СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛЕОНОВИЧ В. Л. Статья "Словообразовательные связи частей речи" РЯиЛ 2019-2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЛЕОНОВИЧ В. Л. Статья "Словообразовательные связи частей речи" РЯиЛ 2019-2»


В. Л. Леонович, доцент кафедры русского языка филологического факультета БГУ, кандидат филологических наук

Словообразовательные связи частей речи

Являясь самостоятельным разделом языкознания, имеющим свои задачи и объект исследования, словообразование вместе с тем тесно связано с другими разделами лингвистики, а именно: фонетикой, лексикологией, морфологией, синтаксисом.

Связь словообразования с морфологией имеет двусторонний характер и состоит в следующем:

  1. словообразование осуществляется на базе имеющихся в языке слов, принадлежащих к той или иной части речи;

  2. новые слова всегда оформляются как определённая часть речи со всеми свойственными ей грамматическими признаками, т. е. в соответствии с законами грамматического строя русского языка;

  3. процесс создания новых слов тесно связан с переходом слов из одной части речи в другую;

  4. словообразовательный потенциал слова (способность слова «порождать» новые слова) во многом зависит от его частеречной принадлежности;

  5. словообразование и морфология имеют общий раздел — морфемику, изучающий морфемы — минимальные значимые части слов (морфологию интересуют морфемы, участвующие в образовании форм слов; словообразование занимается изучением морфем, использующихся при образовании новых слов);

  6. словообразовательные морфемы:

  • обусловливают морфологическое разграничение слов, поскольку многие из них закреплены за соответствующими частями речи (например, суффиксы -ком (-иком), -ю, -о образуют только наречия: пешком, босиком, пятью, шестью, забавно, интересно’, постфикс -ся и приставка обез-/обес- участвуют в образовании только глаголов: помниться, строиться, обезболить, обезжирить’, суффиксы -иан- и -знъ- принадлежат именам существительным и т. д.);

  • способствуют размежеванию внутри одной части речи групп слов с определёнными грамматическими признаками (например, суффиксы существительных способствуют различению их рода и склонения: -тель-, -ист- и др. образуют существительные мужского рода 2-го склонения, -ниц-, -ис- и др. образуют существительные женского рода 1-го склонения; суффикс -ий- указывает на принадлежность прилагательного к разряду притяжательных; суффиксы глаголов способствуют определению их видовых различий: суффикс -ану- придает значение совершенного вида, суффиксы -ва-, -ива-, -ыва- придают значение несовершенного вида и т. д.);

• определяют морфологические признаки и сочетаемостные свойства слов (например, приставка за-, присоединяясь к непереходному глаголу служить, делает переходным образованный от него глагол заслужить-, он, в отличие от производящего глагола, может сочетаться с существительным в роли прямого дополнения: заслужить уважение, почтение) и др.

Словообразование взятой отдельно части речи представляет собой словообразовательную подсистему. Каждая из таких подсистем имеет особенности, которые в определённой степени обусловлены морфологическими свойствами слов, их принадлежностью к той или иной части речи.

Между словообразовательными подсистемами различных частей речи осуществляется постоянное взаимодействие. В области словообразования оно проявляется в разных аспектах. Рассмотрим их.

  1. Способность части речи выступать либо в качестве производного слова, либо в качестве производящего.

Среди производных в современном русском языке представлены слова всех традиционно выделяемых знаменательных частей речи: имена существительные (настройщик, соавтор), имена прилагательные (приусадебный,, девятиэтажный), имена числительные {семеро, пятьсот), местоимения {кое-какой, чей-либо), глаголы {учительствовать, замаскироваться) и наречия {вскоре, мимоходом). Производные, относящиеся к одной части речи (производные существительные, производные прилагательные, производные глаголы и т. п.), образуют отдельные подсистемы. В пределах этих подсистем находятся слова одной и той же части речи, которые образуются на базе либо одной части речи (например, числительные образуются от числительных: трое три, пятнадцатый пятнадцать), либо разных частей речи (например, существительные образуются от существительных (подзаголовок заголовок), прилагательных (беззвучие беззвучный), числительных (девятка девять), местоимений (свояк свой), глаголов (усиление усилить), наречий (сообщник сообща)). Производные, образованные от одной части речи (существительных, прилагательных, глаголов и т. п.), также образуют отдельные подсистемы.

