II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Отгадайте, о какой букве идёт речь? – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звуку [ш]. – Запишите соединения с буквой «ш». | Выполняют чистописание. Шило в мешке не утаишь. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. С. Есенин |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отгадай загадку: У кого за носом пятка? (Обувь.) Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Всё равно к себе притянет. (Подушка.) Сижу верхом, Не ведаю на ком. (Шапка.) На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.) Хоть сама и снег и лёд, А уходит - слёзы льёт. (Зима.) Частый, зубастый, Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.) А ну-ка, ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.) — На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корней) — Подберите проверочные слова. | Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя |
V. Этап выявления места и причины затруднения | Сильное кино … И вот он начал свой рассказ: – Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Он ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино!.. Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла. А. Барто | Слушают учителя |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | – В стихотворении я выделила интонацией несколько слов. Назовите их. Какой частью речи являются данные слова? | – Слова «он», «они», «им», «она», «ему», «ей», «ее», «ней», «я» – это местоимения. |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 108 (с. 52). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)\ – Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского. Что вы представили? Почему автор именно так расположил стихотворные строки? – Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать? — Прочитайте ниже сведения о языке. — Назовите личные местоимения. — Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.) Упр. 109 (с. 52). — Прочитайте. — Запишите личные местоимения. — Найдите в толковом словаре значение слова личный. — Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.) — Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.) V. Физкультминутка | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод: личные местоимения («я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они») указывают на лицо, предмет, но не называют его. – Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит. – Местоимения «ты», «вы» указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью. – Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работа по учебнику Упр. 110 (с. 53). — Прочитайте первое предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.) — Прочитайте второе предложение. — Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.) — С какой целью в загадках используют местоимения? — Выполните письменные задания к упражнению. Глазки – [гласк’и] – 2 слога. г – [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный; л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный; а – [а] – гласный, ударный; з – [с] – согласный, глухой парный, твердый парный; к – [к’] – согласный, глухой парный, мягкий парный; и – [и] – гласный, безударный. В слове «глазки» 6 букв, 6 звуков. Змейка – [зм’эй’ка] – 2 слога. з – [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный; м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; е – [э] – гласный, ударный; й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный; а – [а] – гласный, безударный. В слове «змейка» 6 букв, 6 звуков. 2. Работа над загадками — Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют. Утром — Так заведено — Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар-птицей. (Оно — солнце.) А стемнеет - он придёт: Тоненький, смущённый, — Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. (Он — месяц.) Грациозна, и умна, И хитра немножко, Для мышей она грозна. Кто же это? (Она — кошка.) | (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.) Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения. Он – сом. Она – ящерица. Выполняют звуко-буквенный разбор слов «глазки», «змейка». |