СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения. Роль местоимений в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения. Роль местоимений в речи»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. 18.02

Цель содержательная:

познакомить с особенностями местоимения как части речи

Цель деятельностная:

Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

1) познакомить с особенностями местоимения как части речи

2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 

3) воспитывать интерес к предмету.

Основное содержание темы, термины и понятия: местоимение

Личностные результаты

-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные умения:

- самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

экран, компьютер, мультимедийный проектор; карточки с заданием для групповой и парной работы; наглядный материал






Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!

Проверим готовность к уроку

-Желаю вам большого успеха на сегодняшних уроках!

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


II. Минутка чистописания

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

-Для чего нам нужна минутка чистописания?

-Где нам понадобится умение красиво писать?

-Отгадайте, о какой букве идёт речь?

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звуку [ш].

– Запишите соединения с буквой «ш».


Выполняют чистописание.

Шило в мешке не утаишь.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С. Есенин


IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Отгадайте загадки, запишите отгадки. Отгадай загадку:

У кого за носом пятка? (Обувь.)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. (Подушка.)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком. (Шапка.)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. (Седло.)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит - слёзы льёт. (Зима.)

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок.)

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки.)

— На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Сло­ва с безударными гласными и с парными согласными в корней)

— Подберите проверочные слова.

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

V. Этап выявления места и причины затруднения


Сильное кино

… И вот он начал свой рассказ:

Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Он ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!..

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

А. Барто

Слушают учителя

VI. Этап построения проекта выхода из затруднения


– В стихотворении я выделила интонацией несколько слов. Назовите их. Какой частью речи являются данные слова?


– Слова «он», «они», «им», «она», «ему», «ей», «ее», «ней», «я» – это местоимения.


VII. Этап реализации построенного проекта


— Что такое местоимение?

— С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое ме­стоимение, каковы особенности личных местоимений, на­учиться распознавать личные местоимения.)

– Сегодня на уроке уточним роль местоимений
в речи

VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)\

– Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского. Что вы представили? Почему автор именно так расположил стихотворные строки?

– Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Назовите личные местоимения.

— Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не назы­вают его.)

Упр. 109 (с. 52).

— Прочитайте.

— Запишите личные местоимения.

— Найдите в толковом словаре значение слова личный.

— Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

V. Физкультминутка

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Делают вывод: личные местоимения («я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они»)
указывают на лицо, предмет, но не называют его.




– Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит.

– Местоимения «ты», «вы» указывают на того,
к кому (к чему) обращаются с речью.

– Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят

IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  1. Работа по учебнику

Упр. 110 (с. 53).

— Прочитайте первое предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

— Прочитайте второе предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

— С какой целью в загадках используют местоимения?

— Выполните письменные задания к упражнению.

Глазки – [гласк’и] – 2 слога.

г – [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный;

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

а – [а] – гласный, ударный;

з – [с] – согласный, глухой парный, твердый парный;

к – [к’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

и – [и] – гласный, безударный.

В слове «глазки» 6 букв, 6 звуков.

Змейка – [зм’эй’ка] – 2 слога.

з – [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;

м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный;

а – [а] – гласный, безударный.

В слове «змейка» 6 букв, 6 звуков.

2. Работа над загадками

— Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно солнце.)

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

(Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

Он – сом. Она – ящерица.

Выполняют звуко-буквенный разбор слов «глазки», «змейка».

X. Этап включения в систему знаний и повторения

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Была ли тема для вас сложной?

Подводят итоги урока

ХI. Домашнее задание

Упр. 111 (с. 53).

Записывают домашнее задание

XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Шкала»

Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов.

Отметки за урок

Анализируют свою работу