СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция для родителей "Молодежные субкультуры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В лекции представлены материалы, взятые из Интернета

Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей "Молодежные субкультуры"»

 

   

Молодежные субкультуры:

способ самовыражения или опасность?

(Информация к размышлению для родителей)

Беседа для родительского собрания

по материалам Интернет-сайтов.



Субкультура – система убеждений,

ценностей и норм, которые разделяются

и активно используются

явным меньшинством людей в рамках

определенной культуры.

Д.Джери, Дж. Джери.

Большой толковый

социологический словарь


Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультуры существовали всегда. Стиляги 50-х годов, хиппи, металлисты…Я уверена, что эти названия известны всем, а кто-то, может быть, и сам когда-то принадлежал к какой-либо субкультуре.

Все мы чаще всего похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. Но, как замечают западные исследователи, мир стремительно движется в сторону разнообразия. В современную эпоху постмодернизма субкультуры уже не следуют одна за другой, а возникают практически одновременно, используя все ту же форму протеста - отличительный внешний вид. Подобно членам племенных сообществ «маркирующих» соплеменников особыми метками, в молодежной среде своеобразные отличия позволяют идентифицировать их обладателей со своей группировкой.


Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Молодёжные субкультуры – привычный объект недоверия взрослых. Ругают их за всё – начиная от внешнего вида и манер и заканчивая вкусами и пристрастиями. Подростки любят сбиваться в кучу, с удовольствием придумывают собственный сленг, носят экстравагантную одежду и причёски, которыми как бы подчёркивают «мы не с вами, мы ищем свой стиль жизни». Конфронтация налицо, и она происходит от поколения к поколению, не меняя сценария – меняются только костюмы.


Любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим, в первую очередь родителям, да и вообще взрослым. Именно так он пытается утвердить себя – не похожего, особенного. В субкультурной группе – даже в криминальной – молодой человек находит то, что искал, – статус, чувство собственного достоинства, уникальность и одновременно чувство принадлежности.

ОНА. Черная, как смоль, челка, спадающая на глаза, по пять браслетиков-фенечек на запястьях, сумка-баул на длинной лямке, высокие «вседорожные» ботинки с ядовито-розовыми шнурками…

ОН. Тоже черные до плеч волосы, бледное, не знавшее солнечных дней, лицо, порисованные глаза/улыбки/клыки, плащ-курта, футболка, джинсы - все цвета вороньего крыла и множество металлических побрякушек-символов…

ОНИ – не брат и сестра, да и вообще не родственники. Они никогда не окажутся в одной компании, скорее всего, наоборот, будут в «противоборствующих» сторонах тусовки. Они – эмо и готы, представители наиболее популярных сегодня молодежных течений



Что хотят сказать они своим эпатажным внешним видом – одеждой, прической, специфическими украшениями? Какова их система ценностей? Являются ли они психически здоровыми? Представляют ли какую-то опасность для окружающих? Что привлекает их в субкультуре? И почему в конце концов они стали такими, какими стали?


Представьте себе молодого человека 12-14 лет. Он постепенно выходит и из-под постоянного родительского надзора, и за пределы своей школьной компании. Город (особенно его центр) открывается перед ним как загадочное пространство возможностей, опасностей и искушений.

Не секрет, что в основном движения эмо, готов, панков, рэпперов и прочих пополняются за счет подростков, находящихся в переходном возрасте. Именно тогда их психика является максимально неустойчивой: все их поступки продиктованы не умом, а сердцем. Любой стресс, переживаемый в этот период, может подтолкнуть ребенка к необдуманным действиям, в том числе к присоединению к какой-либо группировке. А это – заведомо разрушительный как для физического, так и для духовного здоровья шаг. Психологи подчеркивают, что, единожды став членом какой-либо субкультуры, человек и в будущем будет искать и строить взаимоотношения не с отдельными людьми, личностями, а с группами, объединенными чем-то общим. И хорошо, если в дальнейшем объединяющим фактором станут общие интересы, учеба, работа и т.д. Однако зачастую, к сожалению, поводом для создания группы становятся отнюдь не безобидные увлечения. Например, наркомания, алкоголизм, курение.

