СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа – один из эффективных видов работы, позволяющих организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся на уроке.    

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа на уроках русского языка»

Лабораторная работа на уроках русского языка

( по УМК Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А.)

Особенностью ФГОС общего образования является построение образовательного процесса в новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, урок носит поисково-исследовательский характер. Поэтому учителю необходимо тщательно подбирать методы и приёмы, использовать педагогические технологии, способствующие реализации системно-деятельностного подхода.

Лабораторная работа – один из эффективных видов работы, позволяющих организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся на уроке.

Привычным делом как для учителя, так и для ученика являются лабораторные работы по естественно-научным предметам. На уроках русского языка   термин «лабораторная работа» звучит редко, однако по существу многие виды работы проводятся как лабораторные работы. В ходе лабораторной работы обучающиеся решают познавательные задачи на основе языкового материала. Работа может занимать весь урок или использоваться на одном из этапов урока.

Принципы проведения лабораторной работы:

  1. на лабораторные работы уместно выносить темы, требующие подробного рассмотрения либо вызывающие затруднение;

  2. организуется самостоятельное наблюдение над языковым материалом;

  3. обучающимся предлагаются инструкции, алгоритмические предписания, рефлексивные карты (для выводов и подведения итогов);

  4. используется сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Виды лабораторных работ на уроках русского языка:

  1. составление синонимических рядов, семантических таблиц (работа с лексическим тренажёром);

  2. решение словообразовательных, грамматико-орфографических или пунктуационных задач;

  3. композиционно-содержательный анализ текста;

  4. сопоставительно-стилистический и/или типологический анализ текста;

  5. конструирование и преобразование текста;

  6. работа с разными видами словарей.

Лексический тренажёр – вид работы, позволяющий систематизировать знания обучающихся по лексике. При конструировании лексического тренажёра устанавливаются лексико-семантические отношения между единицами речи:

  1. подобрать синонимы и антонимы к словам;

  2. определить стилевую окраску синонимов;

  3. составить словосочетания с синонимами, употребив их в прямом и переносном (где возможно) значениях;

  4. построить синонимический ряд по степени убывания/возрастания признака.

Лингвистический эксперимент – один из эффективных приёмов работы с текстом, который проводится при работе над анализом языка художественных произведений.

Цель учебного эксперимента – обоснование отбора выразительно-изобразительных средств и установление взаимосвязи между языковыми единицами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя способами: от целого текста к его компонентам или от языковых единиц - к тексту.

1.Устранение указанного языкового явления из текста.

2.Замена языкового элемента синонимом.

3.Замена порядка слов или одних указанного языкового явления на другое.

4.Распространение текста выразительно-изобразительными средствами.

5.Свёртывание текста.


Примеры лабораторных работ по русскому языку

Лексический тренажёр (5 класс)

Цель: формировать системный подход к изучению в усвоении лексических понятий.

1.Прочитайте выразительно текст.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

2. Найдите слово с лексическим значением «находящийся в начале жизни, проживший мало времени».

3.Определите, в прямом или переносном значении использовано слово в тексте. Если значение переносное, определите, каким средством выразительности слово является в стихотворении.

3.Докажите, что это слово имеет полногласное сочетание. Замените полногласие неполногласным сочетанием. Запишите получившееся слово

4.Подберите синонимы и антонимы к слову.

5.Определите стилевую окраску подобранных синонимов.

6. Придумайте и запишите словосочетания с каждым из синонимов.


Лингвистический эксперимент (7 класс)

Цель: формировать представление о роли деепричастных оборотов в художественной речи.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Тютчев изобр_жая природу не предст_ет перед нами простым наблюдателем. Стараясь проникнуть в ее тайны он обращается к жизн_ человека находя ясное объяснение явлениям, наблюда_мым вокруг. Пытаясь понять душу природы услышать ее гол_с он изображает ее живым р_зумным существом:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…


2.Укажите, чем осложнены предложения.

3.Запишите предложения без деепричастных оборотов.

4.Что изменилось в смысле предложений?

5.Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось в смысловом аспекте предложений?

6. Какова роль деепричастных оборотов в художественной речи? Запишите предложение - ответ, употребив деепричастный оборот.



Литература

  1. Алмаев П.А. Ключевые особенности федерального государственного стандарта основного общего образования/ П.А.Алмаев._ Текст непосредственный/Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции.- Пермь: Меркурий, 2015г.

  2. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.- М., Дрофа, 2003г.

2. https://rosuchebnik.ru/material/kak-menyayutsya-professionalnye-roli-uchitelya/

3. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-rol-deeprichastiy-v-hudozhestvennoy-literature-3571546.html





 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!