СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенда о рождении Иисуса Христа и стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 

Обучающая:

  • продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета;
  • показать значение Библии для человечества и мировой культуры;
  • знакомство с новозаветным каноном, его отличие от ветхозаветного, сопоставление легенды о рождении Иисуса Христа и её воплощении в литературном произведении;
  • расширение понятий о притче и легенде;
  • обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова, музыки.

Развивающая:

  • развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память;
  • развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства;
  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества;
  • способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия;
  • воспитывать культуру чтения.

Просмотр содержимого документа
«Легенда о рождении Иисуса Христа и стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».»

Дата: _________________

Класс: ________________


Урок № 41


Тема урока: Легенда о рождении Иисуса Христа и стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».


Цель:


Обучающая:

  • продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета;

  • показать значение Библии для человечества и мировой культуры;

  • знакомство с новозаветным каноном, его отличие от ветхозаветного, сопоставление легенды о рождении Иисуса Христа и её воплощении в литературном произведении;

  • расширение понятий о притче и легенде;

  • обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова, музыки.

Развивающая:

  • развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память;

  • развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства;

  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества;

  • способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия;

  • воспитывать культуру чтения.


    Тип урока: совершенствование ЗУН учащихся.

    Методы: беседа, презентация, словесное рисование, выразительное чтение, анализ стихотворения.

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    Выучить 1 стихотворение наизусть


    III. Актуализация.


    Вставьте пропущенные слова в определения.

    Легенда – фольклорный и литературный _________________________ жанр, в котором представлено в ____________________________________ (чудесном, фантастическом) виде ___________________________________ об имевших место в _____________________________ действительности _____________________ событиях и ________________________ личностях.


    IV. Формирование новых понятий и способов действия.



    1. Слово учителя.

    • Вы уже знаете, что слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Так о чем же, о какой радости повествует нам Евангелие? Название это заимствовано из слов Иисуса на Тайной вечере: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Евангелие от Матфея, ХХV, 27-28).



    В ветхом завете Бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя. А в Евангелии рассказано о том, что Бог, любя людей, хочет их спасти от зла, и для этого посылает на землю Спасителя – своего сына Иисуса Христа. О его жизни на земле рассказали нам 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они написали 4 Евангелия о пришествии Спасителя (мессии).

    А теперь давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили описанные в Евангелиях события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами – оазисами.

    В центре ее город Иерусалим, окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (странствующих богомольцев). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.

    Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании предсказанного пророками посланника Божьего, т.е. мессии (спасителя). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.



    Просмотр отрывка из х/ф «Иисус – Евангелие от Луки».



    2. Беседа.

    • Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.

    • Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (Для участия в переписи населения. В это время римский император приказал провести всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда).

    • Где родился Иисус? (В хлеву. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и родился младенец Иисус).

    • Почему именно такое место было избрано Богом-отцом для рождения Иисуса? (Наверное, Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце).

    • Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу).

    • А теперь давайте узнаем, почему именно елка стала рождественским деревом.



    Легенда о ёлке.

    Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.



    • Скажите, ребята, почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять свою власть).

    • Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан и смирну).

    • Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).

    • С момента рождения Христа было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. На Руси это летоисчисление было введено Указом Петра I от 15 декабря 1699 года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и по старому летоисчислению эта дата выглядела бы так: 15 декабря 7207 года. Разница между летоисчислениями составляет 5508 лет.

    • Когда празднуется Рождество Христово? (25 декабря у католиков, 7 января у православных).

    • Почему культурному человеку необходимо знать библейские предания, даже если он не исповедует христианскую религию? (Невозможно понять мировое и русское искусство, не зная Библии).

    • Многие люди искусства обращались к теме Рождества Христова. Существует много картин, изображающих эпизоды этой легенды. На эту тему написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений. Чем вызван такой интерес творцов и художников разных народов и времён к Библии? Библия затрагивает главные вопросы человеческой жизни, учит добру и любви к ближнему.



    Просмотр клипов.



    3. Словарная работа.

    Ладан – смола растений, одно из наиболее древних благовоний; используется главным образом во время религиозных обрядов, например, во время церковной службы.

    Смирна (мирра или устаревшее мирро) - смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев. Обладает приятным запахом и остропряным вкусом. В древности ценилась как благовоние.

    Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») – мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.

    Всего три слова: ночь под Рождество.
    Казалось бы, вмещается в них много ль?
    Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
    И на земле небожной Божество.

    (И.Северянин)

    V. Работа над стихотворением Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».


    1. Слово учителя.

    • Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Рождественская звезда». Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к вечному библейскому сюжету – рождению Спасителя.

    • Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же – поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу.


    2. Беседа:

    • Рассмотрите репродукции картин этих художников;

    • Какая из них вам понравилась? Почему?

    • Какие чувства вызвала эта картина?

    • Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения?

    • Как вам кажется, какова общая идея этих произведений?


    После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение Младенца – Чудо вопреки обыденности, рутине жизни.


    3. Рассматривание картины и беседа по ней.

    • Вынашивая идею создания стихотворения «Рождественская звезда», Б.Пастернак часто упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину «Поклонение волхвов».


    • Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян?

    • Какое событие вы видите на полотне?

    • Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены?

    • Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем?

    • Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена многолюдством).


    Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно «приземляет» фигуры солдат, крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах.


    4. Слово учителя о замысле Б.Пастернака.


    • Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины «Голгофа» и «Что есть истина?» поразили будущего поэта новым видением библейских сюжетов.

    Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картины «Охотники на снегу», «Перепись в Вифлееме», «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он записал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».


    5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»).


    6. Анализ стихотворения.


    • Какому событию посвящено стихотворение?

    • Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.

    • Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?

    • Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.

    • Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их («запахнув кожухи», «вели за хибарку босые следы», «хутор в огне», «пожар на гумне»). Каково их назначение в тексте?

    • Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).

    • В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).

    • О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).

    • С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни?

    • С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии?

    • Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда» и картину П.Брейгеля «Поклонение волхвов» (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).


    VI. Итог урока.

    VII. Домашнее задание.


    Прочитать и подготовить для пересказа предание «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад».



  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!