В целом, любая субкультура, не отвечающая существующим морали, нормам и правилам, оказывает разрушающее действие на ее членов. Во-первых, последователи какого-либо движения заведомо являются изгоями общества. Даже название одного из движений – панки, произошло от английского слова punk – гнилье, дрянь, отбросы, что-то бесполезное. Они в меньшинстве, они не такие, как все, значит они – это плохо. В свою очередь, такое отношение населения наносит непоправимый вред психике мальчишек и девчонок – членов организации. Страх быть не понятыми, не найти поддержки останавливает их от знакомств с новыми людьми, а, значит, и от изучения окружающего мира. Но это само по себе противоречит человеческой природе. К тому же, замыкаясь только на своих друзьях-единомышленниках, подростки теряют возможность адаптации к изменяющимся условиям их жизни. Так школьные годы, когда в основном ребята и становятся последователями какой-либо молодежной культуры, дают им достаточно большой объем свободного времени для дружбы, увлечений. Однако следующие этапы вступления во взрослую жизнь (институт, техникум, училище) предполагают смену ближайшего окружения: новые друзья, новые интересы, новая жизнь. Но привязанные к своей группе эмоционально, а порой и физически, молодые люди не могут адекватно воспринимать произошедшие изменения в своей жизни. Они полностью дезориентированы, им кажется, что мир рушится и незачем жить.

Во-вторых, царящие внутри коллектива стандарты поведения зачастую ориентированы на уничтожение семейных ценностей. Стоит отметить, что членами молодежных группировок в первую очередь становятся те дети, чьи родители не уделяют им достаточного времени и внимания, не занимаются их воспитанием. Невостребованные в семье эмоции, отношения, духовная близость замещаются всеобъемлющей дружбой внутри коллектива. Друзья становятся для подростка самой большой ценностью, а любое ухудшение отношений – настоящей трагедией. Укрепление «дружеских уз» происходит всеми доступными способами: совместными ритуалами, распитием спиртных напитков, организованными беспорядками или нападениями, бесконтрольным сексом и т.д. Можно с уверенностью предположить, что бывший член подобной субкультуры и во взрослой жизни будет подсознательно следовать когда-то ставшим для него единственно правильными нормам поведения.

Сегодня, как, впрочем, и десятки лет назад, молодежь стремится к самовыражению. Многие, к счастью, стараются заявить о себе отличными знаниями, победами в различных конкурсах, спортивными достижениями и т.д. Но есть и такие юноши и девушки, которым, в силу разных причин, все это чуждо. Именно они и становятся новыми «адептами» молодежной субкультурной моды: панками, эмо, скинхедами, готами и т.д. Примыкая к группе единомышленников, они перестают чувствовать себя одинокими, не такими, как все. Появляется чувство защищенности, безграничной силы и безопасности. Но безопасность группы вовсе не означает безопасность каждой личности в группе и, тем более, безопасность окружающих от этой группы. Скорее наоборот. Психологи отмечают, что зачастую психика молодых людей под влиянием «узкоспециализированного» коллектива видоизменяется, причем порой до такой степени, что они начинают представлять опасность для других людей, не поддерживающих их взгляды и идеологию.


Основные причины появления неформалов среди наших детей:

• Вызов обществу, протест.

• Вызов семье, непонимание в семье.

• Нежелание быть как все.

• Желание утвердится в новой среде.

• Стремление привлечь к себе внимание.

• Неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

• Копирование западных структур, течений, культуры.

• Религиозные, идейные убеждения.

• Дань моде.

• Отсутствие цели в жизни.

• Влияние криминальных структур, хулиганство.


Существует множество молодежных субкультур, и их многообразие многих настораживает. А почему? Да потому, что мы практически ничего толком о них не знаем. Не знаем, плохо это или хорошо, не знаем, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них. Давайте разбираться вместе.

