СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные достижения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порфолио ученика = это инструмент для оценки достижений.

Просмотр содержимого документа
«portfolio_uchenika_kak_sredstvo_realizatsii_trebovaniy_i_idey_fgos»

Портфолио ученика как средство реализации требований и идей ФГОС

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу,… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио – способ фиксации и структурирования индивидуальных достижений за определенный период.

Слово «портфолио», как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок;

• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.


Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность;

• расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;

• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.

Создание и ведение портфолио ученика, на сегодняшний день, это одно из требований ФГОС. И конечно, большая часть работы по организации работы с портфолио ложится на плечи классных руководителей.

Существует много вариантов ведения портфолио, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В каждой школе разрабатывается и утверждается собственное положение о портфолио ученика.

Существуют три типа портфолио:

- «портфолио документов» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений.

- «портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

- «портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.

Каждый из этих типов портфолио имеет свои достоинства и недостатки. На сегодняшний день широкое распространение получил комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

На методическом объединении учителей начальных классов мы выбрали комплексный тип портфолио и сами определили содержание и требования к оформлению портфолио. Портфолио ученика начальной школы состоит из следующих разделов.

Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя.

Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также рисунками, докладами и т.п.

Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика.

Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.

Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.

Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.

Раздел 7 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы).

Раздел 8 «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.

Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Выделяют три основные цели такой формы работы:

1) как я уже говорила выше, смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути;

2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач;

3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.


Основная часть работы с портфолио проходит на классных часах. В своей работе я применяю программу курса для учащихся 1-го класса «Портфолио как средство развития творческой активности личности», разработанную кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником в Федеральном институте развития образования Максимовой Светланой Валентиновной. Каждое занятие предполагает групповую работу в классе и работу дома с родителями и состоит из 4-х частей:

1) мотивационная. На данном этапе проводятся игры, беседы, упражнения по теме занятия. Цель этого этапа – заинтересовать ребенка, очертить область вопросов, обменяться мнениями, создать ситуации для самопознания.

2) собственно работа с портфолио. Учащимся предлагается выполнить задания на осознание своей индивидуальности в разных областях – «Я в мире музыки», «Я и природа», «Я и моя семья» и т.д.

3) рефлексия – обсуждение, что сегодня понравилось, какие чувства возникли, что можно сделать дома.

4) самопрезентация. Эта часть переносится на начало следующего занятия, т.е. каждое следующее занятие начинается с выполненных дома заданий.

Успех этих классных часов во-многом зависит от соблюдений принципов работы с портфолио:

1. Систематичность.

2. Активность и инициатива ребенка (ребенок сам выбирает, какие работы помещаются в портфолио, может их менять).

3. Индивидуальный подход.

4. Сотрудничество (ребенок – родитель – педагог).

Важно, чтобы создание портфолио было не разовым мероприятием: сделали, положили на полку и забыли, а систематической работой. Ребенок должен знать, что есть книга, в которой он является главным героем. В этой книге собираются его лучшие работы, сочинения, интересные вопросы, истории, собственные видения и осознания. Ребенок должен быть заинтересован в том, чтобы эта книга была «живой», постоянно обновлялась. Он самостоятельно отбирает работы, которые считает достойными, и принимает участие в ее оформлении. Важный принцип этой работы – совместное творчество. Рисунок делает ребенок, а рамку – родитель, или если это объемная работа, то фотографию делает учитель или родитель. Если ребенок почувствует, что его творчество ценится, радует взрослых – это даст ему мощный стимул к продолжению.

В заключении своего выступления, хотела бы напомнить народную мудрость «Умные учатся на ошибках других, обычные на своих, а дураки не учатся» и познакомить с результатами работы членов рабочей группы Министерства образования и науки РФ, которые систематизировали ошибки, которые невольно допускают и в отдельных школах, и в муниципальных образованиях в целом при работе с портфолио школьников.

Первая группа ошибок связанна со сбором материалов портфолио: нарушение принципа «добровольности» при сборе документов и формирования портфолио, сбор материалов в место ученика, игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, формализм и соревнование при сборе портфолио.

Вторая группа ошибок связанна с формированием объёма портфолио: сбор в портфолио только официальных документов, сбор материалов только за выпускной класс.

Третья группа ошибок связанна с подменой идеи портфолио традиционными схемами. Это подмена портфолио зачетной книжкой, обязательной характеристикой, подмена систематической работы над портфолио разовой акцией, завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Четвёртая группа ошибок связанна оценкой материалов портфолио: стремление оценить баллами все материалы портфолио, завышение “удельного веса” портфолио, отсутствие единства в оценке материалов портфолио.

Учитесь на чужих ошибках. Спасибо за внимание.



Просмотр содержимого документа
«Мониторинг счета»

Мониторинг сформированности навыков устного счета

ФИ

+ и – в пределах 20

+ и – круглых чисел

+ и – в пределах 100

табличное * и :

совместные действия

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7


























Мониторинг сформированности навыков письменного счета



ФИ

+ и – в пределах 20

+ и – круглых чисел

+ и – в пределах 100

табличное * и :

совместные действия

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7
























Просмотр содержимого документа
«рузультаты олимпиад уч-ся»

Результаты олимпиад

уч-ся




класс

литературное чтение

русский язык

математика

окружающий мир

иностранный язык

технология


балл

%

итог

балл

%

итог

балл

%

итог

балл

%

итог

балл

%

итог

балл

%

итог

балл

%

итог

1

общий балл













































2

общий балл













































3

общий балл













































4

общий балл















































I место - 86 – 100 % II место - 71 – 85 % III место - 55 -70 %



Сокращения: пр - призер

Просмотр содержимого документа
«техника чтения уч-ся»

Результаты техники чтения


класс

после лета

сентябрь

октябрь

после каникул

ноябрь

декабрь

после каникул

январь

февраль

март

после каникул

апрель

май

оценка

1
















2
















3
















4


















Условные обозначения:

П – понимает прочитанное

Н – не понимает прочитанное

Р – умеет пересказывать сам

Р/В – пересказывает по вопросам

О – допускает при чтении ошибки: О/2 – 1-2 ошибки

О/м – много ошибок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!