СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Предмет экологии. Экологические факторы среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин экология был предложен в 1866 г. немецким ученым Геккелем (от греческого Oikos дом, жилище, logos — наука). Экология — наука, изучающая взаимоотношения отдельных организмов друг с другом и со средой обитания. Экология изучает внутривидовые и межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном

Просмотр содержимого документа
«2. Кодограмма. Задачи экологии»

Тема: Экология. Экологические факторы.


1. Предмет и задачи экологии.


Экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания.


Задачи экологии:

  1. Изучает факторы среды и их влияние на жизнедеятельность живых организмов.

  2. Изучает взаимоотношения между организмами в популяции, структуру, численность, возрастной и половой состав популяции.

  3. Структуру природных сообществ, их развитие и смену.

  4. Влияние деятельности человека на природу, вопросы сохранения среды обитания, живых организмов, сохранения здоровья людей. Теоретическая база для развития сельского хозяйства и промышленности.


2. Экологические факторы.


Абиотические – факторы неживой природы (свет, температура, влажность…).

Биотические – внутривидовые и межвидовые взаимоотношения.

Антропогенные – в результате деятельности человека. Примеры?

Схема действия фактора:











Ограничивающий фактор – фактор, значение которого выходит за пределы выносливости.

Закон минимума Ю.Либиха: урожай ограничивается элементом, находящемся в недостатке.

Просмотр содержимого документа
«Предмет экологии. Экологические факторы среды»

Урок. Предмет экологии. Экологические факторы среды

Зачет по главе «Происхождение человека»

  1. Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.

  2. Каков исторический возраст, V мозга палеоантропов?

  3. По каким признакам человека относят к отряду приматов?

  4. Кто относится к архантропам?

  5. Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?

  6. Каков исторический возраст, V мозга Человека прямоходящего?

  7. Определение рудиментов и три примера рудиментов у человека.

  8. Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?

  9. Каковы следствия стадного образа жизни предшественников человека?

  10. Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?


  1. Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека от обезьян?

  2. Каков исторический возраст, V мозга неоантропов?

  3. Кто является ближайшим предком австралопитеков?

  4. Каков исторический возраст, V мозга Человека умелого?

  5. От каких обезьян произошли дриопитеки?

  6. Кто относится к гоминидам?

  7. Определение атавизмов и три примера атавизмов у человека.

  8. Кто является ближайшим предком понгид и гоминид?

  9. Когда и от кого произошли приматы?

  10. Какие социальные факторы привели к появлению человека?


  1. Кто является ближайшим предком архантропов?

  2. У какой обезьяны ДНК cходна с ДНК человека на 97,5% и одинакова последовательность аминокислот в гемоглобине?

  3. Каков исторический возраст, V мозга австралопитеков?

  4. Три примера эмбриологических доказательств животного происхождения человека.

  5. Кто относится к палеоантропам?

  6. Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения?

  7. Кто относится к неоантропам?

  8. Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?

  9. Какой объем мозга характерен для понгид? Сколько хромосом у понгид?

  10. Какой ученый-метафизик поместил человека вместе с полуобезьянами и обезьянами в группу приматов? Кто предположил, кто доказал, что человек произошел от гоминид?


1. Предмет экологии

Термин экология был предложен в 1866 г. немецким ученым Геккелем (от греческого Oikos дом, жилище, logos — наука). Экология — наука, изучающая взаимоотношения отдельных организмов друг с другом и со средой обитания. Экология изучает внутривидовые и межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном.

Отсюда и задачи экологии:

  1. Важнейшая задача экологии — изучение влияния на организм различных факторов среды — абиотических — света, температуры, влажности и биотических — изучаются взаимоотношения между организмами в популяции, динамика численности, характер изменения полового и возрастного состава;

  2. На уровне биогеоценозов изучаются трофические уровни природных сообществ, круговорот веществ и движение энергии, механизмы саморегуляции, законы, по которым происходит развитие и смена сообществ;

  3. На биосферном уровне экологи изучают распространение жизни в различных геологических оболочках Земли, влияние живых организмов на неживую природу, функции живого вещества и эволюцию биосферы;

  4. Наибольшее практическое значение имеет особый раздел экологии — изучение влияния человека на окружающую среду, на неживую природу и живые организмы. Экология является теоретической базой охраны природы: сохранения атмосферы, почвы, гидросферы, растительного и животного мира. Экологический контроль за предприятиями, водой, атмосферой помогает сохранить здоровье людей и окружающую нас природу, экологическая стратегия при строительстве как промышленных, так и бытовых объектов помогают создать наиболее благоприятные условия для жизни людей. Хорошим примером экологической стратегии является строительство предприятия в городе, на реке. Где его строить: в городе, выше города по течению или ниже по течению? Очень редко дается правильный ответ и обоснование. Город — место для жизни и отдыха людей и строить его в городе нельзя, хотя и выгодно — не нужны новые дороги и транспорт. Ниже по течению — в этом случае будет ослаблен экологический контроль за очистными сооружениями, нужно строить выше по течению, только в этом случае экологический контроль будет на должном уровне.


