СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы и экскурсии для уроков в 5 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка лабораторных работ и экскурсий при изучении биологии в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы и экскурсии для уроков в 5 классе»

Лабораторные работы и виды экскурсий при изучении курса биологии 5 класс.


Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».


Задания для самостоятельной работы в группе.

1 вариант.

1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью.

2.Соберите плоды и семена, встреченные вами, для гербария.



Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».


Задания для самостоятельной работы в группе.

2 вариант.

1.Выясните, чем отличаются травянистые растения, растущие на тропинке, вблизи и вдалеке от неё.

2.Соберите листья с различной окраской, разной формой для гербария.



Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».


Задания для самостоятельной работы в группе.

3 вариант.

1.Выясните, у каких растений созрели плоды и семена, рассмотрите их. Попытайтесь определить способы их распространения.

2.Соберите стебли различных растений для гербария.



Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».


Задания для самостоятельной работы в группе.

4 вариант.

1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев, кустарников осенью.

2.Соберите для гербария одинаковые растения, но выросшие в разных местах, например: на тропинке, рядом с нею и вдалеке от неё.



Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».


Задания для самостоятельной работы в группе.

5 вариант.

1.Какие особенности в поведении и жизни животных можно связать с наступлением осени? Найдите следы пребывания каких-либо животных (Птиц, насекомых,др.)

2.Выкопайте, очистите от земли и засушите для гербария корневые системы раст-й.






































Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассмотрение клеток с помощью лупы»


Цель: знакомство со строением лупы и микроскопа, учиться их сравнивать.

Оборудование: лупа; микроскоп; мякоть полуспелого яблока (арбуза или томата).


Ход работы.

1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.

2. Рассмотрите при помощи лупы мякоть полуспелого яблока (арбуза или томата). Какую форму имеют клетки?

3. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.

4. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.


Оформление результатов:

запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.


Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1. Почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. Чем они отличаются?




























Приготовление препарата кожицы чешуи лука,

рассматривание его под микроскопом.


Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.


Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) флакон с водой;

4) луковица.


Ход работы.

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.


Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.


Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…




























"Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника."

Цель:

приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

Ход работы.

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?



































"Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи".

Цель:

приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Ход работы.

1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

4. Сформулируйте вывод.









































Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель:

рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Ход работы.

1. Настройте микроскоп.

2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.

3. Отметьте особенности строения их клеток.

4. Прочтите П. 10.

5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу. 

Весь материал - в документе.



































Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.


Цель: знакомство с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.


Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

предметное и покровное стекла, пипетка;

микроскоп;

микропрепарат "Спирогира"; «Хламидомонада»; «Хлорелла».

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.


Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.


Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.

































Изучение строения мха (на местных видах).


Цель: знакомство с внешним и внутренним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.


Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен;

лупа и микроскоп;

микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Ход работы.

1. Изучите особенности внешнего строения кукушкиного льна на гербарном листе, найдите стебель и листья.

2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Оформление результатов:

зарисуйте мох кукушкин лен в тетрадь и подпишите части.


Сделайте вывод, строение кукушкиного льна.

































Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).


Цель: знакомство со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности


Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы.

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите под микроскопом "Сорус папоротника"


Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.


Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных.



































Изучение строения цветка.


Цель: знакомство со строением цветка, укрепить знания о строении цветка и его функциях; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.


Оборудование: модель цветка картофеля (капусты); таблицы, живые цветки, лупа, пинцет, препаровальные иглы; гербарные листы растений.


Ход работы.

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

4. Определите, какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

Оформление результатов:

1. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

2. Запишите формулу цветка.


Сделайте вывод, ответив на вопрос:

  • Какие части цветка являются главными? Почему?





















Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.


Цель: знакомство со строением плесневых грибов и дрожжей; продолжить формирование навыков выполнения биологического рисунка; научиться сравнивать их и делать выводы.


Оборудование: микропрепарат "Плесень мукор"; культура дрожжей; микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.


Ход работы.

1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.


Оформление результатов:

1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте дрожжевую клетку.


Сделайте вывод об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!