Курсовая работа "Любовь в жизни и творчестве Бродского"

Категория: Литература

Курсовая работа "Любовь в жизни и творчестве Бродского".

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Любовь в жизни и творчестве Бродского"»







Муниципальное образовательное учреждение лицей №86


     












КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема любви в жизни и творчестве И.А.Бродского.














Выполнена ученицей 10 «А» класса

МОУ лицея №86 г. Ярославля  

Моховой Анастасией Евгеньевной

      

Научный руководитель:  
учитель русского языка и литературы 
Быкова Светлана Алексеевна  






Ярославль
2015

2

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………...………………………....3



ГЛАВА 1. ТЕМА ЛЮБВИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.А.БРОДСКОГО.................5



    1. И.А.БРОДСКИЙ И М.БАСМАНОВА…………………………………......…..5



    1. И.А.БРОДСКИЙ И ФЕЙС ВИГЗЕЛЛ………………………………………......7



    1. И.А.БРОДСКИЙ И М.СОЦЦАНИ……………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..…..11









































3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

24 мая будет отмечаться 75-летие со дня рождения И.А.Бродского, поэта, чьё имя стало известно широкой читательской аудитории сравнительно недавно. Возможно, именно поэтому информации о нем в критической литературе почти нет. Поэтому нам бы хотелось обратиться к одной из тем его творчества – теме любви.

,

Тема любви-самая распространенная тема в литературе.

В стихотворениях А.С. Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении "Я вас любил..." поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

 В творчестве Лермонтова любовь носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни, Лермонтов грустит о потерянном счастье:

    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.



Маяковский же считает, что любовь – это всегда страдание. Так, в стихотворении «Лиличка! Вместо письма». Автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Данное произведение становится своеобразным откровением персонажа. Мне кажется, что это стихотворение очень яркое и искреннее. Написано оно в виде монолога:

    Все равно
    любовь моя –
    тяжкая гиря ведь –
    висит на тебе,
    куда ни бежала б.
    Дай в последнем крике выреветь   

Горечь обиженных жалоб…





4

А у Бродского мы читаем:

Раньше здесь щебетал щегол
в клетке. Скрипела дверь.
Четко вплетался мужской глагол
в шелест платья. Теперь
пыльная капля на злом гвозде -
лампочка Ильича
льется на шашки паркета, где
произошла ничья.
Знающий цену себе квадрат,
видя вещей разброд,
не оплакивает утрат;
ровно наоборот:
празднует прямоту угла,
желтую рвань газет,
мусор, будучи догола,
до обоев раздет.
Печка, в которой погас огонь;
трещина по изразцу.
Если быть точным, пространству вонь
небытия к лицу.
Некому здесь взять следа,
Только дверной проем
знает: двое, войдя сюда,
вышли назад втроем.

(1983)

Что это – боль? Страдание? Или великое счастье?



Цeлью рaбoты cтaл анализ любви в жизни и творчестве И.А.Бродского. Для дocтижeния пocтaвлeнной цeли нaм прeдcтoялo:

  1. Прочитать произведения поэта;

  2. Подобрать произведения, посвященные теме любви;

  3. Посмотреть, как представлена эта тема с точки зрения идейного содержания и средств выразительности;

  4. Определить отличительные особенности произведений указанной тематики.















5



ГЛАВА 1. ТЕМА ЛЮБВИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.А.БРОДСКОГО

1.1.И.А.БРОДСКИЙ И М.БАСМАНОВА

В 1962 году двадцатидвухлетний Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П. И. Басманова. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. Иосиф Бродский и Марина Басманова впервые встретились 2 марта 1962 года на вечеринке в квартире будущего известного композитора Бориса Тищенко.

Поэту еще не было и 22 лет, Марина двумя годами его старше.

Марина Басманова родилась и выросла в Ленинграде.
Ее отец, Павел Иванович Басманов, был известным художником, учеником самого Петрова-Водкина.
Так что любовь к живописи передалась девушке по наследству.
Когда она, будучи начинающим художником-иллюстратором, заходила в Эрмитаж полюбоваться на полотна великих мастеров, многие посетители-мужчины невольно оборачивались ей вслед.
Высокая и стройная, с высоким лбом, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами, она сама казалась сошедшей с одной из картин эпохи Возрождения.