Для начала хочу сказать, что существует множество стереотипов, гласящих о том, что субкультура это обязательно плохо. Пример тому, что половина неграмотных людей в этом деле считают, что все неформалы (люди, из различных субкультур) являются сумасшедшими сектантами. Мне хотелось бы показать сегодня плюсы и минусы некоторых субкультур. Не буду перечислять банальные плюсы - мол, ребенок нашел единомышленников и уже не «шляется» просто так, капнем глубже… Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.


Рэперы

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп культура. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению "Гангста".

Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом ( что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя


Граффиттеры

Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.



Футбольные болельщики

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи.



Ролевые игры, ролевики

В 1954 году вышла в свет знаменитая трилогия Джона Толкиена «Властелин колец». Описанный Толкиеном мир и стал миром мечты ролевиков, которые начали перевоплощаться в героев книги и разыгрывать описанные сюжеты.

Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку. как спектакль и жить так долгое время. По сути все то же самое как при съемках фильма, только без камер.

Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.

Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.



Трейсер — человек, занимающийся паркуром

Парку́р (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant — дистанция, полоса препятствий). Иногда используется сокращение — ПК. Паркур — искусство рационального преодоления препятствий и стиль жизни, основанный французом Давидом Беллем. Сутью паркура является движение вперёд и преодоление любых появляющихся на пути препятствий

Паркур не учит использовать какие-либо средства, приспособления или огнестрельное оружие, а позволяет развить навык поведения в условиях «где и когда». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила — обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.


«Dozor»

Сначала несколько слов об игре. «Dozor» можно сравнить с некогда популярной игрой, в которую играли еще наши родители. Участники игры по нарисованным мелом стрелкам должны были найти клад. Смысл игры «Dozor» в том же. Только здесь участники ищут не клады, а коды. Код – это набор букв и цифр. Как только участник находит код, он должен сообщить его координатору, и только потом команда получит следующее задание. Задания, как правило, рассчитаны на хорошее знание города.
Чтобы играть в «Dozor», команде необходимо иметь машину, ведь коды спрятаны в разных концах Кургана. Игра проводится только ночью, с субботы на воскресенье. Побеждает тот, кто быстрее отгадает все задания.



Готы

Характерные черты: любовь к готической музыке, интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность «кладбищенской» тематике.

Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

Гот обязательно одет в черное и у него обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж

Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.

Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.



Эмо

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля.[1] Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).

Например, один веб-сайт, посвящённый культуре эмо, описал как ключевое различие между этими категориями : эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Если эта ненависть к себе — правда, то можно предположить, что эмо имеют больший риск нанести себе вред, чем их ровесники-готы. Таким образом, в идентификации с культурой эмо есть определённый риск.

Внешний вид эмо достаточно своеобразен. Традиционной прической считается косая рваная челка, закрывающая один глаз, сзади – короткие жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет волос – преимущественно черный. Часто встречаются пирсинг, яркий макияж, подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей.

Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается, что черный цвет символизирует депрессию, чувства покинутости и одиночества, а розовый – положительные эмоции, которые также очень ценны для них.

Плюсы:По их собственному определению, основа самого существования эмо – неподдельные и нескрываемые чувства и эмоции, а также пропаганда духовных, а не материальных ценностей. Однако, если рассматривать непосредственно стиль жизни членов этого движения, становится ясно, что эти весьма светлые, возвышенные слова сами эмо-киды истолковывают по-другому. Их показная эмоциональность и чувственность выливается в прилюдные плач, рыдания, попытки покончить с собой, занятия сексом на улицах, причем, зачастую, однополым. Именно царящая в группе атмосфера вседозволенности и привлекает туда новых членов, которые до присоединения к эмо-движению были стеснительными, слабыми, замкнутыми в себе, не имеющими друзей, обладающими большим количеством комплексов молодыми людьми.

Минусы: Слишком увлекающиеся и ранимые могут возводить в культ страдания и душевную боль, решаясь на крайний шаг. Заигравшись в несчастного ребёнка, они решаются порезать вены или прыгнуть с крыши, и это решение кажется им оправданным и единственно верным.



