СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура северных ханты и манси (по материалам этнографов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности. Эти традиции сформировались на других территориях и в других природных условиях, но они оказались настолько жизнестойкие, что мало изменились в процессе адаптации к новой среде обитания, начавшейся несколько веков назад. Этот феномен находит объяснения.

Просмотр содержимого документа
«Культура северных ханты и манси (по материалам этнографов)»


Л. Р. Березина

Нижневартовский государственный

гуманитарный университет

КУЛЬТУРА СЕВЕРНЫХ ХАНТЫ И МАНСИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФОВ)

Национальная культура коренного населения, проживающего сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа, как и многие народы мира, прошла сложный и длинный этап формирования.

На протяжении всей истории обско-угорских народов формировалось их мировоззрение, религиозные представления, мифология, традиции, народные знания, нормы поведения. Задолго до начала новой эры (X–VIII тыс. лет до н. э.) люди проникли на территорию Западной Сибири, приспосабливаясь к трудным местным условиям. Обживали эти места, создавая удивительно рациональную, своеобразную культуру. Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, предметов декоративно-прикладного творчества, но и удивительная простота и точность исполнения.

Территориальная изолированность от очагов европейской и восточной культур обеспечивала сохранению своей архаичной культуры, особенности которой определялись природно-климатическими условиями, сложившимся укладом жизни и традициями.

В процессе исследования культуры обско-угорских народов (ханты и манси) важно ответить на вопросы: когда возникла эта общность людей, в каких временных рамках и под влиянием каких культур сформировалась материальная и духовная культура данного народа?

Существует несколько версий о месте и времени формирования народа древних угров как этнического сообщества. Одни финно - угроведы называют территорию Волжско-Камское междуречье, другие предками угров считают коренное население лесостепной зоны Западной Сибири (междуречье Тобола и Иртышья). Считается, что к тому времени уже завершилось слияние аборигенов тайги и пришельцев с юга – скотоводов. Данное население занималось охотой и рыболовством, скотоводством и земледелием. Со временем их потеснили тюркские народы и уграм пришлось двинуться на север.

Процесс формирования культуры обских угров представляет собой сочетание разных культур, истоки которых лежат в культурах таежного населения Западной Сибири, скотоводов лесной и лесостепной зоны, а также других народов, с которыми обские угры соседствовали на разных этапах своей истории. Заслуживает внимания гипотеза, выдвинутая исследователем Федоровой Н.Г. По её утверждению «процесс формирования культуры обских угров представляет собой сочетание разных культур, истоки которых лежат в культурах таежного населения Западной Сибири, скотоводов лесной и лесостепной зоны, а также других народов, с которыми обские угры соседствовали на разных этапах своей истории».1

Сам термин «обские угры» появился в 50-х годах и употребляется часто в связи с тем, что в происхождении этнической истории и культуры ханты и манси много общего и относятся к группе финно-угорской языковой семье.

Первое упоминание о Югре в русской письменности найдено в Лаврентьевской летописи 1096 г. Письменные описания об остяках оставил путешественник И. Витсен, прибывший в Москву с голландским посольством (1664 – 1667 гг.), где он кратко сообщает о почитании ханты и манси медведя и лошади, о домашних духах и жрецах.

В 1715 году Г. Новицкий написал книгу «описание о народе остяцком» - первое крупное сочинение по народам Сибири, главным образом по южным ханты. Сейчас это имеет большое значение, так как эта группа почти полностью утратила свой язык и национальную культуру. Г. Новицкий рассказывает об обрядах, связанных с рождением ребенка и смертью человека; о жертвоприношениях в виде подарков.

В 1840-х г.г. исследователи (финн А.М. Кастрен и венгр А. Регули) проявляли интерес к своим далеким предкам. А. Регули изучал разные диалекты обских угров и записывал ценнейшие сведения по древним верованиям и обрядам.

А.М. Кастрен на основе богатого лингвистического и этнографического материала, собранного в полевых условиях составил грамматику и словари для 20 языков, исследовал языки и этнографию финно-угорских народов. Основные труды (12-ти томник по описанию народов Севера и Сибири) опубликованы уже после смерти.

У.Т. Сирелиус – финский этнограф. В результате экспедиций к остякам собрал и опубликовал материал по описанию мест их рождения, предметов. Разработаны карты местностей где побывал Сирелиус, сопроводил их многочисленными фотографиями и путевыми заметками.

