СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: Использование ИКТ на внеурочных экологических занятиях

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке я хочу представить свою курсовую работу.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: Использование ИКТ на внеурочных экологических занятиях»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Брянский профессионально-педагогический колледж»

Наименование процесса: Разработка учебно-планирующей документации

Условное обозначение: ОП-03

  1. Соответствует ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р 52614.2-2006 (4.1, 4.2.3, 4.2.4, 5.5.3, 5.6.2, 7.3, 8.2.3, 8.4, 8.5)
    1. Редакция № 1
    2. Изменение № 0

Лист 0 из 26

Экз. №










КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Использование ИКТ в экологическом воспитании младших школьников во внеурочное время.»


МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной и музыкальной деятельности

профессионального модуля

ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

БППК. КР. 1317 ПЗ





Студент группы 4НК-16

Литвинова Ольга Александровна

Оценка выполнения и защиты курсовой работы ________________

Руководитель: Калмыков О.Г.







Брянск, 2019г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………............................................ 3

  1. Теоретические и психолого-педагогические основы использования ИКТ в экологическом воспитании младших школьников.................................................. 6

1.1. История возникновения ИКТ и применение их в обучении школьников

1.2. Формы ИКТ в экологическом воспитании......................................................

1.3. Роль ИКТ в экологическом воспитании..........................................................

2. МЕТОДИКА использования ИКТ на внеурочных занятиях по экологии в начальных классах …..............................................................................................

2.1 Преимущества и недостатки в использовании ИКТ на внеурочных занятиях ……………………………

2.2 Методика составления и проведения внеурочного занятия с использованием ИКТ…………………………………………….

2.3 Проведение праздника Иван Купала …………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………

6

8

9

15

15

18

20

23

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………................... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….................. 29


















ОТЗЫВ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ


Специальность: “Преподавание в начальных классах.”

Курс 4 Группа НК-16

Студентка: Литвинова Ольга Александровна

Дисциплина: Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной и музыкальной деятельности

Научный руководитель: Калмыков О.Г.

Тема: Использование ИКТ в экологическом воспитании младших школьников во внеурочное время

Отзыв

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка ________________Подпись ____________________Дата



Введение.


«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

X А.В.Гагарин

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего возраста. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувства поэзии, а может быть, и простая человечность.

Важная задача начальной школы – экологическое образование. Содержание его сегодня богато и разнообразно и может быть развернуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе.

Использование ИКТ в экологическом образовании и воспитании школьников позволяет вывести этот вид деятельности на новый, качественно более высокий уровень. Это способствует развитию новых направлений по сохранению природы.

Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности обучающихся, как на уроке, так и во внеклассной работе. Инновационные образовательные технологии являются одним из основных способов обновления образовательного процесса.

В процессе экологического образования школьников используются разнообразные методы :

  • Практические (игры, ребусы, загадки)

  • Наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т.д.)

  • Словесные (художественное чтение, беседы)

Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление обучающихся, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании школьников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно – коммуникативные технологии.

Занятия проходят с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, достаточным количеством наглядного материала. В процессе работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при подготовке и проведении занятий.

В процессе урока педагогом используются задания для формирования у обучающихся лексико-грамматического и смыслового строя речи, также в работе используются индивидуальные карточки, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.

В процессе занятия для уменьшения усталости обучающихся, повышения учебной мотивации на разных этапах работы использовались элементы игровых технологий.

Грамотно структурированный процесс занятия позволяет поддерживать активность обучающихся на его различных этапах. Корректно и доступным языком сформулированные вопросы, что позволяет детям давать правильные ответы.

Представление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно – образное мышление обучающихся; происходит активизация произвольного внимания, возможность индивидуализации обучение; моделирование жизненных ситуаций которые нельзя увидеть в повседневной жизни, повышает качество знаний; подвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и обучающихся и их сотрудничества в образовательном процессе. Так же надо помнить, что ИКТ – это новое мощное средства развития обучающихся, но оно требует тщательной организации, как самих знаний так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина.

Средствами ИКТ в начальной школе, являются :

  • мультимедийный проектор;

  • телевизор;

  • видеокамера;

  • фотоаппарат;

  • компьютер;

  • Интерактивная панель.

