Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи.
А.В. Волков,
студент 1 курса, гр.МНЭЛ-4,
ГБПОУ СПО БПромТ, г.Братск,
научный руководитель И.В. Зверева
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев.
Современный русский язык – явление сложное. Ученые дают такое определение. Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли, общаться. Очевидно, что язык существенно меняется за последние десятилетия, и мы становимся тому свидетелями, сравнивая речь современного человека с произведениями классиков. Возникает вопрос: «Как реагировать на изменение языка?» Можно спокойно наблюдать, как засоряется речь современной молодёжи, а можно противостоять этому и найти различные пути решения проблем речевой культуры.
Изучая современный русский язык, мы не только овладеваем его системой, но и развиваем мышление, познаём историю и культуру общения своего народа. С полным правом некоторые исследователи называют русский язык – великим учителем. Как точно подметил персидский поэт и мыслитель 18 века Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»
Слово, речь – это показатель общей культуры человека. Вот почему овладение нормами и правилами современного русского языка и культуры речи так важно для того, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих и быть приятным собеседником.
На сегодняшний день проблема речевой культуры молодёжи является актуальной, и потому цель нашей исследовательской работы заключается в выявлении различных продуктивных путей устранения многочисленных проблем речевой культуры. Объектом исследования была выбрана речь современных молодых людей (от 13 до 23 лет) на предмет использования и употребления речи в различных сферах и ситуациях.
На протяжении двух месяцев мы наблюдали за речью отдельных групп и людей. Нами были выявлены следующие речевые ошибки:
1. Автоматизм речи (студенты во время ответов, педагоги и мастера во время проведения лекций, классных часов) – это говорение с устойчивыми, выработанными длительной, частой практикой речевыми навыками и умениями в их совокупности. Частое использование таких выражений: соответственно, так сказать, как следствие, вытекающее отсюда, короче, надо прямо сказать, итак, таким способом, следовательно, проще говоря и т.д. делает речь скучной, однообразной.
2. Акцентологические или орфоэпические ошибки (технические работники, студенты) - неправильная постановка ударения в словах: звонИт, по стенАм, по средАм, срЕдства, на тОрте, каталОг, добЫча (угля), возбужденО дело, кОмпас, обеспЕчение, рАкурс, квартАл, ходАтайство, включИт, нАчатый, должностЕй, мЕстностей, докумЕнт, киломЕтров, жалюзИ и во многих других словах.
3. Лексические ошибки или катахреза (студенты) — это ошибки употребления слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке, например: ностальгия по прошлому – ностальгия «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведённом словосочетании слово употреблено неправильно.
4. Тавтология – частое повторение одних и тех же слов и выражений.
5. Смешение паронимов: вражеский-враждебный, невежа-невежда, драматическая- драматичная.
6. Морфологические ошибки – это неправильное образование форм слов при изменении, когда берётся не то окончание, какое требуется, например: слесаря -слесарИ, токаря - токарИ, бульдозера - бульдозерЫ, волоса - волосЫ, выговора-выговорЫ, трактора - тракторЫ. Неправильное спряжение глаголов: состаришься, а надо состАреешься, сёла обезлюдят, а надо обезлюдеют, опротивят, а надо опротивеют, ездиют, а надо ездят, елозиет, а надо елозит, лазиют, а надо лазят, мучиет, а надо мучит, сыпет, а правильно сыплет, трепят, а надо треплют. Вместо ляг иногда образовывают неправильную форму глагола «ляжь», «делов» (дел), «местов» (мест). Глагол класть постоянно употребляется в неправильной форме «ложить». Вместо кое у кого говорят неправильно «у кое-кого, за кое-кем», а надо «кое за кем, кое от кого». Вместо «занимаюсь, работаю в корпусе» часто употребляют неправильное сочетание «занимаюсь на корпусе».
