СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи - основа успеха 21 века

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заявка2»

Заявка

на участие в XV региональной научно-практической конференции «Культура, интеллект, творчество – основа успеха 21 века»

ФИО участника

Волков Александр Владимирович

Специальность, курс, группа

1 курс, МНЭл-4

ФИО научного руководителя, должность.

Зверева Инга Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

Направление (название секции)

Гуманитарные и общественные науки

Название (тема) доклада

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи.


Образовательное учреждение (название полностью)

ГБПОУ СПО «Братский промышленный техникум»

Адрес почтовый


Адрес электронный


Телефон


Оплата за сборник


Участие в конференции

заочное

Заявка на сертификат

Заявка на получение сертификата







Просмотр содержимого документа
«Конференция. Волков12.1.2docx»

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи.

А.В. Волков,

студент 1 курса, гр.МНЭЛ-4,

ГБПОУ СПО БПромТ, г.Братск,

научный руководитель И.В. Зверева


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев.

Современный русский язык – явление сложное. Ученые дают такое определение. Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли, общаться. Очевидно, что язык существенно меняется за последние десятилетия, и мы становимся тому свидетелями, сравнивая речь современного человека с произведениями классиков. Возникает вопрос: «Как реагировать на изменение языка?» Можно спокойно наблюдать, как засоряется речь современной молодёжи, а можно противостоять этому и найти различные пути решения проблем речевой культуры.

Изучая современный русский язык, мы не только овладеваем его системой, но и развиваем мышление, познаём историю и культуру общения своего народа. С полным правом некоторые исследователи называют русский язык – великим учителем. Как точно подметил персидский поэт и мыслитель 18 века Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»

Слово, речь – это показатель общей культуры человека. Вот почему овладение нормами и правилами современного русского языка и культуры речи так важно для того, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих и быть приятным собеседником.

На сегодняшний день проблема речевой культуры молодёжи является актуальной, и потому цель нашей исследовательской работы заключается в выявлении различных продуктивных путей устранения многочисленных проблем речевой культуры. Объектом исследования была выбрана речь современных молодых людей (от 13 до 23 лет) на предмет использования и употребления речи в различных сферах и ситуациях.

На протяжении двух месяцев мы наблюдали за речью отдельных групп и людей. Нами были выявлены следующие речевые ошибки:

1. Автоматизм речи (студенты во время ответов, педагоги и мастера во время проведения лекций, классных часов) – это говорение с устойчивыми, выработанными длительной, частой практикой речевыми навыками и умениями в их совокупности. Частое использование таких выражений: соответственно, так сказать, как следствие, вытекающее отсюда, короче, надо прямо сказать, итак, таким способом, следовательно, проще говоря и т.д. делает речь скучной, однообразной.

2. Акцентологические или орфоэпические ошибки (технические работники, студенты) - неправильная постановка ударения в словах: звонИт, по стенАм, по средАм, срЕдства, на тОрте, каталОг, добЫча (угля), возбужденО дело, кОмпас, обеспЕчение, рАкурс, квартАл, ходАтайство, включИт, нАчатый, должностЕй, мЕстностей, докумЕнт, киломЕтров, жалюзИ и во многих других словах.

3. Лексические ошибки или катахреза (студенты) — это ошибки употребления слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке, например: ностальгия по прошлому – ностальгия «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведённом словосочетании слово употреблено неправильно.

4. Тавтология – частое повторение одних и тех же слов и выражений.

5. Смешение паронимов: вражеский-враждебный, невежа-невежда, драматическая- драматичная.

6. Морфологические ошибки – это неправильное образование форм слов при изменении, когда берётся не то окончание, какое требуется, например: слесаря -слесарИ, токаря - токарИ, бульдозера - бульдозерЫ, волоса - волосЫ, выговора-выговорЫ, трактора - тракторЫ. Неправильное спряжение глаголов: состаришься, а надо состАреешься, сёла обезлюдят, а надо обезлюдеют, опротивят, а надо опротивеют, ездиют, а надо ездят, елозиет, а надо елозит, лазиют, а надо лазят, мучиет, а надо мучит, сыпет, а правильно сыплет, трепят, а надо треплют. Вместо ляг иногда образовывают неправильную форму глагола «ляжь», «делов» (дел), «местов» (мест). Глагол класть постоянно употребляется в неправильной форме «ложить». Вместо кое у кого говорят неправильно «у кое-кого, за кое-кем», а надо «кое за кем, кое от кого». Вместо «занимаюсь, работаю в корпусе» часто употребляют неправильное сочетание «занимаюсь на корпусе».

