СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Роль фонетических навыков в системе обучения ИЯ.
  • Какие навыки составляют сущность фонетического навыка (слухопроизносительные и ритмико-интонационные).
  • Основные подходы к обучению фонетике, особенности их использования в зависимости от целей обучения ИЯ.
  • Причины возникновения фонетических ошибок, их типология.
  • Различные способы исправления ошибок.
  • Учебные пособия, где можно найти систему упражнений на отработку звуков, ударения, интонации и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал 1»

Лекции: Аспекты обучения иностранным языкам.

Фонетический аспект обучения иностранному языку.

Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса. Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного подходов к обучению фонетики. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Определение цели и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков.

Проверяемые знания.

  • Роль фонетических навыков в системе обучения ИЯ.

  • Какие навыки составляют сущность фонетического навыка (слухопроизносительные и ритмико-интонационные).

  • Основные подходы к обучению фонетике, особенности их использования в зависимости от целей обучения ИЯ.

  • Причины возникновения фонетических ошибок, их типология.

  • Различные способы исправления ошибок.

  • Учебные пособия, где можно найти систему упражнений на отработку звуков, ударения, интонации и т.д.

Формируемые профессиональные умения.

  • Объяснить артикуляцию звуков: а) доступно, с опорой на родной язык, б) научно.

  • Распознавать фонетические ошибки в речи и исправлять их.

  • Определить содержание и место фонетической зарядки с целью предвосхищения трудностей при работе с конкретным языковым и речевым материалом, а также при коррекции недостаточно сформированных фонетических навыков на среднем и старшем этапе обучения в школе.

Формы контроля.

  1. Решение методических задач.

  2. Выполнение контрольных работ.

  3. Составление фонетической зарядки для начального, среднего и старшего этапа обучения ИЯ в школе с определением цели и планируемого результата (на материале изучения конкретной темы в УМК по ИЯ для школ).

  4. Взаимоконтроль / взаимозачет.

  5. Анализ типичных ошибок на артикулирование и интонирование, примеры их объяснения и исправления (на материале фрагментов видео уроков).

Лексический аспект обучения иностранному языку.

Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннотативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слова. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Лексические игры на уроке ИЯ, их роль и значение. Контроль уровня сформированности лексических навыков.

Проверяемые знания.

  • Типология трудностей, обусловленных особенностями формы, значения, употребления лексических единиц (ЛЕ).

  • Способы семантизации, определение возможных трудностей, связанных с каждым из них.

  • От чего зависит объем и качественные характеристики семантического поля учащихся. Роль синтагматических и парадигматических связей слов в его формировании.

  • Упражнения на формирование лексических навыков на уровне слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства.

  • Роль и задачи использования лексических игр на уроке ИЯ.

  • Способы контроля лексических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Формируемые профессиональные умения.

  • Выбрать способ семантизации конкретных слов и объяснить свой выбор

  • Задавать вопросы, направленные на контроль правильности понимания значения новых слов, а также провоцирующих ее употребление в различных контекстах.

  • Обеспечить разнообразные приемы актуализации лексики в различных контекстах и ситуациях.

  • Обеспечить постоянное и активное повторение ранее изученных слов в новых контекстах, в связи с решением других речевых задач.

  • Фиксировать и правильно исправлять ошибки.

  • Сделать учащихся активными участниками процесса обучения, делегировать часть полномочий их взаимообучению и взаимоконтролю, максимально активизировать самостоятельность и поиск новых технологий учения.

  • Проверить усвоение лексики различными способами.

Формы контроля.

1. Решение методических задач.

  1. Выполнение методических контрольных работ с элементами само-, взаимоконтроля.

  2. Образцы выполнения тестовых заданий на контроль лексических навыков, принятых в системе международных экзаменов и анализ трудностей.

  3. Разработка фрагмента урока по ознакомлению с конкретной группой слов (на материале УМК по ИЯ для школ).

  4. Составление плана фрагмента урока по актуализации новых слов (разработка системы упражнений, определение степени их коммуникативности, посильности, последовательности и возможностей активизации роли учащихся в процессе обучения и взаимоконтроля).

  5. Анализ лексических ошибок учащихся (по фрагментам видео-уроков), определение способов их коррекции.

  6. Выделение активного и пассивного словаря на основе дополнительного текста по теме.

  7. Составление тестовых заданий на контроль лексических навыков.

  8. Взаимозачет.

Грамматический аспект обучения иностранному языку.

Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Задачи использования грамматических игр на уроке ИЯ. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Проверяемые знания.

  • Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

  • Существующие подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы, правомерность их использования в школе на различных этапах обучения.

