ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Учитель музыки
Володин Сергей Евгеньевич
МБОУ Мечетинская СОШ
Зергоградского района, Ростовской области
http://volodinrusmuzyka.wixsite.com/performing-artist-ru
ХХ век вошел в историю как век так называемого «информационного взрыва», век возникновения новой информационной структуры. Средства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы. Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без медиа. Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения.
Педагогу-музыканту в современной школе важно связывать традиционные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компьютере, он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения обратной связи и для выдачи необходимой информации.
Уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». Музыка способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее.
Мой педагогический опыт подсказывает, что учитель должен находиться в непрерывном поиске разнообразных путей обновления основных положений программы «Музыки. » Д.Б. Кабалевского.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника
В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:
-увлеченности;
-триединства деятельности композитора-исполиителя-слушателя;
-тождества и контраста, сходства и различия; -интонационности;
-диалога культур.
Использование методов художественной педагогики:
-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки; -интонационно-стилевое постижение музыки;
эмоциональная драматургия;
-концентричность музыкального материала;
-забегание вперед и возвращение к пройденному;
-создание «композиций»;
-художественного контекста.
Основная идея, лежащая в основе программы, которую я использую –
ориентированность на личность. Рассматривая творческие компетенции как
реализацию человеком собственной индивидуальности, я применяю
принципы и правила личностно-ориентированного подхода:
Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и
самого себя. Отсюда системно- деятельностный подход в моей практике:
Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И
благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать
атмосферу нравственных переживаний на уроках.
В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:
Музыкальные проигрыватели
Музыкальные энциклопедии.
Фонохрестоматии
Музыкальные редакторы
Программы для пения караоке
Обучающие мультимедийные диски
Видео-уроки.
Мультимедийные презентации.
Средства Интернет.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.).
Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке». «Музыкальная прогулка», «Музыкальное путешествие», «Музыкальный портрет». При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений . Для этого использую слайд-шоу в просмотре на компьютере.
В процессе работы большое внимание уделю разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги. (видео- презентации, видео – клипы).
В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки. (Аудиозаписи). "Антошка", В.Шаинского, "Научи нас веселиться", "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буш - Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото".
В своей работе я имею возможность ввести в изучение тем урока компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи (музыкальные редакторы), просматривать фрагменты произведений видеозаписи (видео редакторы), но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства(программы создания и аранжировки музыки).
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Итак, применение данных технологии отличается высокой результативностью и способствует:
• личностному развитию учащихся;
• повышению интереса школьников к учебным занятиям;
• росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
• изменению самооценки учащихся;
• воспитанию активности и самостоятельности;
• формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
• развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
• овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
• созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.
Заключение
Использование мультимедийных технологий необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста.
Благодаря духовной общности учителя и учеников, процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
Учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного ребёнка, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Литература:
Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /авт-сост. Л. В. Золина. М.: Издательство «Глобус», 2009.