О юной художнице Марине Басмановой Анна Ахматова как-то задумчиво сказала: «Тоненькая, умная и как несет свою красоту! И никакой косметики. Одна холодная вода!»



Твой локон не свивается в кольцо

(и пальца для него не подобрать)

в стремлении очерчивать лицо,

как ранее очерчивала прядь.

Пройдут годы, и одна из близких друзей Бродского, писательница Людмила Штерн, в своей книге «Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» будет вспоминать о Басмановой так: «Она казалась очень застенчивой. Не блистала остроумием и не участвовала в словесных пикировках, когда мы друг о друга точили языки. Бывало, за целый вечер и слова не молвит, и рта не раскроет».

Недостатка в поклонниках у молодой художницы не было, но она не торопилась расставаться со своей свободой.

По свидетельству друзей, хорошо знавших Басманову, она отличалась от своих сверстниц еще одной чертой — любовью ко всему таинственному и загадочному.

Так, она даже изобрела свой личный шифр, чтобы вести дневник. А на стене в ее комнате этими же кодовыми знаками был начертан необычный девиз: «Быть, а не казаться».



Почему она выбрала именно его, никто не знал.

6

Бродский считал ее своей невестой, она сказала, как отрезала: «Я себя его невестой не считаю, а что он думает — это его дело»…



«Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало мое существованье для тебя».

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денечки», каковая метафора в устах КГБ означала допросы, тюрьмы и психбольницы.

Он до последнего надеялся, что эмигрируют они вместе: он, она и сын…

Бродский уехал один.

. В 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке.



Будучи в Штатах, Иосиф Александрович часто вспоминал время, проведенное в ссылке. В 1976 году Бродский написал стихотворение «Ты забыла деревню..»

Ты забыла деревню, затерянную в болотах

залесенной губернии, где чучел на огородах

отродясь не держат — не те там злаки,

и дорогой тоже все гати да буераки.

Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,

а как жив, то пьяный сидит в подвале,



либо ладит из спинки нашей кровати что-то,

говорят, калитку не то ворота.



А зимой там колют дрова и сидят на репе,

и звезда моргает от дыма в морозном небе.

И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли

да пустое место, где мы любили.





7

Это стихотворение, описывающее был в селе Норинском, в котором жил опальный поэт, посвящено Марианне, которая часто приезжала к ссыльному Бродскому и подолгу жила в весьма скромных условиях.

Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни.



Сердечная рана Иосифа Александровича долго не заживала. Причем, и в прямом, и в переносном смысле: инфаркты преследовали его один за другим.

Но, даже будучи далеко, Иосиф Александрович мысленно в Петербурге, с Марианной. И посвящает ей стихи с «одного из пяти континентов, держащихся на ковбоях».





Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (1976)

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,

дорогой, уважаемый, милая, но неважно

даже кто, ибо черт лица, говоря

откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но

и ничей верный друг вас приветствует с одного

из пяти континентов, держащегося на ковбоях;

я любил тебя больше, чем ангелов и самого,

и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;

поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,

в городке, занесенном снегом по ручку двери,

извиваясь ночью на простыне --

как не сказано ниже по крайней мере --

я взбиваю подушку мычащим "ты"

за морями, которым конца и края,

в темноте всем телом твои черты,

как безумное зеркало повторяя.

Боль от расставания с Марианной не затихает, Бродский чувствует себя одиноким, покинутым, никому не нужным в чужой стране, он любил Марианну больше всего на свете и остался один. Не спит ночами, вспоминая дни, проведенные со своей любовью. Она видится ему в темноте.

8

1.2.Иосиф Бродский и Фейс Вигзелл

Они познакомились в марте 1968 г. Фейс приехала в Ленинград на шесть недель в командировку в связи с научной работой по древнерусской литературе, которой она занималась в Лондонском университете. У Иосифа Александровича была очень застенчивая, робкая улыбка. Его голос производил на неё потрясающее впечатление, когда он читал стихи.

