Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.
Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко
Художественное своеобразие «Горя от ума».
Особенности творческого метода
В аспекте творческого метода «Горе от ума» можно определить как реалистическое произведение с чертами классицизма и романтизма.
Традиции классицизма
В эпоху Грибоедова классицизм как литературное направление себя уже исчерпал.
Однако автор «Горя от ума» все же следовал некоторым традициям классицизма.
Так, Грибоедов соблюдает в своем произведении принципы единства места и
единства времени: действие комедии происходит в одном месте (в доме Фамусова) в течение одних суток. В то же время автор отступил от принципа единства действия: любовная интрига осложнена идейным конфликтом.
Автор делит персонажей на положительных и отрицательных. Между тем и этот принцип соблюдается не очень четко. Например, Софью трудно однозначно отнести к положительным или отрицательным героям.
Персонажи наделены традиционными амплуа. Молчалин — первый любовник. Чацкий — герой-резонер и одновременно неудачливый любовник. Софья — невеста. Фамусов — отец невесты. Скалозуб претендует на роль жениха. Лиза — хитрая служанка. У большинства действующих лиц говорящие фамилии или имена-характеристики: «Фамусов» («fama» означает по-латински «молва», «Фамусов» — «известный», «знаменитый»), «Скалозуб», «Молчалин», «Тугоуховские», «Репетилов». Фамилия «Чацкий» напоминает о Чаадаеве — историческом лице, ставшем одним из прототипов главного героя комедии.
Кроме того, в произведении велика роль монологов; язык «Горя от ума»
афористичен. Хотя комедия в целом написана вольным ямбом, в ней преобладает александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой в середине стиха3). Все это также свидетельствует о влиянии на Грибоедова традиций театра классицизма.
Черты романтизма
Влияние романтизма на автора «Горя от ума» было менее значительным, чем влияние классицизма.
Как известно, в основе романтизма лежит утверждение авторского идеала в его противопоставлении действительности. Высокие идеалы Чацкого, близкие автору, противопоставляются в «Горе от ума» недостойной жизни московского дворянства.
Кроме того, в комедии звучат такие романтические мотивы, как одиночество, странничество, изгнание. Например, Чацкий предстает перед нами как одинокий боец за правду, не понятый окружающими. Странствие главного героя, предшествующее
сценическому действию, разрыв с обществом, изгнание его из общества в конце
произведения — все это сближает его с романтическими героями.
«Горе от ума» как реалистическое произведение
В целом же «Горе от ума» — реалистическое произведение. Его отличают такие черты реализма, как историзм, типизация характеров, психологизм, живой разговорный язык.
Так, комедии Грибоедова свойствен глубокий историзм: здесь отражены многие реалии эпохи конца 1810-х — начала 1820-х годов, а главное — выявлен основной общественный конфликт того времени — противостояние между либеральным и
консервативным дворянством.
Кроме того, характеры действующих лиц «Горя от ума» далеко не исчерпываются их традиционными амплуа, пришедшими из театра классицизма. Персонажи комедии представляют собой яркие конкретно-исторические типы.
Например, Чацкий интересен нам не только своим амплуа героя-резонера или неудачливого любовника. Это прежде всего тип оппозиционно настроенного молодого дворянина преддекабрьской эпохи. Фамусов выступает не только как отец невесты, но и как крупный чиновник и одновременно барин-крепостник, придерживающийся
консервативных взглядов. Молчалин действует не только как первый любовник, но и как чиновник-бюрократ, жизненные принципы которого — «умеренность и аккуратность». Значение Скалозуба тоже не исчерпывается ролью возможного жениха. Это аракчеевский офицер, тип военного, характерный для последних лет царствования Александра I.
Кроме того, реализм комедии проявляется в глубокой психологической разработке характеров героев, в особенности Чацкого и Софьи.
Наконец, о реализме произведения свидетельствует богатство языка персонажей, максимально приближенного к разговорной речи московских бар и слуг.
Жанровое своеобразие
«Горе от ума» обычно определяют как комедию с чертами психологической драмы. В этом произведении, как и в большинстве комедий, мы находим сатирическое изображение общественных нравов, отрицательных характеров.
Вместе с тем «Горе от ума» имеет и свои специфические черты. Это, во-первых, бытовая комедия, так как здесь драматург воспроизводит многие стороны жизни
московского барства: воспитание молодежи, дворянский быт, светские развлечения. Во- вторых, это высокая комедия — в соответствии с традициями классицизма. Главный герой, близкий автору (так называемый высокий герой), проповедует гражданские идеалы, обличает пороки окружающего его общества. Наконец, «Горе от ума» — это общественно-политическая комедия, так как конфликт здесь носит не только нравственный, но и общественно-политический характер. В этом произведении устами Чацкого обличаются социальные устои фамусовского общества: крепостничество, культ чинов и мундира, преклонение перед иностранными модами. Герой провозглашает идеалы свободы, просвещения, национальной самобытности.
В «Горе от ума» мы находим и элементы драмы. Как мы знаем, в основе драмы лежит конфликт между личностью и обществом. Подобный конфликт есть и в «Горе от ума». При этом читателю и зрителю интересны не только противостояние Чацкого и фамусовского общества, но и личные переживания героя, его «мильон терзаний»: герой переживает и несчастную любовь, и всеобщую ненависть. Поэтому «Горе от ума» имеет черты психологической драмы. Грибоедов раскрывает внутренний мир не только Чацкого, но и Софьи: драматург передает нарастающую враждебность героини по отношению к Чацкому, ее душевное смятение в момент разоблачения Молчалина.
Некоторые особенности языка и стиха
Яркая отличительная черта комедии Грибоедова — разговорный язык. В «Горе от ума» мы наблюдаем поток живой разговорной речи, включающий просторечные слова и выражения. «Не спи, покудова не скатишься со стула», – жалуется Лиза. «Вишь, прихоти какие завелись!» – восклицает Фамусов по поводу увлечения Софьи книгами. «Полно вздор молоть!» – советует Чацкий Репетилову.
Важной чертой произведения являются индивидуальные речевые характеристики действующих лиц. Речь персонажей в комедии самобытна, неповторима. Например, речь Фамусова сочетает просторечные выражения и канцеляризмы.
Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом! –
восклицает герой в конце первого действия. «С ключом, и сыну ключ умел доставить», –
отзывается Фамусов о покойном Кузьме Петровиче.
Речь Скалозуба складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпаемых военными терминами («траншея», «фельдфебель», «три шеренги»). «Дистанции огромного размера», – говорит он о Москве.
Речь Молчалина характеризует героя как чиновника: в ней присутствует частица «с» («да-с», «два-с», «с бумагами-с»).
В монологах и репликах Чацкого мы встречаем такие слова, как «отечество», «вольность», «свобода», «народ». Это речь оппозиционно настроенного дворянина декабристской эпохи.
Важнейшая черта языка комедии — афористичность. Еще Пушкин предсказывал, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Приведем несколько примеров: «Счастливые часов не наблюдают» (слова Софьи); «Шумим, братец, шумим!» (слова Репетилова); «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза о Скалозубе). Особенно много в комедии афористических высказываний Чацкого: «Ум с сердцем не в ладу», «И вот общественное мненье!», «Карету мне, карету!»
В языковой структуре «Горя от ума» важное место занимают точные и лаконичные авторские ремарки. Так, например, последний свой монолог Чацкий произносит «после некоторого молчания», потом «с жаром», затем «насмешливо».
Отметим также, что комедия «Горе от ума» написана вольным (разностопным) ямбом, который в наибольшей степени соответствует задаче драматурга воссоздать атмосферу живой разговорной речи.