СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по русскому языку для 9 класса "От простого к сложному: подготовка к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование предназначено для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Курс по русскому языку для 9 класса "От простого к сложному: подготовка к ОГЭ"»

Программа внеурочной деятельности «От простого к сложному: подготовка к ОГЭ» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия , содержание которых предусматривает подготовку к ОГЭ.Сроки реализации: 2020-2021 учебный год.

Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, обеспечение подготовки учеников 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи курса:

  • обогащение словаря;

  • развитие устной и письменной речи;

  • работа над содержательной стороной слова;

  • активизация познавательных интересов;

  • развитие творческих способностей и мышления;

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • свободное использование словарного запаса;

  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

  • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

Содержание учебного предмета, курса.

Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия позволяют наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте, направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся, строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.

Программа рассчитана на 33 недели - 33 часа (1 час в неделю).

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает:

- на систематизацию некоторых встречающихся затруднений у обучающихся правил орфографии и пунктуации;

- правильность и культуру русской речи;

- определение речевых и грамматических ошибок;

- редактирование творческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого применяются наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Обучающийся тренируется в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания.



Сжатое изложение как средство переработки информации,  Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста».

Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста».

Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом « обобщения».

Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия».

Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия».

Учимся аргументировать».

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (9.2)».

Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (9.3).

Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (9.3).

Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение).

Фактические ошибки.

Речевые и грамматические ошибки.

Лексические нормы.

Понимание текста.

Средства выразительности речи.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание Н – НН в различных частях речи.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Грамматическая основа предложения.

Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и  сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи».

Выполнение тестовых заданий.

Диагностическая работа в форме ОГЭ.





















































Тематическое планирование

Раздел,

тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

Введение – 2ч

1-2

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

2

7.09

14.09


Сжатое изложение - 5ч

3

Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение.

1

21.09


4

Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

1

28.09


5

Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

1

5.10


6

Выбор приемов сжатия.

1

12.10


7

Написание сжатого изложения

1

19.10


Пишем сочинение - 8ч

8

Критерии оценки заданий. Структура сочинения.

1

26.10


9

Учимся формулировать тезис.

1

9.11

16.11

10

Учимся аргументировать.

1

16.11

16.11

11

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему(9.2)

1

23.11


12

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему(9.2)

1

30.11


13

Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы(9.3)

1

7.12


14

Отработка навыка написания сочинения-комментарий определения(9.3)

1

14.12


15

Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)

1

21.12


Типы ошибок - 2 ч

16

Фактические ошибки

1

28.12


17

Речевые и грамматические ошибки

1

18.01


Текст - 1ч

18

Понимание текста.

1

25.01


Лексика - 2ч

19

Лексика.

Средства выразительности речи.

1

1.02


20

Синонимы.

1

8.02


Орфография - 3ч

21

Правописание приставок.

1

15.02


22

Правописание суффиксов.

1

22.02


23

Н – нн в различных частях речи.

1

1.03


Синтаксис и пунктуация - 7ч

24

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1

15.03


25

Грамматическая основа предложения.

1

22.03


26

Обособленные члены предложения.

1

5.04


27

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1

12.04


28

Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении.

1

19.04


29

Сложные предложения с различными видами связи.

1

26.04


30

Сложные бессоюзные предложения.

1

10.05


Повторение и закрепление пройденного - 3ч

31

Выполнение тестовых заданий.

1

17.05


32

Выполнение тестовых заданий.

1

24.05


33

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1

31.05



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!