СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи и культура общения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура общения – умение взаимодействовать с партнерами с помощью выразительного оформления своих мыслей.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи и культура общения.»

Культура речи и культура общения Костакова О.В., учитель  русского  языка и литературы

Культура речи и культура общения

Костакова О.В., учитель

русского языка и литературы

Культура общения – умение взаимодействовать с партнерами  с помощью выразительного оформления своих мыслей.

Культура общения – умение взаимодействовать с партнерами

с помощью выразительного оформления своих мыслей.

Культура общения предполагает определение цели выступления или межличностного общения. Цели могут быть разными: -проинформировать; -объяснить; -заинтересовать; -убедить; -переубедить; -побудить; -воодушевить.

Культура общения предполагает определение цели выступления

или межличностного общения.

Цели могут быть разными:

-проинформировать;

-объяснить;

-заинтересовать;

-убедить;

-переубедить;

-побудить;

-воодушевить.

 Основной элемент общения – речь. При помощи речи мы выражаем: мысли; отношение к собеседнику; отношение к высказываемому.

Основной элемент общения – речь. При помощи речи мы выражаем:

  • мысли;
  • отношение к собеседнику;
  • отношение к высказываемому.
И.Е. Репин «Запорожцы» (1880-1891)

И.Е. Репин «Запорожцы» (1880-1891)

Компоненты культуры речи   Нормативный Этический (речь правильная) (речь вежливая)   Коммуникативный  (речь понятная)

Компоненты культуры речи

Нормативный Этический

(речь правильная) (речь вежливая)

Коммуникативный

(речь понятная)

 1.Нормативный компонент  (речь правильная)   предполагает соответствие речи основным нормам литературного языка.   Литературный язык – высшая форма национального языка; язык, обработанный и нормированный мастерами слова.   Языковая норма – образец правильного использования слова.

1.Нормативный компонент (речь правильная) предполагает соответствие речи основным нормам литературного языка. Литературный язык – высшая форма национального языка; язык, обработанный и нормированный мастерами слова. Языковая норма – образец правильного использования слова.

Типы языковых норм  орфоэпические акцентологические нормы произношения лексические грамматические морфологические синтаксические пунктуационные орфографические стилистические

Типы языковых норм

  • орфоэпические

акцентологические нормы произношения

  • лексические
  • грамматические

морфологические синтаксические

  • пунктуационные
  • орфографические
  • стилистические
Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы  Нормы произношения: чтобы – (ш)тобы; побег – побе(к); бог-бо(х) (искл.). Акцентологические нормы – правила постановки ударения: жалюзИ, обеспЕчение, ходАтайство, позвонЯт, сирОты, придАное.  Лексические нормы -правила словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц: военный(билет) – воинский(долг).

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы

  • Нормы произношения: чтобы – (ш)тобы; побег – побе(к); бог-бо(х) (искл.).
  • Акцентологические нормы – правила постановки ударения: жалюзИ, обеспЕчение, ходАтайство, позвонЯт, сирОты, придАное.

Лексические нормы

-правила словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц: военный(билет) – воинский(долг).

Грамматические нормы Морфологические нормы – нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Граммов, чулок, носков, яблок, кочерег,торты, шоферы, директора. Синтаксические нормы - правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений. Печорин лишает любимого коня Казбича.

Грамматические нормы

Морфологические нормы – нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Граммов, чулок, носков, яблок, кочерег,торты, шоферы, директора.

Синтаксические нормы

- правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений.

Печорин лишает любимого коня Казбича.

Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания. Казнить нельзя помиловать?  Орфографические нормы – нормы  правописания. -лаг- , -лож- полагать, положить  Стилистические нормы – правила словоупотребления в соответствии со стилем речи и ситуацией общения. М.В.Ломоносов - “крутой” (выдающийся) ученый

Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.

Казнить нельзя помиловать?

Орфографические нормы – нормы правописания.

-лаг- , -лож- полагать, положить

Стилистические нормы – правила словоупотребления в соответствии со стилем речи и ситуацией общения.

М.В.Ломоносов - “крутой” (выдающийся) ученый

Тренинг Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:  Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.  Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь. Перепишите , раскрывая скобки:  пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);  много (дела ,места, яблоки ,мандарины);  килограмм (апельсины, помидоры , томаты );  группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ). Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:  красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

Тренинг

Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.

Перепишите , раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).

Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.

Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

2.Коммуникативный компонент (речь понятная)  предполагает умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и стилистически оправданное. 3.Этический компонент  (речь вежливая)  заключается в соблюдении некоторых правил языкового поведения в различных ситуациях. Этот компонент проявляется  в выражении просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления и т.п.

2.Коммуникативный компонент

(речь понятная)

предполагает умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и стилистически оправданное.

3.Этический компонент

(речь вежливая)

заключается в соблюдении некоторых правил языкового поведения в различных ситуациях. Этот компонент проявляется

в выражении просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления и т.п.

Формирование культуры общения  – психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи учащихся , формированию речевого этикета, культуры речевого общения (И.А. Введенская, Л.Ф.Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, Л.Г.Павлова и др.)

Формирование культуры общения

психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи учащихся , формированию речевого этикета, культуры речевого общения (И.А. Введенская, Л.Ф.Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, Л.Г.Павлова и др.)

Педагогический процесс формирования культуры  общения основан:  на целенаправленном создании условий для полноценного развития личности с приоритетом нравственности как основы культуры общения; деятельности педагога, сочетании им позиций организатора, исследователя, и равноправного партнера в общении; учете возрастных и психологических особенностей учащихся.

Педагогический процесс формирования культуры

общения основан:

  • на целенаправленном создании условий для полноценного развития личности с приоритетом нравственности как основы культуры общения;
  • деятельности педагога, сочетании им позиций организатора, исследователя, и равноправного партнера в общении;
  • учете возрастных и психологических особенностей учащихся.

 Из истории изучения вопроса  Проблемы культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.И.Иконникова), психологии (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, М.И. Бобнева), затрагивались в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.  В 70 -80 годы разрабатываются проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов).  В последние годы проблеме оптимизации общения детей посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Р.В. Овчаровой.

Из истории изучения вопроса

Проблемы культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.И.Иконникова), психологии (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, М.И. Бобнева), затрагивались в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

В 70 -80 годы разрабатываются проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов).

В последние годы проблеме оптимизации общения детей посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Р.В. Овчаровой.

Ничто не стоит нам так дешево и не ценится другими так дорого, как вежливость! Пословица

Ничто не стоит нам так дешево и не ценится другими так дорого, как вежливость! Пословица


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!