7. Неправильность речи – отклонение от фонетических, грамматических, лексических и других языковых норм. Однако не следует исправлять чужие ошибки во время беседы. Этим вы ставите и собеседника, и себя в неловкое положение, поэтому беседы, этим вы ставите и себя, и друга в неловкое положение. Лучше всего предложить в корректной форме другу или собеседнику после встречи свою помощь или обратиться к словарю.
8. Парцелляция - одно из самых частых на сегодняшний день нарушений речи. Специальное расчленение предложения с выведением за его правый предел отдельных членов как отдельных предложений. Это дань моде. Многие певцы используют в своём творчестве такой приём. Но слушать такого собеседника очень тяжело. Например: Я приеду завтра. Рано утром. Первым поездом; ср. Я приеду завтра рано утром, первым поездом. Купи хлеба. Чёрного. Кирпичиком. Слишком частая парцелляция оставляет впечатление, что человек плохо умеет выражать свои мысли.
9. Тахилалия (большинство студентов) – необычно быстрая речь. Нарушение культуры речевого общения, в результате чего страдает достижение коммуникативной цели речи.
10. Смешение стилей (стилистическая интерференция) – вставление иностилевого средства в высказывание, в целом выполненное в другом стиле, серьёзная стилистическая мешанина. Сюда же относится умышленная или нечаянная вульгаризация речи из-за введения отдельных вульгаризмов (намылился, засветился, проштрафился, опростоволосился). Употребление в речи несуществующих, выдуманных слов окказионализмов, например: сникерсни, не тормози!
11. Употребление жаргонизмов, сленга. Для молодёжи жаргон – элемент поп-культуры, престижный и необходимый для самовыражения. Сегодня молодёжный жаргон – это особая форма языка, основанная на нигилистическом отношении к жизни, где осознанно отвергаются все нормы русского языка и культуры речи. Особое же место в речи молодёжи занимает сленг. Эти резкие, звучные, ёмкие слова заполняют более 80% словарного запаса современного подростка, что абсолютно недопустимо для культурного, образованного человека. Привносит больший или меньший оттенок вульгарности.
12. Употребление иностранных слов. Многие подростки, в том числе учащиеся и студенты, в своей речи осознанно используют иностранные слова, чтобы выделиться из массы, но чаще такое злоупотребление заимствованными словами вызывает недоумение, чем восхищение, вместо положительной возникает отрицательная реакция у собеседника.
Но особое внимание мы хотели бы уделить засорению речи молодёжи нецензурной бранью.
Проведя анкетирование, мы выяснили, что 90% опрашиваемых в общении осознанно используют ненормативную лексику.
70% интервьюируемых объяснили столь широкое использование и распространение нецензурных слов в нашем обществе свободой слова и низким уровнем культуры, и что предпринимать какие-либо меры по исправлению ситуации абсолютно бессмысленно.
20% считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что это лучший способ самоутверждения в глазах других людей.
И лишь 3% верят, что стоит бороться с употреблением нецензурных слов воспитанием, а 7% - ужесточением системы штрафов.
На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?» 80% ответили, что «ни в коем случае», а 20% ответили, что употребление ненормативной лексики неизбежно.
Мы же в свою очередь предлагаем проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение качества общения в молодёжной среде: бесплатная раздача буклетов с целью популяризации вежливых обращений и выражений, проведение дней вежливости и культуры общения, конкурс проектов под названием «Мы сохраним тебя, русская речь!»
Каждому культурному человеку известны написанные вдали от России слова
И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Сегодня русскому языку очень нужна наша поддержка, чтобы он остался великим достоянием русского народа. Мы –лицо своего поколения! И мы просто обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык.
В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие строчки, которые западают глубоко в душу каждому россиянину:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
И мы всегда будем помнить, что правильная культурная речь – основа успеха 21 века.
Список использованной литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – В 4 томах. – т 1. – М.,1979
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1999
3. Русский язык в школе и дома. 2008.№4.1-32.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
5. www.epwr.ru