В экологическом воспитании обучающихся, могут использоваться следующие виды материалов:

  • Звуковые (голоса птиц и диких животных, шум леса, прибоя, ветра, дождя и т.д. )

  • Экранные (картинки с домашними, дикими животными и птицами, временя года, живая и неживая природа, планета Земля)

  • Презентации (помогают обучающимся подробнее рассказать об окружающем мире)

В группах во время внеурочной деятельности проводится работа по экологическому воспитанию с помощью применения ИКТ, это помогает привлечь больше иллюстративного материала, использовать видеозаписи, делать занятия более интересными, эмоциональными и яркими, что повышает эффективность познавательной активности обучающихся.

Современные социокультурные условия детерминируют развитие образовательных технологий. Наиболее эффективными, способствующими высокой личностной включённости в обучение, быстрому доступу к информации и повышению у обучающихся познавательной мотивации, являются интерактивные технологии обучения.

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм.

С внедрением в процесс образования информационных технологий, сильно изменился подход к экскурсиям. На экскурсии обучающимися ведется фото и видеосъемка живой природы. С помощью данного материала составляются презентации. Обучающиеся на собственном материале (фото или видео) сравнивают элементы живой природы. Что повышает мотивацию к познанию окружающего мира. С помощью компьютерных программ с легкостью оформляются школьные стенды, где отражаются много важных проблем экологического воспитания. Так же без труда разрабатываются различные листовки, буклеты, памятки.

В конце каждого учебного года проводятся мониторинги, которые показывают уровень сформированности экологических знаний обучающихся и их интереса к окружающей среде.

Подводя итог к выше сказанному у обучающихся формируется познавательная активность, смысловая основа строя речи, повышается уровень самостоятельности учения. В процессе занятий дети самостоятельно выстраивают причинно-следственную связь и умозаключения.

Актуальность работы:

Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание младших школьников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

В младшем школьном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю у детей экологическому воспитанию.

Уверена, что если ребенку младшего школьного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого, то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким.

Поэтому можно разнообразить формы подачи материала, используя ИКТ.

В процессе экологического воспитания младших школьников используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д., словесные (художественное чтение, беседы). Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.

Цель исследования: Развитие познавательных способностей младших школьников средствами ИКТ в экологическом воспитании.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме курсовой работы.

  2. Раскрыть понятие и сущность использования ИКТ в экологическом воспитании младших школьников.

  3. Рассмотреть методику использования ИКТ в экологическом воспитании младших школьников.

  4. Составить методическое пособие.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретической литературы.

  2. Метод анализа и обобщения.

  3. Метод составления методического пособия.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материалы данной курсовой работы могут быть рекомендованы во внеурочной деятельности курса экология.


  1. Теоретические и психолого-педагогические основы использования ИКТ в экологическом воспитании младших школьников.

«Сделать учебную работу насколько

возможно интересной для ребёнка,

и не превратить эту работу

в забаву – одна из труднейших

и важнейших задач обучения»

К. Д. Ушинский


Применение компьютера в общеобразовательных школах возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Это способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Сегодня использование ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как частично ведущей деятельностью у младшего школьника является игра.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей младшего школьного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать знаниями.

• Способствовать развитию у младших школьников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Я считаю, что приоритетным направлением работы учителя должно быть «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании младших школьников».
































1.1 История возникновения ИКТ


Исторический процесс информатизации общества можно описать с помощью последовательности информационных революций, связанных с появлением новых для своего времени технологий. Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Таких революций шесть.

Начальный этап информатизации заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации.

Вторая информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции. Третья информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф, телефон, радио и телевидение.

Четвертая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику. Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда.

Сегодня мы являемся свидетелями пятой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности. Информационные революции изменили общество. На лицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество". Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе - к началу ХХ века, третье - уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

Таким образом, можно сформулировать следующие этапы развития информационных технологий:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием компьютерной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.

Неслучайно информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Исторически информатизация образования, являясь неотъемлемой частью информатизации общества, осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому.

Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.

Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включающая в себя следующие основные компоненты:

принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека,

культуру общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений,

компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления,

предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях,

использование преимуществ ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач,

знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ,

реализацию в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда и здоровье сбережения.