В роли производящих слов могут использоваться знаменательные части речи (лес —» лесник, нежный —» нежность, двое — двоить, твой -» по-твоему, поощрить — поощрение, ныне — нынешний), а также (реже) служебные части речи (между -» промежду, не - отпекаться), междометия (ах -» ахать, ура —» ура-патриот) и звукоподражания (и-го-го — игогокать, бух -» бухать).

При этом одно и то же слово может выступать в роли производящего для слов разных частей речи: бедный — бедность, бедненький, беднеть, бедно (живёт); синий — синяк, синеватый, синеть, иссиня; делить — деление, делительный, разделить. Если слово образовано сложным способом, в роли производящих могут выступать слова одной части речи: лесостепь лес + степь, зимне-весенний зимний + весенний, восемьсот + сто или разных частей речи: педвуз педагогический + вуз, нефтеналивной нефть + наливать, малохоженый мало + хоженый, втридорога три + дорогой.

В русском языке есть группа слов, которые непосредственно образуются не от одного слова, а от двух (реже трёх) однокоренных слов. При этом производящие слова могут принадлежать как к одной, так и к разным частям речи: выплавляться выплавлять и выплавляться ← выплавиться; неблистательность и неблистателъностъ ← блистательность.

Наиболее зримо словообразовательные связи производных и производящих слов, взаимодействие частей речи демонстрирует такая комплексная единица словообразовательной системы, как словообразовательное гнездо. Во главе каждого гнезда находится исходное слово, принадлежащее к определённой части речи. Оно определяет тип гнезда, и в первую очередь его строение.

Для каждой части речи характерна своя совокупность словообразовательных гнёзд, разных по объёму и структуре. Совокупность словообразовательных гнёзд всех частей речи в их взаимосвязи и взаимодействии составляет систему русского словообразования.

В словообразовательном гнезде могут быть представлены слова только одной части речи или же слова разных частей речи.

Приведём примеры:

маячить

маячиться

промаячиться

замаячить

отмаячить

отмаячиться

помаячить

промаячить

свирель

свирелка

свирельщик

свирелыцица

свирельный


Количественный и качественный состав словообразовательного гнезда находится в прямой зависимости от характеристик его вершины, в том числе и её принадлежности к части речи.

В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова приводится следующая информация относительно количества гнёзд, формируемых разными частями речи: самое большое количество словообразовательных гнёзд у имён существительных — 8898 (далее части речи даются в порядке убывания: глагол — 2413, имя прилагательное — 944, наречие — 86, междометие — 75, звукоподражание — 62, местоимение — 25, имя числительное — 22, слова других частей речи (предлог, частица) — 16) [1].

В составе гнезда может быть одно слово (например, с исходными словами бра, ателье, полисмен, эльдорадо, лассо), два слова (например, с исходными словами ведомость, мой, биллион, рухнуть), три слова (например, с исходными словами чудиться, ваш, зачем, авось); бывают макрогнёзда (например: вести (508 слов), два (548 слов), нести (541 слово), половина (588 слов)).

Самые разветвлённые гнёзда имеют глаголы, что объясняется, прежде всего, их семантической насыщенностью (многие глаголы многозначны, и производные могут образовываться на базе их разных значений) и богатыми (по сравнению с другими частями речи) синтаксическими возможностями, их способностью в различных конструкциях связываться с другими словами и реализовывать эту связь в производных словах (например, глагол писать, обозначая целую ситуацию, может сочетаться с существительными, называющими производителя действия (писатель) или объект действия (письмо).

  1. Словообразовательная активность частей речи, т. е. способность образовывать новые слова.

В современном русском языке активно и постоянно пополняются новыми словами четыре категории знаменательных слов: имена существительные, имена прилагательные, глаголы и наречия. Имена числительные и местоимения представляют собой закрытые, т. е. непополняемые, ряды слов.