Скинхэды

Произошло от англ. скин хэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов.

Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Очень похожа на скинхедов и другая субкультура: РНЕ (Русское национальное единство).

По словам психологов, такую идеологию могут принять только те подростки, у которых уже есть нарушения психического развития, причинами которого могли стать, в первую очередь, конфликты со сверстниками (особенно, если инициаторами таких конфликтов были ребята не славянской внешности), отсутствие взаимодоверия и взаимопомощи в семье, произошедшее ранее нападение на подростка с целью избиения, грабежа, и, конечно же, одна из главных причин, толкающих молодых людей на подвиги – неразделенная любовь, желание выглядеть героем в глазах девушек. Скинхеды позиционируют себя как сильных личностей за счет унижения других, которые в тот момент гораздо слабее

Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление, на мой взгляд, положительное.

Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому.



У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом



Так как же нам, с взрослым, с ними себя вести? Есть такой разрабатываемый на данный момент документ. "Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов..."

(Из проекта "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности").


С другой стороны, посмотрите на прилавки канцелярских магазинов, где большой выбор дневников и тетрадей с «эмовской» и готической символикой; в любимом многими телесериале «Папины дочки» одна из сестёр Даша является готом. А это ли не пропаганда и поддержка государства?


Безусловно, каждая молодежная субкультура в той или иной форме бросает вызов общественной морали и принятым нормам, и эта "протестность" реализуется в самом широком диапазоне - от эпатажных причесок и пирсинга до смертельных трюков любителей экстремальных видов спорта. Еще один фактор риска - наркотики. К сожалению, ряд молодежных субкультур даже с безобидной идеологией (рейверы, металлисты) могут стать благодатной средой для приобретения подростками первого наркотического опыта.

В психологии есть такое понятие, как реакция эмансипации, то есть стремление подростка вырваться из-под опеки и контроля взрослых. В этом возрасте человек ищет опыт самостоятельности, способ отделиться от семьи. Другое дело, что и в этой ситуации важно сохранить доверие, ниточку, связывающую вас и вашего ребенка. Подросток должен уважать мнение и право других людей иметь и высказывать свою точку зрения. В противном случае, чем они лучше тех, кто не хочет признавать их права? Это дорога с двусторонним движением, и подростки должны четко себе это представлять.

А потому как все-таки следует реагировать на то, что ваши дочь или сын вдруг становятся активными приверженцами той или иной молодежной субкультуры? Чего в этой ситуации следует опасаться и к чему надо относиться спокойно и с пониманием? Иными словами, где проходит грань, за которой кончается игра, юношеское самоутверждение и начинаются инфантилизм, социальная и моральная деструктивность, саморазрушение и без того неокрепшей личности?

А для подросткового возраста это очень характерно – размышления о смерти, о конечности жизни, и эти группы подыгрывают этим интересам и очень часто являются провокативными. Я не скажу, что они специально это делают, но это последняя капля для человека, который уже немножечко готов к самоубийству.

Чтобы то или иное увлечение оставалось в пределах нормы, необходима социальная адаптация подростка. Что это означает? Первое - он не бросает учебу и справляется с имеющимися нагрузками, второе - у него нет конфликтов с родителями и ближайшим окружением. Если два этих условия соблюдаются, то повода для беспокойства нет, подросток вполне адаптирован к реальной жизни и со временем гармонично в нее впишется. Другое дело, если человек нигде не учится и не работает, а увлечения занимают все его время...

«Молодыми надо заниматься, они должны быть интересны взрослым, и тогда не так уж и трудно предложить им интересное существование, от которого они не смогут отказаться, - резюмирует Карен Шахназаров. - Детей надо воспитывать не только в масштабе семьи, но и в государственном масштабе. Тем, которые тусуются по подворотням, нужно внимание

Умные взрослые сами вникают в смысл субкультуры, одухотворяют эту тусовку: устраивают музыкальные группы, проводят фестивали, выставки молодежного творчества.

К сожалению, взрослых, которые живут с этими детьми общей жизнью и в состоянии любую субкультуру соотнести с общечеловеческой культурой, дефицит».