  • Как сделать отработку грамматического материала интересной и личностно значимой для учащихся. Грамматические игры на уроке ИЯ. Создание условно-коммуникативных и коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического материала.

  • Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Формируемые профессиональные умения.

  • Выбрать методически приемлемый способ представления грамматического явления и обосновать его выбор исходя из особенностей возраста, речевых возможностей учащихся.

  • Организовать тренировку и закрепление нового грамматического материала в значимом коммуникативном контексте.

  • Фиксировать и исправлять грамматические ошибки учащихся на уроке (на материале фрагментов видеоуроков).

Формы контроля.

  1. Решение методических задач.

  2. Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  3. Образцы выполнения тестовых заданий на контроль грамматических навыков, принятых в системе международных экзаменов и анализ трудностей.

  4. Подготовка фрагмента урока по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке.

  5. Составление списка грамматических явлений, которые невозможно объяснить индуктивно, вызывающих наибольшую сложность учащихся в связи с межъязыковой и внутриязыковой интерференцией.

  6. Составление списка грамматических справочников и пособий, предназначенных в помощь учителю и учащимся школ.

  7. Составление образцов тестовых заданий на контроль грамматических навыков.

  8. Взаимозачет.

Обучение видам речевой деятельности.

Обучение аудированию.

Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и как средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов.

Проверяемые знания.

  • Роль аудирования в практическом овладении ИЯ.

  • Механизмы аудирования и способы их формирования и развития.

  • Объективные трудности аудирования и способы их предвосхищения и снятия при работе с аудиотекстами.

  • Этапы работы с аудиотекстом, их цели, содержание, особенности.

  • Возможности использования аудирования как средства формирования смежных речевых и языковых навыков и умений.

  • Различные способы контроля навыков аудирования, их плюсы и минусы.

  • Формат контрольных заданий на аудирование, принятых в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Формируемые профессиональные умения.

  • етодически грамотно организовать работу с аудиотекстами, представленными в УМК по ИЯ.

  • Обосновать целесообразность выбора тех или иных упражнений, последовательность их использования при формировании навыков аудирования у учащихся на уроке.

  • Снимать возможные трудности аудирования в процессе работы.

  • Соединять обучение аудированию с обучением различным аспектам языка и видам речевой деятельности.

  • Подобрать или составить тест на контроль навыков аудирования для учащихся определенной возрастной группы (с учетом реального языкового уровня).

Формы контроля.

  1. Решение методических задач.

  2. Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  3. Образцы выполнения тестовых заданий на аудирование в системе международных экзаменов и анализ трудностей.

  4. Составление фрагмента урока по работе с аудиотекстом на конкретном примере. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании смежных речевых и языковых навыков.

  5. Составление теста на контроль понимания аудиотекста.

  6. Взаимозачет.

Обучение чтению.

Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку. Этапы обучения чтению. Соотношение чтения вслух и про себя на различных этапах обучения. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания иностранного языка. Формы контроля сформированности умений чтения, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Проверяемые знания.

  • Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных речевых и языковых навыков.

  • Сущность навыков чтения.

  • Особенности и задачи формирования техники чтения у учащихся разного возраста.

  • Основные виды чтения, выделяемые в отечественной и зарубежной методике преподавания ИЯ.

  • Содержание и этапы работы с текстом. Их задачи, упражнения и задания, используемые на каждом из них.

  • Критерии отбора текстов для различных этапов обучения в школе. Плюсы и минусы использования аутентичных текстов.

  • Содержание и формы контроля умений чтения, принятые в отечественных и международных экзаменах.

Формируемые профессиональные умения.

  • Методически грамотно организовать работу с текстами, представленными в УМК по ИЯ. Обучать различным стратегиям чтения в пределах одного текста, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

  • Формировать навыки смысловой и структурной антиципации, догадки, игнорирования неизвестного.

  • Определить и конкретно сформулировать цель работы с текстом. Использовать письменный текст с целью формирования различных языковых и речевых навыков.

  • Составить систему упражнений на формирование указанных навыков, если ее нет в учебном пособии. Объяснить целесообразность выполнения предлагаемых упражнений, их последовательность.

  • Подобрать или составить тестовое задание на контроль навыков чтения для учащихся определенной возрастной группы (с учетом реального языкового уровня).

Форма контроля.

  1. Решение методических задач.

  2. Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  1. Образцы выполнения тестовых заданий на чтение и анализ трудностей.

  2. Составление фрагмента урока по работе с текстом. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании различных стратегий чтения, смежных речевых и языковых навыков.

  3. Составление тестового задания на контроль умений чтения.

  4. Взаимозачет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!