, исследования проводятся по трём направлениям: естественнонаучной, математической и читательской грамотности.

Почему термин «читательская грамотность» используется вместо привычного для нас термина «чтение»? Дело в том, что чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование — перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с умением читать вслух.

По определению PISA, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Также читательская грамотность включает метакогнитивные компетенции, т. е. умение думать о своём мышлении. Это не только понимание своего непонимания, но и умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне. Комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, называется «КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ».

В зависимости от целевой установки различают следующие ВИДЫ ЧТЕНИЯ: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Приложение 1

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развёрнутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений. Классический пример задачи поискового вида чтения — найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно ознакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация.

При ознакомительном чтении текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70 % текста. Главное — умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается.

Изучающее чтение — вид чтения, который предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод.

Таким образом, для того чтобы опереться на чтение как основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Приложение 2

Карта наблюдений


Вид деятельности

Вопросы для размышления и ответы наблюдателей

1

Постановка проблемного вопроса

Что способствовало активизации познавательной деятельности?

2

Работа с текстом при помощи приёма «Феномен»

Как удалось организовать работу с данным текстом?

3

Практическое применение приёма «Гексы»

Что оказалось самым сложным для учащихся при ответе на вопросы?

4

Практическое применение приёма «Узнай по описанию»

Что способствовало снятию психологического дискомфорта?

5

Практическое применение приёма «3 из 15»

В чём эффективность данного приёма?

6

Практическое применение приёма « 3, 2, 1»

Какие трудности возникли при работе с данным текстом?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!