7. Неправильность речи – отклонение от фонетических, грамматических, лексических и других языковых норм. Однако не следует исправлять чужие ошибки во время беседы. Этим вы ставите и собеседника, и себя в неловкое положение, поэтому беседы, этим вы ставите и себя, и друга в неловкое положение. Лучше всего предложить в корректной форме другу или собеседнику после встречи свою помощь или обратиться к словарю.

8. Парцелляция - одно из самых частых на сегодняшний день нарушений речи. Специальное расчленение предложения с выведением за его правый предел отдельных членов как отдельных предложений. Это дань моде. Многие певцы используют в своём творчестве такой приём. Но слушать такого собеседника очень тяжело. Например: Я приеду завтра. Рано утром. Первым поездом; ср. Я приеду завтра рано утром, первым поездом. Купи хлеба. Чёрного. Кирпичиком. Слишком частая парцелляция оставляет впечатление, что человек плохо умеет выражать свои мысли.

9. Тахилалия (большинство студентов) – необычно быстрая речь. Нарушение культуры речевого общения, в результате чего страдает достижение коммуникативной цели речи.

10. Смешение стилей (стилистическая интерференция) – вставление иностилевого средства в высказывание, в целом выполненное в другом стиле, серьёзная стилистическая мешанина. Сюда же относится умышленная или нечаянная вульгаризация речи из-за введения отдельных вульгаризмов (намылился, засветился, проштрафился, опростоволосился). Употребление в речи несуществующих, выдуманных слов окказионализмов, например: сникерсни, не тормози!

11. Употребление жаргонизмов, сленга. Для молодёжи жаргон – элемент поп-культуры, престижный и необходимый для самовыражения. Сегодня молодёжный жаргон – это особая форма языка, основанная на нигилистическом отношении к жизни, где осознанно отвергаются все нормы русского языка и культуры речи. Особое же место в речи молодёжи занимает сленг. Эти резкие, звучные, ёмкие слова заполняют более 80% словарного запаса современного подростка, что абсолютно недопустимо для культурного, образованного человека. Привносит больший или меньший оттенок вульгарности.

12. Употребление иностранных слов. Многие подростки, в том числе учащиеся и студенты, в своей речи осознанно используют иностранные слова, чтобы выделиться из массы, но чаще такое злоупотребление заимствованными словами вызывает недоумение, чем восхищение, вместо положительной возникает отрицательная реакция у собеседника.



Но особое внимание мы хотели бы уделить засорению речи молодёжи нецензурной бранью.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что 90% опрашиваемых в общении осознанно используют ненормативную лексику.

70% интервьюируемых объяснили столь широкое использование и распространение нецензурных слов в нашем обществе свободой слова и низким уровнем культуры, и что предпринимать какие-либо меры по исправлению ситуации абсолютно бессмысленно.

20% считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что это лучший способ самоутверждения в глазах других людей.

И лишь 3% верят, что стоит бороться с употреблением нецензурных слов воспитанием, а 7% - ужесточением системы штрафов.

На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?» 80% ответили, что «ни в коем случае», а 20% ответили, что употребление ненормативной лексики неизбежно.

Мы же в свою очередь предлагаем проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение качества общения в молодёжной среде: бесплатная раздача буклетов с целью популяризации вежливых обращений и выражений, проведение дней вежливости и культуры общения, конкурс проектов под названием «Мы сохраним тебя, русская речь!»

Каждому культурному человеку известны написанные вдали от России слова

И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Сегодня русскому языку очень нужна наша поддержка, чтобы он остался великим достоянием русского народа. Мы –лицо своего поколения! И мы просто обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык.

В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие строчки, которые западают глубоко в душу каждому россиянину:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово,

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

И мы всегда будем помнить, что правильная культурная речь – основа успеха 21 века.









Список использованной литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – В 4 томах. – т 1. – М.,1979

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1999

3. Русский язык в школе и дома. 2008.№4.1-32.

4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

5. www.epwr.ru



Просмотр содержимого презентации
«Волков А.В. Культура речи»

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи Выполнил студент 1курса, гр.МНЭл-4 А.В. Волков, ГБПОУ СПО «Братский промышленный техникум», г.Братск, научный руководитель И.В. Зверева

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи

Выполнил студент 1курса, гр.МНЭл-4

А.В. Волков, ГБПОУ СПО «Братский промышленный техникум», г.Братск, научный руководитель И.В. Зверева

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.  (Иван Сергеевич Тургенев. Великий русский писатель, драматург, поэт; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860))

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

(Иван Сергеевич Тургенев. Великий русский писатель, драматург, поэт; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860))

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли, общаться.  Основные функции языка: информационная коммуникативная

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая

позволяет людям выражать свои мысли, общаться.