2. Экологические факторы

На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания, ее отдельные элементы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм и называются экологическими факторами.

Все экологические факторы делят на две большие группы: абиотические и биотические.

Абиотические факторы — факторы неживой природы: свет, температура, влажность, давление и другие.

Под биотическими факторами понимают влияние живых организмов на другие организмы. Это и внутривидовые взаимоотношения, и межвидовые — наличие пищи, хищники, паразиты, конкуренты, растения, создающие определенную среду обитания. К биотическим факторам относятся и антропогенные факторы — результат прямого воздействия человека на организмы (вырубка лесов, охота) или его косвенного влияния (загрязнение атмосферы губительно сказывается на многих растениях).

Д

ля характеристики действия отдельного экологического фактора на организм удобно использовать график, на котором на горизонтальной оси показано изменение интенсивности фактора, а на вертикальной — степень благоприятствования фактора, которая в данном случае измеряется количеством особей. Видно, что максимальное количество особей предпочитает оптимальную интенсивность фактора, при уменьшении или увеличении его интенсивности особи сначала находятся в зоне нормальной жизнедеятельности, затем в зоне угнетения, и, наконец, при достижении нижнего и верхнего пределов выносливости наступает их гибель. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости называется ограничивающим фактором.

Но на организм действует комплекс факторов, причем, если интенсивность даже одного фактора выходит за пределы выносливости, организм погибает. Хорошим примером служит закон минимума Юстуса Либиха (химик, 1840 г.): «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Для наглядности этот фактор можно сравнить с самой короткой дощечкой в бочке — именно она определяет количество воды в бочке.

Живые организмы способны переносить определенные изменения интенсивности каждого абиотического фактора. Причем одни организмы способны переносить изменения факторов в широких пределах и называются эврибионтными (от греч. eurus — широкий), другие выдерживают колебания интенсивности в очень небольших пределах и называются стенобионтными (от греч. stenos — узкий).

Оптимум и пределы выносливости к одному фактору зависят от интенсивности других факторов, например, сытое животное легче переносит низкие температуры, или при неизменной низкой температуре изменение влажности воздуха изменяет интенсивность теплоотдачи с поверхности кожи.


Тестовое задание:

Тест 1. Термин «Экология» в 1866 г. предложил:

  1. Ж.Б.Ламарк.

  2. Ч.Дарвин.

  3. Э.Геккель.

  4. В.Н.Сукачев.

Тест 2. Верное определение:

  1. Экология — наука, изучающая живые организмы.

  2. Экология — наука, изучающая среду обитания живых организмов.

  3. Экология — наука, изучающая вопросы охраны природы.

  4. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и со средой обитания.

Тест 3. Предприятие, имеющее очистные сооружения, рекомендуется строить:

  1. На берегу в городе.

  2. На берегу выше города.

  3. На берегу ниже города.

  4. Лучше не строить.

Тест 4. Верное определение:

  1. Экологические факторы — факторы среды, воздействующие на организм.

  2. Экологические факторы — факторы неживой природы, воздействующие на организм.

  3. Экологические факторы — факторы живой природы, воздействующие на организм.

  4. Экологические факторы — антропогенные факторы, воздействующие на организм.

**Тест 5. К абиотическим факторам относятся:

  1. Свет.

  2. Смог (загрязнение атмосферы) над городом.

  3. Повышенный уровень радиации в зоне Чернобыльской АЭС.

  4. Влажность воздуха.

**Тест 6. К биотическим факторам относятся:

  1. Внутривидовые взаимоотношения.

  2. Межвидовые взаимоотношения.

  3. Антропогенное влияние.

  4. Соленость воды в море.

**Тест 7. К антропогенным факторам относятся:

  1. Осушение болот.

  2. Смог (загрязнение атмосферы) над городом.

  3. Промышленное загрязнение водоемов.

  4. Соленость воды в море.

Тест 8. Ограничивающий фактор (определение):

  1. Значение фактора, интенсивность которого меньше нижнего предела выносливости.

  2. Значение фактора, интенсивность которого больше верхнего предела выносливости.

  3. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости.

  4. Фактор, значение которого приводит к угнетению жизнедеятельности.

Тест 9. Биологический оптимум:

  1. Наилучшее сочетание условий.

  2. Оптимальное значение отдельного фактора.

  3. Оптимальное сочетание биотических факторов.

  4. Оптимальное значение абиотических факторов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!