По наблюдениям А. Н. Тихонова, «словообразовательный потенциал слов разных частей речи существенно отличается» [1]. Исследователь констатирует: «Самый высокий словообразовательный потенциал имеет глагол — 23,2 производных слова на одно исходное (непроизводное) слово, за ним следует имя прилагательное — 15,7. На третьем месте имя существительное — 7,5. Это основные в словообразовательном отношении части речи. Остальные части речи не могут с ними сравниваться из-за слабости производящей базы — малочисленности слов, участвующих в словообразовании...» [1].

Образование новых слов осуществляется по определённым схемам, или, в терминологии словообразования, словообразовательным типам.

В словообразовательный тип объединяются производные, принадлежащие к одной части речи и образованные от слов одной части речи с помощью одинакового словообразовательного средства, выражающего во всех словах типа общее словообразовательное значение.

Например, к одному словообразовательному типу относятся следующие слова: активация, дегазация, апробация. Все они являются существительными, образуются на базе одной части речи, а именно от глагола (активация активировать, дегазация дегазировать, апробация апробировать), с помощью суффикса -аций-, который выражает словообразовательное значение ‘действие по производящему глаголу’.

Все производные слова в русском языке распределяются по словообразовательным типам. Каждая часть речи обладает определённым набором словообразовательных типов, которые образуют её словообразовательную подсистему. Совокупность словообразовательных типов всех частей речи в их взаимосвязи и взаимодействии составляет систему русского словообразования.

В системе имён существительных функционируют словообразовательные типы, в пределах которых образуются наименования:

  • лиц: гитарист, шахматист; сорежиссёр, сопредседатель;

  • невзрослых существ: тигрёнок, оленёнок, лисёнок;

  • орудий действия: точилка, зажигалка; тёрка, отвёртка;

  • места действия: подземелье, поднебесье; заречье, загорье;

  • веществ, материалов: ванилин, сахарин; фосфорит, кальцит;

  • заболеваний: плеврит, трахеит и др.

В системе прилагательных представлены

типы, в пределах которых образуются производные со значением:

  • принадлежности: мамин, дядин; лисий, волчий;

  • склонности к действию: липкий, мылкий;

  • высокой степени проявления признака: злющий, хитрющий;

  • ласкательным: миленький, хорошенький и др.

В системе глагола представлены типы, в пределах которых образуются производные с общим значением действия:

  • временным: прозимовать, пролежать;

  • многократным: хаживать, слыхивать;

  • разнонаправленным: разбросать, развеять;

  • повторным: переклеить, перезарядить;

  • дополнительным: досадить, довесить;

  • взаимным: переговариваться, перезваниваться;

  • неполным: недогрузить, недобрать;

  • законченным: отвоеваться, отбегаться и др.

Словообразовательные типы могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивным считается тип, по которому в современном русском языке образуются новые слова (он служит образцом для образования новых слов). Тип, по которому в настоящее время не образуются новые слова (он не используется в качестве образца для образования новых слов), является непродуктивным.

Показателем продуктивности типа является наличие неологизмов и окказионализмов. Неологизмы — это новые слова, которые вошли в общее употребление (они фиксируются словарями): нейлон, кораблестроение, интернатура, космодром. Окказиональные слова — это индивидуальные новообразования, которые не вошли в общее употребление и существуют в породившем их контексте: мартобрь, миллионопалый, клоповодство.

В современном русском языке продуктивными, например, являются следующие типы:

  • тип, в пределах которого с помощью суффикса -чик-/-щик- осуществляется образование отглагольных существительных со значением производителя действия: разносчик, обходчик, обманщик, прицепщик;

  • тип, в пределах которого с помощью суффикса -оват-/-еват- на базе прилагательных осуществляется образование других прилагательных со значением слабой степени проявления признака: беловатый, скуповатый, коричневатый, синеватый;

  • тип, в пределах которого с помощью приставки при- и суффикса -ива- на базе глаголов осуществляется образование других глаголов со значением сопроводительности действия: присвистывать, прихлопывать, припевать, притопывать и др.