В 1880-х г. г. финн А.Алквист опубликовал на хантыйском и ненецком языках собранные им фольклорные тексты «О языке северных остяков», а затем на ненецком описание своего путешествия «Среди ханты и вогулов».

Б. Мункачи, К.Ф. Карьяляйнен и А. Канисто в конце XIX - начале XX в. собрали великолепный материал по религии обских угров, открыв для общественности сложный мир ханты и манси, их богатую мифологию и фольклор.

А.А. Дунин - Горкавич, русский исследователь, издал в начале ХХ в. три тома «Тобольский Север» с детальным описанием разных форм жизни коренных народов.

В.Н. Чернецов – наиболее видная фигура в 20-е годы ХХ в.в. Его этнографические экспедиции в Северо - Западную Сибирь продолжались 25 лет (в основном среди манси). Своими исследованиями он охватил почти все сферы материальной и духовной жизни. Многие идеи его были развиты и дополнены в работах других исследователей. В.Н. Чернецов и Н.Ф. Прытков участвовали в создании письменности для хантов.

Существенную роль в исследовании материальной и духовной культуры, особенностей быта северных ханты и манси оказал немецкий исследователь В. Штейниц - лингвист, этнограф, фольклорист. Как ученый он уделял значительное внимание сочетанию языковедческого и этнологического подхода, междисциплинарности в разработке новых вопросов, особенно в области народоведения. Участвуя в этнографических экспедициях, В. Штейниц собрал богатый материал по хантыйскому языку и фольклору, исследовал формы родственных отношений и названия родства. Вслед за В.Н. Чернецовым исследовал формы социальной организации северных народов, уточнил их родственные отношения - названия системы терминов родства.

В своих многочисленных работах З.П. Соколова посвятила описанию жилищ, религии, этнической истории ханты и манси.

Труды Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзина, А.М. Сагалаева, А.В. Бауло, А.П. Зенько, Е.Г. Федоровой, Т.Г. Харамзина и др. отображают разные стороны как традиционной, так и современной культуры.

В 90-е годы заметный вклад в исследования культуры народов ханты и манси сделали ученые – представители этноса ханты и манси: Г.В. Молданова, А.А. Сязи, М.А. Лапина, А.И. Сайнахова, С.Х. Хакназаров, Н.Г.Хайруллина публикации, которых воспринимаются не только как новые факты, но и как новое слово в науке.

Обские угры относятся к уральскому типу рас, для которого характерно своеобразное сочетание европеоидных и монголоидных признаков. Их образование связано с освоением новых мест в Зауралье, куда предки ханты и манси переходили за Урал разными путями, в разных местах и в разное время. В результате сложились две территориальные этнические группы: пор и мось, которые отличались друг от друга еще и разными диалектами языка.

Ученые-лингвисты, изучающие язык этих народов, выделяют внутри каждого из них диалектные группы, которые легли в основу лингвистической классификации обских угров. У манси их четыре: северная (по рекам северной Сосьве, Ляпину, Оби, верховьям Лозьвы), западная ( в среднем и нижнем течении р. Лозьвы, по рекам Пелыму и Вагильску), восточная (по р. Конде), южная ( по р.Тавде)2

У ханты – три: северная (по Оби от деревни Шеркалы до района Салехарда), южная (по Иртышу с притоками и части Оби в районе устья Иртыша), восточная (в Сургутско-Васюганском Приобье)3. Такого деления придерживается в настоящее время значительная часть исследователей, хотя существует и другая классификация. Её предложили В. Штейниц и Н. Терешкин, выделившие в хантыйском языке две большие диалектные группы: западную и восточную. Но в этнографическом отношении все, же существуют различия между северными и южными ханты, хотя в культурах имеется больше общего, чем в культурах западных и восточных ханты, что позволяет предполагать более тесную генетическую связь между южными и северными группами.

Формирование культуры любой народности – процесс длительный и сложный, который испытывают на себе воздействие различных факторов. Исследователь В.Н. Чернецов разделил их на две большие группы: внешние и исторические. К первой группе относят географическую среду и вековые колебания климата, особенности речной системы, особенности ландшафта, наличие полезных ископаемых и т.п., которые непосредственно влияли на формирование хозяйственной деятельности.

На процесс формирования культуры обских угров оказывали и исторические факторы. Это, прежде всего, было связано с миграцией людей, их плотностью расселения на территории бассейна реки Оби. А это, в свою очередь, способствовало распространению хозяйственных достижений. Именно миграции и ассимиляции различных этнических групп стали основой культуры, которая сформировалась в результате их взаимовлияния.

