Лабораторная работа на уроках русского языка
( по УМК Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А.)
Особенностью ФГОС общего образования является построение образовательного процесса в новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, урок носит поисково-исследовательский характер. Поэтому учителю необходимо тщательно подбирать методы и приёмы, использовать педагогические технологии, способствующие реализации системно-деятельностного подхода.
Лабораторная работа – один из эффективных видов работы, позволяющих организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся на уроке.
Привычным делом как для учителя, так и для ученика являются лабораторные работы по естественно-научным предметам. На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, однако по существу многие виды работы проводятся как лабораторные работы. В ходе лабораторной работы обучающиеся решают познавательные задачи на основе языкового материала. Работа может занимать весь урок или использоваться на одном из этапов урока.
Принципы проведения лабораторной работы:
на лабораторные работы уместно выносить темы, требующие подробного рассмотрения либо вызывающие затруднение;
организуется самостоятельное наблюдение над языковым материалом;
обучающимся предлагаются инструкции, алгоритмические предписания, рефлексивные карты (для выводов и подведения итогов);
используется сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Виды лабораторных работ на уроках русского языка:
составление синонимических рядов, семантических таблиц (работа с лексическим тренажёром);
решение словообразовательных, грамматико-орфографических или пунктуационных задач;
композиционно-содержательный анализ текста;
сопоставительно-стилистический и/или типологический анализ текста;
конструирование и преобразование текста;
работа с разными видами словарей.
Лексический тренажёр – вид работы, позволяющий систематизировать знания обучающихся по лексике. При конструировании лексического тренажёра устанавливаются лексико-семантические отношения между единицами речи:
подобрать синонимы и антонимы к словам;
определить стилевую окраску синонимов;
составить словосочетания с синонимами, употребив их в прямом и переносном (где возможно) значениях;
построить синонимический ряд по степени убывания/возрастания признака.
Лингвистический эксперимент – один из эффективных приёмов работы с текстом, который проводится при работе над анализом языка художественных произведений.
Цель учебного эксперимента – обоснование отбора выразительно-изобразительных средств и установление взаимосвязи между языковыми единицами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя способами: от целого текста к его компонентам или от языковых единиц - к тексту.
1.Устранение указанного языкового явления из текста.
2.Замена языкового элемента синонимом.
3.Замена порядка слов или одних указанного языкового явления на другое.
4.Распространение текста выразительно-изобразительными средствами.
5.Свёртывание текста.
Примеры лабораторных работ по русскому языку
Лексический тренажёр (5 класс)
Цель: формировать системный подход к изучению в усвоении лексических понятий.
1.Прочитайте выразительно текст.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
2. Найдите слово с лексическим значением «находящийся в начале жизни, проживший мало времени».
3.Определите, в прямом или переносном значении использовано слово в тексте. Если значение переносное, определите, каким средством выразительности слово является в стихотворении.
3.Докажите, что это слово имеет полногласное сочетание. Замените полногласие неполногласным сочетанием. Запишите получившееся слово
4.Подберите синонимы и антонимы к слову.
5.Определите стилевую окраску подобранных синонимов.
6. Придумайте и запишите словосочетания с каждым из синонимов.
Лингвистический эксперимент (7 класс)
Цель: формировать представление о роли деепричастных оборотов в художественной речи.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.
Тютчев изобр_жая природу не предст_ет перед нами простым наблюдателем. Стараясь проникнуть в ее тайны он обращается к жизн_ человека находя ясное объяснение явлениям, наблюда_мым вокруг. Пытаясь понять душу природы услышать ее гол_с он изображает ее живым р_зумным существом:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
2.Укажите, чем осложнены предложения.
3.Запишите предложения без деепричастных оборотов.
4.Что изменилось в смысле предложений?
5.Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось в смысловом аспекте предложений?
6. Какова роль деепричастных оборотов в художественной речи? Запишите предложение - ответ, употребив деепричастный оборот.
Литература
Алмаев П.А. Ключевые особенности федерального государственного стандарта основного общего образования/ П.А.Алмаев._ Текст непосредственный/Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции.- Пермь: Меркурий, 2015г.
Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.- М., Дрофа, 2003г.
2. https://rosuchebnik.ru/material/kak-menyayutsya-professionalnye-roli-uchitelya/
3. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-rol-deeprichastiy-v-hudozhestvennoy-literature-3571546.html