Инновационная педагогическая технология на уроках истории
«Квест-игра на уроках истории»
Классы: 6а, 6б, 6в
Тема: «Культура и искусство»
«Скульптура»
IV четверть
Разработала: Коновалова Анна Викторовна-учитель истории, музыки ГБОУ СКОШИ №2
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам применения современных образовательных технологий позволил определить следующие их основные характеристики:
ориентир на достижение образовательных результатов, развитие рефлективности и критического мышления;
организации активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт;
интегрированный характер;
учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся, уровня их развития и здоровья;
создание комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся;
содействие созданию ситуации успеха;
интерактивность и диалогичность, мотивация к сотрудничеству, совместная деятельность всех субъектов обучения;
создание образовательных продуктов как результатов деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемому предмету или образовательной области;
применение информационных образовательных ресурсов и электронных гаджетов (использование на уроке мобильных телефонов учащихся с учебными приложениями в сети Интерн
На уроках истории в 6-х классах в изучение тем, представляющих сложность для восприятия для детей с умственной отсталостью внедряю новейшую педагогическую технологию «Квест-игра». Это новейшая развивающая образовательная технология, способствующая эффективному обучению. Квест-урок (от англ. «поиск приключений») - это урок, на котором материал изучается в виде игры (с использованием ИКТ), когда ученикам предлагается цепочка разнообразных логических заданий с последующим выполнением определенных действий. Это дидактическая игра со всеми ее признаками (учебные задачи, ограниченность во времени, правила, нацеленность на результат и конкретные роли всех участников).
Цель данного урока: Изучение понятий «скульптура» и «скульптор».
Общепедагогическая цель урока: применение полученных знаний учащимися на практике для достижения необходимого результата. Результат данного урока-квеста — найти необходимый файл, в котором содержится информация о том, какие скульптуры находятся в городе Улан-Удэ и являются памятниками истории города и Республики Бурятия.
Виды заданий для квест-урока:
- творческое задание – поиск образца в сети Интернет;
- выполнение творческого задания по выбранной теме;
- применение полученных знаний на практике.
Важнейшими элементами квест-урока являются задания, требующие от учащегося умственного напряжения. Актуальность и востребованность нетрадиционных уроков связана с необходимостью формирования предметных и метапредметных компетенций, приобретение ключевых жизненных, коммуникативных, познавательных (в том числе ИКТ-компетенций). Такие уроки позволяют обучающимся быть активными организаторами процесса обучения, поскольку они получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для достижения цели, приобретая при этом навыки практической деятельности. В квесте для детей с умственной отсталостью совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение незаметно происходит эффективно, при решении поставленных игровых задач дети усваивают новый учебный материал. Реализуются задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
Коррекционно-развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне;
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались успешно, при разработке квеста необходимо следовать принципам:
Доступность - задания не должны быть сложными для ребёнка.
Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
Самостоятельность (поиск информации в сети Интернет).
Разложение заданий по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий для поддержания интереса.
Данный урок-квест - это дидактическая игра, форма обучения детей с умственной отсталостью.
Результат квест-урока: данный урок направлен на овладение учащимися определенных образовательных компетенций, т.к. в нем учащиеся применили знания, полученные на практике, сами исследовали некоторые вопросы, благодаря помощи интернета, а также показали работу в коллективе и добились результата.
Тема: «Культура и искусство. Скульптура»
Цель: Дать понятие о видах скульптуры, материалах и способах создания скульптуры.
Задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; способствовать развитию умений учащихся проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Коррекционно-развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне; создать условия, обеспечивающие воспитания интереса к искусству и культуре. Развивать зрительную память.
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Тип: Урок изучения нового материала.
Вид: восприятие изобразительного искусства.
Оборудование: презентация, рисунки.
План: 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Итоги, д/з
Ход урока:
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление целей и задач урока
Чтоб урок начать скорее
Нужно всем стоять ровнее.
Ребята, тема нашего урока спрятана в этих фото. Посмотрите и скажите, что общего между этими фото? (Слайд 1,2,3 )
Что изображено на них? (Скульптуры города Улан-Удэ)
Тема урока: Скульптура. (Слайд 4)
Задачи урока (Слайд 5)
2. Что такое скульптура и чем она отличается от других видов изобразительного искусства? (Слайд 6.)
Сравните скульптуру и рисунок. Легко понять, что скульптура имеет объем, а рисунок изображен на плоскости.
Попробуйте объяснить разницу. И на то и на другое можно смотреть, но в руки взять можно только скульптуру. Попробуй-ка взять то, что на бумаге. Это также немыслимо, как снять тень со стены. Итак, скульптуру можно обойти со всех сторон, она объёмна.
Слово «скульптура», в переводе с латинского, означает «вырезание».
Скульптура – это вид изобразительного искусства, объемное изображение человека, животных, выполненное в каком-либо материале. Главное выразительное средство – объем.
Материалы скульптуры: Взгляни на природу глазами скульптора, который ищет материал для своей работы, и ты найдешь его в несметном множестве. Земля, камни, металл, деревья – вот она кладовая скульптора. Деревья бывают самых разнообразных пород и дают материалы редчайшей красоты, неповторимых рисунков. Дары земли – это и обыкновенная глина, и мягкий известняк, и сияющий мрамор и суровый гранит.
Определите, в каких материалах выполнены скульптуры? (слайд 7)
Способы создания (слайд8). Инструменты скульптора резко отличаются от кистей и карандашей. Это и в самом деле инструменты – здесь и пила и стамески.
Целые наборы молотков и молоточков, острых металлических орудий (скальпель, напильник), с помощью которых художник высекает задуманное изображение. Материалы. Способы создания скульптуры: дерево, глина, гипс, камень, металл.
Скульптуры нашего города. Знаменитые скульпторы и скульптуры. (Александр Миронов)
(слайд 9)
У картины – рама. А что у скульптуры?
Пьедестал - это возвышение, выделяющее скульптуру из среды.
Физминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело
Конкурс на «Лучшую скульптуру». Работа в сети Интернет. Задание найти скульптуры нашего города. Творческое задание: «Работаю как скульптор».
Изобрази скульптуру в пластилине. Кто ты? Ответ: Скульптор.
4. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …»
Оценки за урок.
Д/з. Творческая работа по теме «Мой любимый памятник в Улан-Удэ» - краткое сообщение.