Основные функции языка:

информационная

коммуникативная

Как реагировать на изменение языка? На несоблюдение речевых норм? Мириться?  Сопротивляться!

Как реагировать на изменение языка?

На несоблюдение речевых норм?

Мириться?

Сопротивляться!

Русский язык – великий учитель. Как точно подметил персидский поэт и мыслитель 18 века Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»
  • Русский язык – великий учитель. Как точно подметил персидский поэт и мыслитель 18 века Саади: «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!»

Заговори, чтоб я тебя увидел !

Цель нашей исследовательской работы заключается в выявлении различных продуктивных путей устранения многочисленных проблем речевой культуры. Объектом исследования была выбрана речь современных молодых людей (от 13 до 23 лет) на предмет использования и употребления речи в различных сферах и ситуациях.
  • Цель нашей исследовательской работы заключается в выявлении различных продуктивных путей устранения многочисленных проблем речевой культуры. Объектом исследования была выбрана речь современных молодых людей (от 13 до 23 лет) на предмет использования и употребления речи в различных сферах и ситуациях.

Сферы коммуникации:

Социально-культурная

Зрелищно-массовая, сфера игр и развлечений

Семейная

Профессионально-трудовая

Общественной деятельности

6

На протяжении двух месяцев мы наблюдали за речью отдельных групп и людей. Нами были выявлены следующие речевые ошибки: ошибки  примеры Автоматизм речи Частое использование таких выражений: соответственно, так сказать, как следствие, вытекающее отсюда, короче, надо прямо сказать, итак, таким способом, следовательно, проще говоря и т.д. делает речь скучной, однообразной. Акцентологические или орфоэпические ошибки ЗвонИт, по стенАм, по средАм, срЕдства, на тОрте, каталОг, добЫча (угля), возбужденО дело, кОмпас, обеспЕчение, рАкурс, квартАл, ходАтайство, включИт, нАчатый, должностЕй, мЕстностей, докумЕнт, киломЕтров, жалюзИ и во многих других словах. Лексические ошибки или катахреза это ошибки употребления слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке, например: ностальгия по прошлому – ностальгия «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведённом словосочетании слово употреблено неправильно.

На протяжении двух месяцев мы наблюдали за речью отдельных групп и людей. Нами были выявлены следующие речевые ошибки:

ошибки

примеры

Автоматизм речи

Частое использование таких выражений: соответственно, так сказать, как следствие, вытекающее отсюда, короче, надо прямо сказать, итак, таким способом, следовательно, проще говоря и т.д. делает речь скучной, однообразной.

Акцентологические или орфоэпические ошибки

ЗвонИт, по стенАм, по средАм, срЕдства, на тОрте, каталОг, добЫча (угля), возбужденО дело, кОмпас, обеспЕчение, рАкурс, квартАл, ходАтайство, включИт, нАчатый, должностЕй, мЕстностей, докумЕнт, киломЕтров, жалюзИ и во многих других словах.

Лексические ошибки или катахреза

это ошибки употребления слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке, например: ностальгия по прошлому – ностальгия «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведённом словосочетании слово употреблено неправильно.

Ошибки

Примеры, итог

Тавтология

Смешение паронимов

частое повторение одних и тех же слов и выражений: говорил, называл, она, подчеркивает, выделяет и т.д.

Морфологические ошибки

вражеский-враждебный, невежа-невежда, драматическая- драматичная.

неправильное образование форм слов при изменении, когда берётся не то окончание, какое требуется, например: слесаря -слесарИ, токаря - токарИ, бульдозера - бульдозерЫ, волоса - волосЫ, выговора-выговорЫ, трактора - тракторЫ. Неправильное спряжение глаголов: состаришься, а надо состАреешься, сёла обезлюдят, а надо обезлюдеют, опротивят, а надо опротивеют, ездиют, а надо ездят, елозиет, а надо елозит, лазиют, а надо лазят, мучиет, а надо мучит, сыпет, а правильно сыплет, трепят, а надо треплют. Вместо ляг иногда образовывают неправильную форму глагола «ляжь», «делов» (дел), «местов» (мест). Глагол класть постоянно употребляется в неправильной форме «ложить». Вместо кое у кого говорят неправильно «у кое-кого, за кое-кем», а надо «кое за кем, кое от кого». Вместо « занимаюсь, работаю в корпусе » часто употребляют неправильное сочетание « занимаюсь на корпусе ».