Непродуктивны, например, такие типы:

  • тип, в пределах которого с помощью суффикса -яг- на базе прилагательных образуются существительные со значением лица: бедняга, скромняга, симпатяга;

  • тип, в пределах которого с помощью приставки с- и суффикса на базе существительных образуются наречия со значением отнесённости к месту: сбоку, сверху;

  • тип, в пределах которого с помощью приставки за- и суффикса -и- на базе существительных образуются глаголы со значением наделения признаками кого-нибудь или чего-нибудь: заболотить, залужитъ и др.

  1. Соотнесённость частей речи и способов словообразования.

Каждая часть речи в современном русском языке имеет свой набор способов словообразования. Так, в системе числительных используются только два способа: суффиксальный (семь — семеро, сорок —» сороковой) и сложение (пять + десятьпятьдесят, девять + сто — девятьсот). Количество способов образования, например, существительных значительно больше: приставочный (городпригород), суффиксальный (белыйбелизна), приставочно-суффиксальный (трудитьсясотрудник), сложение (лес + тундра — лесотундра), сложение в сочетании с суффиксальным способом (земля + пахать —» землепашец), сложение сокращённых основ (лесной + хозяйстволесхоз), переход из одной части речи в другую (ротный (прил.) — ротный (сущ.)) и др.

Некоторые из способов словообразования в русском языке характеризуются индивидуальной закреплённостью. Например, приставочно-постфиксальный, суффиксально- постфиксальный, приставочно-суффиксально- постфиксальный способы характерны только для глаголов (с-лететь-ся лететь, тол- пи-ть-ся толпа, на-смех-а-ть-ся смех); способ сложения сокращённых основ, определяемый в словообразовании термином «аббревиация», а также субстантивация (переход других частей речи в существительные) характерны только для имён существительных (юрфак юридический факультет, завуч заведующий учебной частью, БГУ Белорусский государственный университет; Дежурный (сущ.) вошёл в кабинет директора (прил.) ученик вошёл в кабинет директора); способ слияния, или сращения, на современном этапе развития русского языка продуктивен лишь в словообразовании прилагательных (густонаселённый, малоговорящий, сильнодействующий, вышестоящий) и т. д.

Один и тот же способ словообразования может проявлять неодинаковую активность в системе той или иной части речи. Например, способ сложения продуктивен в словообразовании имён существительных и имён прилагательных (овощехранилище овощ + хранилище, грузополучатель груз + получатель; бело-розовый белый + розовый, выпукло-вогнутый выпуклый + вогнутый) и непродуктивен в словообразовании глаголов (самовоспламениться сам + воспламениться, зубоскалить зуб + скалить); приставочный способ особенно продуктивен в системе глагола (выехать ехать, вспомнить помнить) и в целом малопродуктивен в словообразовании наречий (нигде где, повсюду всюду) (исключение составляет приставка не-).

В процессе словопроизводства различные части речи взаимодействуют определённым образом. Например, глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных: лентяй —» лентяйничать, колос — колоситься, земля -» приземлиться;

  • от прилагательных: пустой —» пустовать, полный - переполнить, скупой —» скупиться;

  • от числительных: трое — троить, шестеро -» ушестерить;

  • от местоимений: вы — выкать, свой — усвоить;

  • от глаголов: плыть — переплыть, успеть — успевать, купить — покупать, решить —» решиться, бежать — разбежаться, жалеть —» сжалиться;

  • от наречий: иначе — иначить;

  • от междометий и звукоподражаний: ух — ухать, цык - цыкать, хны — хныкать, буль - булькать.

При словообразовании глаголов проявляются некоторые закономерности словообразовательного процесса:

  • при приставочном, постфиксальном, приставочно-постфиксальном способах производный глагол всегда образуется от глагола, при этом в качестве производящей части используется исходное слово целиком: шить — сшить, стиратьстираться, смотретьвсмотреться;

  • при суффиксальном, приставочно-суффиксальном, суффиксально-постфиксальном, приставочно-суффиксально-постфиксальном способах производящее слово может быть и глаголом, и не глаголом, при этом словообразовательное средство присоединяется к основе исходного слова: шарлатан —» шарлатанствовать, сухой — сушить, двое — двоить, ты — тыкать, кашлять — кашлянуть, да — дакать; плясать — выплясывать, стекло — остеклить, смирный — присмиреть; присесть — присаживаться, невеста — невеститься, упрямый — упрямиться; штраф — проштрафиться, щедрый - расщедриться, стрелять — перестреливаться;

  • глаголы совершенного вида часто образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок: переиграть играть, позаимствовать

  • глаголы несовершенного вида часто образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: упрощать упростить, уговаривать уговорить, задавать задать.