Проверяйте, смотрите своему ребенку в глаза, тестируйте его, наконец. Надо строить отношения с детьми так, чтобы они были основаны на доверии. А мы часто хотим переложить ответственность на детей. Ведь и скинхедами не рождаются. Так откуда они берутся? Это не значит, что кто-то из родителей тоже бегал по улицам и бил "инородцев", но то, что отношение к ним в семье однозначно ксенофобское, лично для меня очевидно. Либо родители вовсе не занимаются воспитанием, и ребенок живет своей жизнью вне семьи. Нередко взрослые преувеличивают опасность там, где не надо, и преуменьшают там, где она действительно существует.

Хотя во всем упрекать родителей тоже неправильно. Есть дети и подростки, психика которых разрегулирована в силу каких-то других причин. И для их воспитания требуются огромные усилия, а у родителей не хватает времени. Они чаще озабочены тем, как обеспечить детей материально, и реже - как сохранить с ними душевный контакт, "обеспечить" их духовно.

Уберечь молодёжь от такого рода субкультур, как считают психологи, крайне сложно – потому что отвлечь подростка от естественных для него протестных настроений тяжело, а запрет на встречи с друзьями, облачёнными в черное, сделает субкультуру ещё более притягательной. Поэтому, пожалуй, единственное, что остаётся родителям – это внимание к своему ребёнку. Для подавляющего большинства подростков, к счастью, мрачность по большому счёту остаётся некой игрой, и нужно просто подождать, пока они это перерастут. Всерьёз играют лишь единицы, но они помимо моды руководствуются ещё и серьёзными скрытыми мотивами, касающимися личной жизни, обстановки в школе и семье.

Лучший способ защитить ребенка от негативного влияния субкультуры – это развивать у него умение принимать решения самостоятельно. Для того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.


Давайте же подведём некоторые итоги нашего разговора.


Положительные стороны влияния субкультуры

1. Подростковая культура облегчает общение со сверстниками. Известно, что отрочество – возраст интенсивного общения. В психологии считается, что именно общение является наиболее значимой для подростка деятельностью, которая позволяет ему развиваться. Но для того чтобы общаться, необходимо иметь какие-то общие интересы, найти единомышленников. Наличие культуры значительно облегчает этот процесс: стоит тебе определиться со своими пристрастиями, как ты немедленно найдешь огромное количество сверстников с теми же интересами.

2. Молодежная субкультура для подростка – это сфера самоопределения. Подростковый возраст – период активного осмысления себя, своей сущности и своего места в мире. В поиске на вопрос: «Кто я?» – субкультура помогает найти ответ: например, футбольный фанат, поклонник определенного музыкального стиля, игрок в компьютерные игры и т.д.

3. Молодежная культура – это уникальный мир, мир без взрослых. Подростки прекрасно понимают, что в реальной жизни, где практически всем распоряжаются взрослые, они занимают зависимое положение. Молодежная культура – это реальность, где подросток компетентен и самостоятелен, где он может почувствовать себя взрослым.


Негативное воздействие субкультуры

1. Молодежная субкультура ограничивает и сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками. Часто возникают беспочвенные конфликты между представителями различных по интересам групп.

2. Для субкультуры подростков характерны социально нежелательные проявления: курение, употребление алкоголя и наркотиков, нецензурная брань.

Рекомендации родителям,

1. Поговорите с подростком об индивидуальности

В подростковом возрасте дети стремятся выделиться, показать, что они отличаются от других. Это делается всевозможными способами, и одним из самых популярных является яркое противопоставление себя другим путем ухода в субкультуру. Но ведь таких подростков далеко не единицы. Достаточно просмотреть какое-нибудь интернет-сообщество вроде готов, в котором две тысячи с лишним участников. Попробуйте вместе с ребенком открыть готические интернет-дневники, посмотреть статистику посетителей концертов.