Ошибки Примеры, итог Тахилалия необычно быстрая речь. Употребление жаргонизмов, сленга. Сегодня молодёжный жаргон – это особая форма языка, основанная на нигилистическом отношении к жизни, где осознанно отвергаются все нормы русского языка и культуры речи. Особое же место в речи молодёжи занимает сленг. Эти резкие, звучные, ёмкие слова заполняют более 80% словарного запаса современного подростка, что абсолютно недопустимо для культурного, образованного человека. Привносит больший или меньший оттенок вульгарности. Употребление иностранных слов. Многие подростки, в том числе учащиеся и студенты, в своей речи осознанно используют иностранные слова, чтобы выделиться из массы, но чаще такое злоупотребление заимствованными словами вызывает недоумение, чем восхищение, вместо положительной возникает отрицательная реакция у собеседника.

Ошибки

Примеры, итог

Тахилалия

необычно быстрая речь.

Употребление жаргонизмов, сленга.

Сегодня молодёжный жаргон – это особая форма языка, основанная на нигилистическом отношении к жизни, где осознанно отвергаются все нормы русского языка и культуры речи. Особое же место в речи молодёжи занимает сленг. Эти резкие, звучные, ёмкие слова заполняют более 80% словарного запаса современного подростка, что абсолютно недопустимо для культурного, образованного человека. Привносит больший или меньший оттенок вульгарности.

Употребление иностранных слов.

Многие подростки, в том числе учащиеся и студенты, в своей речи осознанно используют иностранные слова, чтобы выделиться из массы, но чаще такое злоупотребление заимствованными словами вызывает недоумение, чем восхищение, вместо положительной возникает отрицательная реакция у собеседника.

  • Проведя анкетирование, мы выяснили, что 90% опрашиваемых в общении осознанно используют ненормативную лексику.

70%

20%

10%

  • Объяснили столь широкое использование и распространение нецензурных слов в нашем обществе свободой слова и низким уровнем культуры, и что предпринимать какие-либо меры по исправлению ситуации абсолютно бессмысленно.
  • Объяснили столь широкое использование и распространение нецензурных слов в нашем обществе свободой слова и низким уровнем культуры, и что предпринимать какие-либо меры по исправлению ситуации абсолютно бессмысленно.
  • Считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что это лучший способ самоутверждения в глазах других людей. Но стоит исправлять речевую ситуацию!
  • Считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что это лучший способ самоутверждения в глазах других людей.
  • Но стоит исправлять речевую ситуацию!
  • Из них лишь 3% верят, что стоит бороться с употреблением нецензурных слов воспитанием, а 7% - ужесточением системы штрафов.
  • Из них лишь 3% верят, что стоит бороться с употреблением нецензурных слов воспитанием, а 7% - ужесточением системы штрафов.
На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?» 20% 80% Не хотят, чтобы их дети употребляли нецензурную лексику Употребление ненормативной лексики неизбежно.

На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?»

20%

80%

Не хотят, чтобы их дети употребляли нецензурную лексику

Употребление ненормативной лексики неизбежно.

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи Бесплатные буклеты Бесплатные флаеры Конкурс «Ораторское искусство» Акция «Вежливые люди»

Пути преодоления проблем речевой культуры современной молодёжи

Бесплатные буклеты

Бесплатные флаеры

Конкурс

«Ораторское искусство»

Акция

«Вежливые люди»

Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Сегодня русскому языку очень нужна наша поддержка, чтобы он остался великим достоянием русского народа.  Мы – лицо своего поколения!    мы всегда будем помнить, что правильная культурная речь – основа успеха 21 века.   И мы просто обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык.  В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие строчки, которые западают глубоко в душу каждому россиянину:   И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово,  Свободным и чистым тебя пронесем  И внукам дадим, и от плена спасём  Навеки! 12

Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Сегодня русскому языку очень нужна наша поддержка, чтобы он остался великим достоянием русского народа. Мы – лицо своего поколения! мы всегда будем помнить, что правильная культурная речь – основа успеха 21 века. И мы просто обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык. В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие строчки, которые западают глубоко в душу каждому россиянину:

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово, Свободным и чистым тебя пронесем И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!

12

Список использованной литературы: 1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – В 4 томах. – т 1. – М.,1979 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1999 3. Русский язык в школе и дома. 2008.№4.1-32. 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. 5. www.epwr.ru
  • Список использованной литературы:
  • 1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – В 4 томах. – т 1. – М.,1979
  • 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1999
  • 3. Русский язык в школе и дома. 2008.№4.1-32.
  • 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
  • 5. www.epwr.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!