Существуют и другие закономерности словообразовательного процесса, отражающие особенности взаимодействия частей речи [2].

Например:

  • имена существительные со значением отвлечённого действия обычно образуются от глагола: бегство бегать, борьба бороться, горение гореть;

  • имена существительные со значением отвлечённого признака обычно образуются от имен прилагательных: синева синий, полнота полный, ширина широкий;

  • порядковые числительные образуются от количественных числительных: тысячный одиннадцать;

  • многие наречия образуются от имён прилагательных: всухую ← сухой, по-новому +— новый, бело белый;

  • слова с уменьшительно-ласкательным значением обычно принадлежат к той же части речи, что и их производящие: звёздочка звезда, деревенька и др.

Изложенный материал свидетельствует о том, что каждая часть избирательно устанавливает словообразовательные связи с другими частями речи. Увидеть эти связи могут помочь соответствующие задания. Порекомендуем некоторые из них.

Задания

  1. С помощью стрелки покажите, какое слово в каждой паре является производным, а какое производящим.

Водить — вождение, дождливо — дождливый, догадливость — догадливый, миллион — миллионный, усложнить — усложнять, внутренний — внутри, носок — носочек, сортировка — сортировать, противник — противница, фарфор — фарфоровый, покупочка — покупка, выбелить — белить.

  1. Подобрав к производным словам производящие, заполните таблицу примерами.

Синенький, быстро, вверху, пересадить, вежливость, ползком, машинист, обновить, товарищеский, утюжить, оценка, говорливый, сквозить, сплошной.

Словообразовательные отношения между частями речи

Виды словообразовательных пар

Примеры

Глаг. —» глаг.


Прил. —* глаг.


Наречие —* глаг.


Сущ. - сущ.


Глаг. — сущ.


Прил. — наречие


Прил. —■ сущ.


Сущ. — прил.


Глаг. — прил.


Сущ. —» глаг.


Прил. —» прил.


Наречие — прил.


Глаг. —► наречие


Сущ. —* наречие



  1. Распределите производные слова по группам: 1) образованные от имён существительных, 2) образованные от имён прилагательных, 3) образованные от глаголов. Приведите производящие слова.

Гоночный, снизить, престарелый, пересдача, издали, старушка, одиночество, нагоститься, мастерски, говорунья, беззаботность, прицепить.

  1. В каждом ряду все слова, кроме одного, образованы от имён прилагательных. Найдите «лишнее» слово.

  1. Сложноватый, бездушный, антинаучный.

  2. Смелость, веселье, засуха.

  3. Укрощать, повысить, откровенничать.

  4. Пешком, вблизи, втайне.

  5. Запишите производные слова в следующем порядке: сначала — такие, при образовании которых наблюдается переход из одной части речи в другую; затем — такие, при образовании которых перехода нет. Подберите к ним производящие слова, определите способ словообразования.

Пристройка, геройски, бесстрашный, невольник, сменить, отважиться, помолодеть, опомниться, сушиться, усмехаться, некоторый, усиливать.

  1. Данные производные слова имеют не одно, а два непосредственно производящих слова. Сгруппируйте производные слова в зависимости от того, к одной или к разным частям речи принадлежат их производящие слова. Обозначьте словообразовательные морфемы, с помощью которых они образованы.

Защищаться, неблизко, безубыточность, подкраситься, соучастие, сотоварищество, сирийский, ледяшка, доносчик, безопытный.

  1. Установите соответствие между сложными словами и схемами, по которым они образованы. Определите способы словообразования.

Вечномёрзлый

Сельмаг

Овощехранилище

Железнодорожный

Долгоиграющий

Канатоходец

Самообеспечение

Двухъярусный

Серебристо-чёрный

Комдив

Первоисточник

Числ. + сущ.