Важно помочь подростку уяснить, что идеи субкультур не оригинальны, а их рамки очень тесны, поэтому все эмо/готы/рэперы/ скейтеры/ металлисты в целом похожи друг на друга, и к этой армии клонов он собирается примкнуть. Но тут необходимо учитывать, что, как бы ребенок ни пытался индивидуализироваться, все равно он ищет себе компанию людей, которые его поймут, с которыми ему будет легко и хорошо. Поэтому стоит делать упор на то, что, если подростку нравится общаться с этими людьми, не обязательно копировать их внешний вид. Достаточно лишь разбираться в том или ином направлении, чтобы поддерживать общение. Важно дать понять каждому ребенку, что он сам – полноценная личность, а если он станет копировать чьи-то привычки, замашки и образы, то превратится в копию. Но копии неинтересны, если в непосредственной близости существует оригинал.


2. Задумайтесь о внешнем виде ребенка

В основном родителей пугает именно внешний вид детей, избравших для себя такой образ жизни, как принадлежность к субкультуре. Подростки склонны экспериментировать и злоупотреблять косметикой и прочими атрибутами «взрослой жизни». Зачастую они не знают в этом меры. Но любая девочка, вне зависимости от субкультурной принадлежности, обрадуется неожиданному подарку в виде похода в салон красоты или к стилисту. И там в соответствии с ее пожеланиями ей подберут подходящий макияж и прическу, расскажут, как стоит одеваться, – в общем, одним выстрелом будут «убиты два зайца»: подросток увидит, что пошлая раскраска смотрится намного хуже качественного макияжа.

После этого можно показать подростку фотографии представителей субкультур, чей имидж выдержан в умеренном стиле, и для контраста дать фотографии тех, кто перебарщивает. Сделайте упор на личных положительных качествах ребенка и их развитии – подростку важно чувствовать, что его любят, ценят и понимают, что его увлечения не идут вразрез с вашими ценностями, что необходимо думать о будущем, а не только о настоящем.



3. Не будьте категоричны

Не стоит ничего запрещать в жесткой форме. Можно выкидывать одежду, не давать денег, вытаскивать пирсинг, насильно водить в парикмахерскую, ломать диски и т.д. – это ни к чему хорошему не приведет. Кончаются запреты тем, что ребенок вместо посещения концертов начинает бродить по улицам, прокалывать разные части тела зубчиками от расчесок и прятать тени-карандаши в подъезде, живя в постоянном стрессе «вдруг кто увидит». Ни один родитель этого не захочет. Да и ребенок такого не поймет, ведь запретный плод сладок, а в этом возрасте никто из нас в родительскую мудрость особо не верит. Поэтому объяснять все надо вежливо и корректно, без всяких криков, воплей, валокординов и ультиматумов.

Увидев ребенка в черном, не надо сразу клеймить его ярлыками в духе: «Ты сатанист/кошек ешь/кровь пьешь/по кладбищам гуляешь». Так он еще быстрее убедится, что все делает правильно, а предки, как всегда, ничего не понимают, и вообще они непродвинутые.


4. Расширяйте кругозор свой и ребенка

Родитель имеет право на отстаивание собственного пространства, но не в противопоставление интересам ребенка. Можно развить новые интересы у подростка, показывая ему свои собственные и знакомя с ними. Главное, чтобы у ребенка не возникало ощущение «навязывания». Возможно, подросток не разделит ваши увлечения, но у него появится возможность познакомиться с другой культурой. Необходимо расширять кругозор наших детей, а также свой собственный.


5. Уважайте самостоятельность детей

Очень часто родители, борясь за успеваемость, противопоставляют уроки увлечениям подростка: «Сначала сделай уроки, а в свободное время можешь заняться своими делами». Важно принять увлечения подростка. «Это твои интересы, я могу их не разделять, но мне хочется знать, чем ты увлекаешься». Вспоминайте собственный опыт.

Сохраняйте доверительные отношения в семье. Завоевать авторитет у дочери или сына поможет ваша искренняя заинтересованность в знаниях подростка. Спросив у ребенка: «Кто это?», «Что означает это слово?», «О чем они поют?», мы тем самым даем ему понять, что тоже считаемся с его мнением.