Очевидно, что в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться, как через умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия их применения. Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества, фундаментом которой является общее среднее образование. Неслучайно современное общее среднее образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти среднюю школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии.

Можно говорить о наличии "образовательных" направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:

изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

положительное влияние ИКТ и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

воспитательное воздействие информационных технологий;

появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения;

становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе;

формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

В современном мире все взаимосвязано. Становится очевидным, что информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. С одной стороны становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности, с другой стороны информатизация образования формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации.









































1.2 Формы ИКТ в экологическом воспитании.


Использование ИКТ при подготовке к внеурочному занятию:

  • Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующего программного обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации, презентации)

  • Осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету.

Использование ИКТ во время внеурочного занятия:

В работе с младшими школьниками, можно использовать специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, применять ресурсы глобальной сети интернет:

• Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д. ;

• Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

• Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание младших школьников, улучшает восприятие информации.

• Мультимедийные экологические игры можно включить как в содержание занятий: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др.

«Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия в Африку», «На Северный полюс», «Экскурсия в библиотеку». Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.

• Использование интерактивной доски. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, что дополнительно привлекает к ней внимание, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием могут стать намного ярче и динамичнее.

• Использование электронного персонажа. Дети в младшем школьном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации. На занятия по экологии к детям можно пригласить электронного персонажа – Экошка. Он ведёт с детьми заранее записанный диалог, беседует с ними, загадывает загадки и т. д. Данный приём способствует формированию мотивации к деятельности, позволяет ребёнку почувствовать себя нужным, вселяет уверенность в свои силы.

Использование ИКТ позволит сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум младших школьников, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети станут активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия, проявят живой интерес, заинтересованность и активность, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя работу с родителями.

Одним из критериев профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлечённости родителей в образовательный процесс и жизнь школы. В настоящее время у многих родителей не хватает времени для посещения различных мероприятий, проводимых в школе, многие родители не читают материалы на информационных стендах. Поэтому в социальных сетях можно создать персональную страничку. Это очень актуально в настоящее время. У родителей появится возможность вместе с ребёнком заглянуть на сайт группы, посмотреть новые фотографии, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения. Её создание позволит получить виртуальную консультацию на интересующую тему, просмотреть фрагменты режимных процессов, повторить с детьми рекомендованный учителями материал и даже поделиться своим мнением на ту или иную тему.

Также можно провести различные конкурсы, в ходе которых дети вместе с родителями во время совместной прогулки, или же путешествия в другой город, или страну будут фотографировать, снимать на видео различные пейзажи, природу, растительность, животный мир.

Можно выделить ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с младшими школьниками:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, учитывая наглядно-образное мышление детей младшего школьного возраста.

3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность учителю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

6. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

















1.3 Роль ИКТ в экологическом воспитании младших школьников.


В информационных технологиях видят возможное средство, которое позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках «Окружающего мира». Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную цели образования с учетом условий обучения и специфики предметной области, позволяет наполнить содержательную и оценочно – контролирующую сторону процесса обучения.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация динамики развития такого объекта природы, как лягушка (наблюдение отдельных, скрытых моментов).

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развевающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов учащихся, углубление их интереса к изучению «Окружающего мира».

Существуют различные формы организации обучения при использовании информационных технологий.

Классно-урочная система, с ориентировкой на руководство учителем процесса получения новых знаний, остается и сегодня главной задачей организации обучения.

Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения.

В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения. Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задание в едином темпе. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр. Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения класс рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. В начальной школе руководителем часто выступает учитель. Он «ведет» диалог, задает вопросы, ставит задачи, помогает найти путь их решения, берет на себя функцию контроля и оценки.

Именно такая форма организации уместна при работе с демонстрационным материалом. Учитель выводит демонстрационный материал на общий экран или на экраны компьютера и ведет беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение ролей между учащимися. Вклад каждого ученика в решение поставленной задачи и составляет общий результат совместной деятельности. Данная форма может применяться при работе с сюжетными играми.

Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15-20 минут. Количество упражнений устанавливает учитель в зависимости от цели урока, уровня подготовки ученика, его умения работать на компьютере. Учитель может подготовить фрагмент урока. Назначение этого фрагмента может быть различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним предшествует работе с учебником и другими печатными средствами. Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления материала после работы с печатными средствами обучения. В этом случае он выполняет функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать умение использовать их в различных ситуациях, как репродуктивного, так и творческого характера.