Прил. + сущ.

Сущ. + сущ.

Наречие + прил.

Прил. + прил.

Местоим. + сущ.

Наречие + прич.

Сущ. + глаг


  1. В каждой из данных словообразовательных цепочек есть недостающее звено — глагол. Восстановите это звено.

Короткий —у укорачивать —» укорачиваться.

Враг —» вражда — враждебный.

Вода —► водный —* наводнение.

Держать — сдержанный —► сдержанность.

Старый стареть —» устарелый.

Десять —► десятеро —* удесятерять.

Маска —» маскировка — маскировочный.

Вина —► провиниться —* провинность.

  1. Восстановите словообразовательное гнездо, если известно, что в нём есть: 1) исходное непроизводное слово белорус и три производных слова: существительное, прилагательное и наречие; 2) исходное непроизводное слово нравиться и два производных глагола; 3) исходное непроизводное слово меткий и три производных слова: существительное, прилагательное и наречие; 4) исходное непроизводное слово здесь и три производных слова: два прилагательных и одно наречие. Правильность выполнения задания проверьте по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова [3].

  2. Известно, что приставка в процессе словообразования не переводит слово из одной части речи в другую, но видоизменяет его значение. Выделите в данных словах приставки и определите выражаемые ими значения.

Предыстория, антициклон, премилый, аморальный, кое-кто, засмеяться, недовыполнить, переделать, разослать, недалеко.

  1. Образуйте производные слова, используя приведённые словообразовательные модели.

  1. Основа прилагательного сухой + суффикс -ну- = глагол со значением ‘приобретай признак, названный производящим словом’,

  2. Основа существительного воля + при ставка без- и суффикс -в- = прилагательное со значением ‘характеризующийся отсутствием того, что названо производящим словом’

  3. Основа глагола кататься + суффикс -ок- = существительное со значением ‘месте осуществления действия, названного производящим словом’.

  4. Основа существительного банкрот + приставка о-, суффикс -и- и постфикс -ся = глагол со значением ‘стать тем, кто назван производящим словом’.

  5. Основа глагола сливать + суффикс -н- = прилагательное со значением ‘предназначенный для выполнения действия, названного производящим словом’.

  6. Основа прилагательного песчаный + суффикс -ик- = существительное со значением ‘название горной породы’.

  1. Непосредственно от данных слов образуйте с помощью суффиксов имена существительные с указанным значением. Обозначьте в них словообразовательное средство.

  1. Моргать — ‘лицо, производящее действие’.

  2. Эвакуировать —‘прибор для осуществления действия’.

  3. Терять — ‘отвлечённое действие’.

  4. Смелый — ‘лицо по характерному качеству’.

  5. Целый — ‘место, пространство’.

  6. Старый — ‘группа предметов, объединённых общим признаком’.

  7. Париж — ‘житель города’.

  8. Гимназия — ‘лицо по принадлежности к учебному заведению’.

  9. Баран — ‘мясо животного’.

  10. Символ — ‘направление в искусстве’.

  11. Кофе — ‘вещество’.

  12. Корова — ‘помещение для содержания животных’.

  13. Бронхи —‘заболевание’.

  14. Граф —‘лицо женского пола’.

  15. Слон — ‘самка животного’.

  16. Чай — ‘частица однородной массы’.

Ответы к заданиям

  1. Водить —» вождение, дождливо миллионный, усложнить —» усложнять, внутренний —* носочек, сортировка противница, фарфор — фарфоровый, покупочка *— покупка, выбелить

2.

Виды словообразовательных пар

Примеры

Глаг. —» глаг.

Садить — пересадить

Прил. —► глаг.

Новый — обновить

Наречие —► глаг.

Сквозь сквозить

Сущ.— сущ.

Машина —» машинист

Глаг. —» сущ.

Оценить — оценка

Прил. — наречие

Быстрый — быстро

Прил. —» сущ.

Вежливый — вежливость

Сущ. —► прил.

Товарищ товарищеский

Глаг. —* прил.

Говорить —► говорливый

Сущ. —* глаг.