Вот некоторые немаловажные советы родителям.

- Займите позицию ментора, а не друга.

- Не преследуйте ребёнка бесконечными нотациями

и критикой. Давление порождает сопротивление и агрессию.

- Подружитесь с друзьями и подругами вашего ребёнка.

- Не забывайте и не стесняйтесь повторять ребёнку, что вы его любите.

Если в семье есть любовь, если ребёнок чувствует, что в этой жизни

он дорог хотя бы одному человеку, он не пойдёт на крайний шаг.

Дайте ему уверенность, какими бы ни были проблемы, всегда

можно найти выход: «Что бы ни случилось, у тебя есть я ,

мы – твои родители! И мы всегда придём на помощь!»


Помните, что задача родителей не только дать кров и обеспечить своего ребёнка материально! Главная их «работа» - это социализация ребёнка. Воспитание в нём уверенности, радостного восприятия себя и жизни. Ведь в этом мире так много красоты, любви, гармонии и счастья!

Главное – покажите это своим детям. И тогда ваше любимое чадо превратится в уверенного и мудрого молодого человека или умную и рассудительную барышню. Они обязательно будут успешны и счастливы. Просто вселите в них эту уверенность



Услышьте своего ребёнка

«Вы понимаете, это очень важно – чувствовать, что вокруг тебя есть люди, с которыми ты говоришь на одном языке. Помните, «счастье – это когда тебя понимают»?.. Так вот. Когда ты чувствуешь себя частью чего-то большего, чем ты сам, – ты понят, принят, важен, нужен, может быть, даже любим здесь.

Общаться с нормальными людьми… В этом-то вся беда. Понимаете, мы – чужие, иногда даже – отверженные.

Потом большинство из нас перерастет это, и мы станем обычными людьми – более или менее.

Постарайтесь относиться к нам терпимо. Нет, не надо разделять и одобрять наши взгляды – это будет по меньшей мере странно. Но не критикуйте и не обзывайте нас – тогда мы отдалимся еще больше. Не высмеивайте нас. Попробуйте отнестись к нам с уважением, найдите в нас что-то хорошее, за что вы можете нас одобрять и ценить. Напоминайте нам о правилах поведения и возвращайте нас иногда в реальность – чтобы мы не остались навсегда в нашем мире и не причинили вам слишком много неудобств.

Разговаривайте с нами всерьез, помогайте нам – иногда мы не знаем, как справляться с нашими проблемами.

Постарайтесь договариваться с нами – ведь мы на самом деле все понимаем…»



У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик:

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

И ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

– Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

– Вот чучело, – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода.

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.


Разрешите вашему ребёнку быть самим собой, чувствовать себя не похожим на других, но не бросайте его, не оставляйте без вашей любви и поддержки.



Поощряйте индивидуальность в своем ребенке.

Помогите подростку самовыражаться среди сверстников.

Сохраняйте доверительные отношения в семье.

Уважайте чувство взрослости в своем ребенке, поощряйте высказывание собственного мнения подростком.

Способствуйте тому, чтобы одежда ребенка соответствовала моде

(по возможности, была недешевой).

Помогайте своему ребенку найти цель в жизни, определиться со своими

предпочтениями.

Ориентируйтесь в молодежной моде, музыке, телевизионных молодежных передачах, друзьях ребенка, его интересах.

Помогайте организовать досуг, контролируйте, как он его проводит.

Расширяйте кругозор ребенка.

Развивайте оптимизм, позитивное мышление, формируйте образ позитивного будущего у ребенка. Люди, имеющие позитивное мышление, считают:

- что окружающий мир устроен по законам гармонии;

– что в людях больше достоинств, чем недостатков;

– что в будущем обязательно произойдет что-то хорошее;

– что человек, который смотрит на нас, может либо думать

о нас хорошо, либо вообще думать не о нас, а о своих делах;

– что любовь реальна;

– что если будешь стремиться к чему-либо и много работать,

то обязательно этого добьешься.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!