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.

При организации индивидуальной формы обучения учитель должен подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика, его психологических особенностей и темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности работать в «зоне ближнего развития», то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности.







































2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития общества.

В этой главе мы рассмотрим преимущества и недостатки использования ИКТ на внеурочных занятиях, а так же методику подготовки и проведения внеурочного занятия с использованием ИКТ.


2.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ.


Преимущества:

  • индивидуализация обучения;

  • интенсификация самостоятельной работы учащихся;

  • рост объема выполненных на уроке заданий;

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

  • повышение познавательной активности и мотивации усвоения знанийза счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

  • интегрирование обычного занятия с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

  • этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

  • применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

Недостатки и проблемы:


  • нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

  • у учителей недостаточно времени для подготовки к занятию, на котором используются компьютеры.

  • недостаточная компьютерная грамотность учителя.

  • отсутствие контакта с учителем информатики.

  • в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

  • отсутствие демонстрационного центра.

  • сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

  • при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

  • существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

  • нарушение зрения;

  • проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;

  • компьютерная радиация.















2.1 МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». При подготовке к занятия с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И учителя часто используют электронные ресурсы учебного назначения:

1. ресурсы Интернет

2. электронные энциклопедии.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику, смену поз.

Применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей, наглядно представить учебный материал;

- повысить качество усвоения учебного материала;

- повысить познавательную активность;

- усилить образовательные эффекты;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- рационально использовать время учебного занятия;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. Практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока (для обозначения темы урока; в начале урока; как сопровождение объяснения учителя; для контроля учащихся) можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

2. Закреплении.

3. Повторении.

4. Контроле.

5. При проведении олимпиад.

6. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Внедрение информационных технологий в начальной школе осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций, видео- и аудио файлов, фото слайдов к урокам;

- работа с ресурсами Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира и др. Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для меня являются опорой для объяснения нового материала, закрепления в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Слайды, выведенные на экран телевизора,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, но и повышают мотивацию обучения.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира по темам: «В лес по ягоды пойдем», «С лукошком за грибами», «Какие растения цвести торопятся», «Домашние и дикие животные», «Зимующие птицы», «Наша Родина - Россия», «Животный и растительный мир нашего края», различные игры и конкурсы («Эрудит», «Мир вокруг нас» и т. д.).

На уроках технологии использую презентации с поэтапной демонстрацией изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

С применением ИКТ на внеурочных занятиях, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон занятия становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла занятия. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать и просто – удивляться тому, что раньше мы показывали на пальцах.

Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.

Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

После Референдума 2014г. в Крыму произошли большие перемены. Изменения произошли не только в жизни крымчан, но и в образовании. Благодаря спонсорской помощи жителей г. Белгорода в нашем Шубинском УВК сделан капитальный ремонт, в каждом классе есть компьютеры, что позволяет учителям начальных классов использовать их в своей работе на каждом уроке.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время каждому педагогу необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучкой или мелом для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.








































Литература

Список использованных информационных источников

  • Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения. М.: 2006.

  • Бондаренко Е. А.,. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под. ред. А.А. Журина. - М.: "ЮНВЕС": 2004

  • Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.

  • Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. - М.: 2007.

  • Гордилова Г.Г. Технические средства в обучении. - М.: 2006

  • Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в школе // Современная школа - 2006 - N 3.

  • Клейман Г.М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения // Современная школа - 2005 № 4

  • Кожевников Ю.В. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX-XXI. - М.: Наука, 2008.

  • Крюкова, Л.Ф. Компьютерные технологии в преподавании. // Высшая школа. - 2005 - № 1.

  • Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 26.

  • Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.

  • Тимофеев С.Т. Информационные технологии интенсивного обучения // Современная школа - 2006 - № 12

  • Угринович, Н. Информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

  • Щукин П.И. Методика использования новейших средств обучения - М.: 2005

  • http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=748&showentry=5246

  • http://www.uni-altai.ru/festival/metod_kopilka_2010/page/6/

  • http://900igr.net/kartinki/informatika/IKT-urok/002-Ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole.html

  • http://festival.1september.ru/articles/565527/









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!