Миграции были причиной наиболее важных историко-культурных процессов, разнообразие которых определялось и степенью генетической и культурной близости приходивших в соприкосновение этнических групп, и соотношением их хозяйственных форм, и уровнем общественного развития. Происходившие в этих условиях процессы ассимиляции могли приводить в результате к сочетанию очень разнообразных этнокультурных признаков у вновь возникших смешанных групп. Ярким подтверждением служит культура обских угров, представляющая собой сочетание разнообразных этнокультурных признаков.

Само понятие «культура обско-угорских народов» рассматривается как общее понятие, объединяющее материальную и духовную культуры.

Процесс формирования культуры обско-угорских народов представляет собой соединение нескольких культур древнего таёжного населения Западной Сибири, скотоводов лесостепной и степной зон и культур тех народов, с которыми обские угры взаимодействовали на различных этапах своей истории.

Формирование урало-сибирской общности началось с эпохи мезолита (X–VIII тыс. лет до н. э.), когда предки уральцев прошли из Приморья и восточного Прикамья в среднее Зауралье и Западную Сибирь, где смешались с местными аборигенами.

Археологические данные показывают, что обские угры сосредоточились в этот период в Зауралье (верхних левых притоков Тобола) и нижнем Притоболье. Именно с районами нижнего Притоболья связано формирование оседло-рыболовческого уклада, а также разнообразных способов и орудий рыболовства, особенно запорного.

На территории лесного Зауралья сложились те способы охоты на крупных копытных животных, которые обскими уграми применялись в таёжной действительности.

В этот период (VII–V тыс. лет до н.э.) возникают основные виды орнамента на бересте, а также шахматно - меховая мозаика из сборного меха. Эти способы орнаментации и узоры сложились в среде урало-сибирцев, обитавших в лесных и южно-таежных зонах. В северо-таежном Приобье эта традиция перерастает в «сотовый» геометризм.

В эпоху поздней бронзы (I тыс. лет до н.э.) далекие предки ханты и манси использовали в хозяйственной деятельности все предметы, известные в наше время, например, вышитую одежду, покрой которой похож с покроем одежды Казахстана и Средней Азии.

Соседство древних угров с ирано - язычным населением также позволило проникнуть в культуру угров элементам культуры иранского происхождения (детали костюма, езда по евроазиатским степям верхом на лошади, название предметов иранского происхождения, использование металлического орудия труда, платок и обычай избегания).

Формированию культуры обских угров способствовало и саргато-сарматское влияние. Население соргатов тогда занимало огромную территорию. Со временем часть соргатского населения переместилось в южно-таежную зону Западной Сибири, где растворилось среди местного населения.

Именно в это время в орнаменте появляются образы медведя, которому придаются богатырские черты и появляется божество – всадник Мир-Сусне-Хума (иранского богатыря).

Позднейшее расселение угров на север в более суровые климатические условия, повлияло на этнокультуру более южных районов. На это указывает смешанный характер языка и культуры селькупов.

Так в процессе расселения по тайге под влиянием природных условий и других этнических культур сформировался хозяйственно-культурный тип обских угров.

Таким образом, основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности. Эти традиции сформировались на других территориях и в других природных условиях, но они оказались настолько жизнестойкие, что мало изменились в процессе адаптации к новой среде обитания, начавшейся несколько веков назад. Этот феномен находит объяснения.

Во–первых, стабильность хозяйственной деятельности обеспечивалась стабильностью природных условий в таёжных регионах Западной Сибири, по сравнению со степью и тундрой.

Сохранение на протяжении длительного времени без особых изменений основных видов хозяйственной деятельности: охоты, рыболовства, собирательства - обеспечивало ту самую стабильность материальной культуры обских угров.

Во–вторых, непривлекательность территории Западной Сибири, с точки зрения других народов, из-за сложных климатических условий обеспечила сохранение традиционного хозяйственного уклада и духовных традиций.

В третьих, культура обских угров впитала в себя многие элементы мировой культуры сформировавшиеся в среде скотоводческого населения и которые не были утрачены в процессе освоения новых пространств.

1 См.: Федорова Е. Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры ханты и манси. М., 2000. С. 7.

2 Ромбандеева Е.И. мансийский язык//Основы финно-угорского языкознания (марийский, пермские и угорские языки). М., 1976. С.232


3 Караулов Ю.Н. Хантыйский язык// Основы финно-угорского языкознания (марийский, пермские и угорские языки). М., 1976. С.244-245


8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!