Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал 1»
Лекции: Аспекты обучения иностранным языкам.
Фонетический аспект обучения иностранному языку.
Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса. Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного подходов к обучению фонетики. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Определение цели и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков.
Проверяемые знания.
Формируемые профессиональные умения.
Формы контроля.
Решение методических задач.
Выполнение контрольных работ.
Составление фонетической зарядки для начального, среднего и старшего этапа обучения ИЯ в школе с определением цели и планируемого результата (на материале изучения конкретной темы в УМК по ИЯ для школ).
Взаимоконтроль / взаимозачет.
Анализ типичных ошибок на артикулирование и интонирование, примеры их объяснения и исправления (на материале фрагментов видео уроков).
Лексический аспект обучения иностранному языку.
Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннотативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слова. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Лексические игры на уроке ИЯ, их роль и значение. Контроль уровня сформированности лексических навыков.
Проверяемые знания.
Типология трудностей, обусловленных особенностями формы, значения, употребления лексических единиц (ЛЕ).
Упражнения на формирование лексических навыков на уровне слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства.
Роль и задачи использования лексических игр на уроке ИЯ.
Способы контроля лексических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Формируемые профессиональные умения.
Сделать учащихся активными участниками процесса обучения, делегировать часть полномочий их взаимообучению и взаимоконтролю, максимально активизировать самостоятельность и поиск новых технологий учения.
Формы контроля.
1. Решение методических задач.
Выполнение методических контрольных работ с элементами само-, взаимоконтроля.
Образцы выполнения тестовых заданий на контроль лексических навыков, принятых в системе международных экзаменов и анализ трудностей.
Разработка фрагмента урока по ознакомлению с конкретной группой слов (на материале УМК по ИЯ для школ).
Составление плана фрагмента урока по актуализации новых слов (разработка системы упражнений, определение степени их коммуникативности, посильности, последовательности и возможностей активизации роли учащихся в процессе обучения и взаимоконтроля).
Анализ лексических ошибок учащихся (по фрагментам видео-уроков), определение способов их коррекции.
Выделение активного и пассивного словаря на основе дополнительного текста по теме.
Составление тестовых заданий на контроль лексических навыков.
Взаимозачет.
Грамматический аспект обучения иностранному языку.
Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Задачи использования грамматических игр на уроке ИЯ. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Проверяемые знания.
Формируемые профессиональные умения.
Формы контроля.
Решение методических задач.
Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.
Образцы выполнения тестовых заданий на контроль грамматических навыков, принятых в системе международных экзаменов и анализ трудностей.
Подготовка фрагмента урока по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке.
Составление списка грамматических явлений, которые невозможно объяснить индуктивно, вызывающих наибольшую сложность учащихся в связи с межъязыковой и внутриязыковой интерференцией.
Составление списка грамматических справочников и пособий, предназначенных в помощь учителю и учащимся школ.
Составление образцов тестовых заданий на контроль грамматических навыков.
Взаимозачет.
Обучение видам речевой деятельности.
Обучение аудированию.
Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и как средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов.
Проверяемые знания.
Формируемые профессиональные умения.
Формы контроля.
Решение методических задач.
Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.
Образцы выполнения тестовых заданий на аудирование в системе международных экзаменов и анализ трудностей.
Составление фрагмента урока по работе с аудиотекстом на конкретном примере. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании смежных речевых и языковых навыков.
Составление теста на контроль понимания аудиотекста.
Взаимозачет.
Обучение чтению.
Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку. Этапы обучения чтению. Соотношение чтения вслух и про себя на различных этапах обучения. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания иностранного языка. Формы контроля сформированности умений чтения, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Проверяемые знания.
Критерии отбора текстов для различных этапов обучения в школе. Плюсы и минусы использования аутентичных текстов.
Содержание и формы контроля умений чтения, принятые в отечественных и международных экзаменах.
Формируемые профессиональные умения.
Форма контроля.
Решение методических задач.
Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.
Образцы выполнения тестовых заданий на чтение и анализ трудностей.
Составление фрагмента урока по работе с текстом. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании различных стратегий чтения, смежных речевых и языковых навыков.
Составление тестового задания на контроль умений чтения.
Взаимозачет.