Утюг — утюжить

Прил. — прил.

Синий —» синенький

Наречие —* прил.

Сплошь —* сплошной

Глаг. — наречие

Ползать — ползком

Сущ. —» наречие

Верх —* вверху

  1. 1. Гоночный

  1. Снизить мастерский, беззаботность

  1. 1. Сложноватый сложный, бездушный душа, антинаучный научный. 2. Смелость смелый, веселье веселый, засуха засушить. 3. Укрощать укротить, повысить высокий, откровенничать откровенный. 4. Пешком пеший, вблизи близкий, втайне тайна.

  2. Пристройка ← пристроить (суффиксальный ), геройски ← геройский (суффиксальный), бесстрашный ← страх (приставочно-суффиксальный), отважиться ← отвага (суффиксально-постфиксальный), усмехаться ← смех (приставочно-суффиксально-постфиксальный). Невольник ← неволя (суффиксальный), сменить ← менять (приставочно-суффиксальный), помолодеть ← молодеть (приставочный), опомниться (приставочно-постфиксальныи), сушиться сушить (постфиксальный), некоторый 't- который (приставочный), усиливать (суффиксальный).

  3. 1. Защищать-ся еств-о

2. Неблизк-о t- безубыточный и без-убыточность D

7.

Вечномёрзлый (слияние)

Сельмаг (сложение сокращённых основ)

Овощехранилище (сложение) Железнодорожный (сложение в сочетании с суффиксальным способом)

Долгоиграющий (слияние) Канатоходец (сложение в сочетании с суффиксальным способом)

Самообеспечение (сложение) Двухъярусный (сложение в сочетании с суффиксальным способом)

Серебристо-чёрный (сложение) Комдив (сложение сокращённых основ)

Первоисточник (сложение)

Наречие + прилагательное

Прилагательное + существительное

Существительное + существительное Прилагательное + существительное

Наречие + причастие

Существительное + глагол

Местоимение + существительное Числительное + существительное

Прилагательное + прилагательное Существительное + существительное

Числительное + существительное




8. Короткий — укоротить —» укорачивать —► укорачиваться.

Враг — враждовать —* вражда — враждебный.

Вода — водный — наводнить — наводнение.

Держать — сдержать — сдержанный — сдержанность.

Старый — стареть — устареть — устарелый.

Десять — десятеро — удесятерить —» удесятерять.

Маска —» маскировать —* маскировка — маскировочный.

Вина — винить — провиниться —» провинность.

  1. Белорус — белоруска

белорусский —► по-белорусски

Нравиться —* понравиться

разонравиться

Меткий —» меткость

сверхметкий

метко


Здесь —* здешний — нездешний по-здешнему

  1. Пред-ыстория (‘предшествование’), анти-циклон (‘противодействие’), пре-милый (‘высшая степень качества’), а-моральный (‘противоположность’), кое-кто (‘неопреде- лённость’), за-смеяться (‘начало действия’), недо-выполнить (‘неполнота действия’), переделать (‘повторность действия’), разо-слать (‘разнонаправленность действия’), не-далеко (‘отрицание’).

  2. 1. Сохнуть. 2. Безвольный. 3. Каток. 4. Обанкротиться. 5. Сливной. 6. Песчаник.

  3. 1. Mopг-ун-. 2. Эваку-aтop- . 3. Теря-ни[й-э]. 4. Смель-чак- . 5. Цел-ин-а. 6. Старь-[й-о]. 7. Париж-анин- . 8. Гимназ-ист- . 9. Баран-ин-а. 10. Символ-изм- . 11. Кофе-ин- . 12. Коров-ник-D. 13. Бронх-ит-□. 14. Граф-ин-я. 15. Слон-их-а. 16. Ча-инк-а.




Список использованных источников

  1. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. / А. Н. Тихонов. — М. : Астрель; Издательство Аст, 2003. — Т. 2. — С. 872.

  2. Леонович, В. Л. Словообразовательный анализ в аспекте подготовки к ЦТ / В. Л. Леонович // Русский язык и литература. — 2012. — № 6. — С. 4.

  3. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. — М. : Айрис-Пресс, 2017. — 576 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!