Прачечный мост

F.W.

На Прачечном мосту, где мы с тобой
уподоблялись стрелкам циферблата,
обнявшимся в двенадцать перед тем,
как не на сутки, а навек расстаться,
– сегодня здесь, на Прачечном мосту,
рыбак, страдая комплексом Нарцисса,
таращится, забыв о поплавке, на зыбкое
своё изображенье.
...Он смотрится спокойно в наши воды
и даже узнаёт себя. Ему
река теперь принадлежит по праву,
как дом, в который зеркало внесли,
но жить не стали.

В этом стихотворении Бродский вспоминает время, проведенное с Фейс, видит произошедшие со временем изменения.



Когда закончились её шесть недель в Ленинграде и Фейс должна была уехать домой, в Лондон, выяснилось, что кроме новых впечатлений, материалов для работы, милых сувениров в её багаже оказалось нечто куда боле серьёзное: предложение руки и сердца ленинградского поэта Иосифа Бродского. Она вернулась в Лондон и спустя четыре года вышла замуж. За американца, жившего в Англии. В 1972 году, когда Бродского выгнали из СССР, они встретились в Лондоне на международном фестивале поэзии. Фейс была беременна первым ребёнком. Для Иосифа Александровича это был удар. Она старалась меньше встречаться с ним, чтобы не заставлять его страдать. В 1978г. она разошлась с мужем, но с Бродским они остались лишь близкими друзьями.

F.W.

Вот место нашей встречи. Грот
заоблачный. Беседка в тучах.
Приют гостеприимный. Род
угла; притом, один из лучших...
Вот то, что нам с тобой дано.
Надолго. Навсегда. До гроба.
Невидимым друг другу. Но
оттуда обозримы оба...

(1970 г.)



9

Это стихотворение Бродский пишет после отъезда Фейс, в надежде, что ещё когда-нибудь увидит её.



1.3.И.А.БРОДСКИЙ И М.СОЦЦАНИ

После отъезда в США Бродский думал, что будет одинок до конца своей жизни, когда однажды на лекции в Сорбонне он увидел среди своих студентов-славистов Марию Соццани.

Красавица-итальянка русского происхождения была моложе поэта на тридцать лет и… безумно напоминала Марину Басманову в юности.
В 1991 году они поженились. Мария стала не только любящей женой, но и верным другом и помощницей во всех литературно-издательских делах.

В 1993 году у них родилась дочь Анна Александра Мария (Анна в честь А.А.Ахматовой, Александра в честь отца, Мария в честь матери). В доме всегда говорили на английском, но мать учила дочь русскому, чтобы та могла читать стихотворения отца.

Последняя книга, составленная при жизни поэта, завершается следующими строками:



И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки её превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.



— «Меня упрекали во всём, окромя погоды…»

Бродский прожил жизнь, полную боли и страданий, но, вместе с тем, радости и счастья. Все, что ранило поэта, делало его счастливым.























10



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы прочли произведения поэта, подобрали и проанализировали стихотворения, посвященные теме любви. Бродский прожил жизнь, полную боли и страданий, но, вместе с тем, радости и счастья. Все, что ранило поэта, делало его счастливым. Отличительной особенностью языка произведений Бродского является «сплав» различных, порой далёких друг от друга языковых пластов. В одном произведении могут «сосуществовать» архаизмы и элементы просторечия, книжная лексика и канцеляризмы, сленг и цитаты из классики 18–19 вв. Подобно Г. Р. Державину и А. С. Пушкину, поэт расширяет стилевой диапазон поэтического языка, используя неосвоенные поэзией языковые ресурсы. Определив отличительные особенности его творчества, можем утверждать, что рассмотрели все задачи, заявленные во введении, и выполнили цель работы.











































11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сайт «Wikipedia»

Сборник стихотворений И.А.Бродского «Новые стансы к Августе»

Сайт http://strana.ru/journal/23965997

Сайт http://www.russkiymir.ru/publications/88028/

Сайт http://www.rg.ru/2012/01/30/faith.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей