СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 декабря 2024 г. Разговоры о важном. Миссия - милосердие. Ко дню волонтёра. Сценарий занятия. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/115/

Просмотр содержимого документа
«2 декабря 2024 г. Разговоры о важном. Миссия - милосердие. Ко дню волонтёра. Сценарий занятия. 5-7 классы.»

С це н а рий  за нят и я милосердие взаимопомощь МИССИ Я - МИЛО С ЕРДИЕ ко  Дню  волонтера 5-7  классы взаимоуважение 2  декабря  2024  г.

С це н а рий за нят и я

милосердие

взаимопомощь

МИССИ Я - МИЛО С ЕРДИЕ

ко Дню волонтера

5-7 классы

взаимоуважение

2 декабря 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«МИССИЯ-МИЛОСЕРДИЕ (КО ДНЮ ВОЛОНТЕРА)»

Цели занятия. Формирование у обучающихся понимания милосердия как важной духовно-нравственной ценности и добровольчества как общественно значимой деятельности, воспитание уважительного отношения к людям, оказывающим помощь на безвозмездной основе, развитие стремления совершать добрые дела и осознания личного вклада в развитие нашей страны.

Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.

Основные смыслы. Милосердие – это способность проявлять заботу и поддержку тем, кто в этом нуждается.

Развитие каждым человеком в себе готовности оказать помощь, проявить сострадание, позволяет нашему обществу жить по законам взаимопомощи и уважения.

Волонтерство – это осознанный выбор человека помогать безвозмездно,

руководствуясь стремлением сделать мир лучше. Каждое доброе дело, даже небольшое, имеет значение. Вместе волонтеры создают позитивные перемены, которые не только помогают конкретным людям, но и вдохновляют окружающих на помощь и добрые поступки.

Российское общество имеет глубокие традиции милосердия, восходящие к многовековой культуре взаимопомощи.

Продолжительность занятия: 30 минут

Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров (Добро.рф)

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • презентация.

СЦЕНАРИЙ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.

Учит е ль. Ре б ята, сег о д ня ш нее з а н ятие я х оте л а б ы начать с о стихотворения Людмилы Константиновны Татьяничевой «Не для себя».

Демонстрация видеоролика на стихи Л.К. Татьяничевой «Не для себя»

Не для себя

Деревья плодоносят.

И реки чистых вод своих Не пьют.

Не просят хлеба для себя

Колосья.

Дома не для себя Хранят уют…

Себя мы с ними

Сравнивать не будем, Но каждый знает, Эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь

Ты людям,

Тем радостней живёшь И для себя!

Учитель. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Как оно связано с темой предыдущего занятия?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, это стихотворение о заботе, бескорыстии и любви к людям, о том, что забота об окружающих делает нашу собственную жизнь полнее и насыщеннее.

Сегодня мы поговорим о ценности, неразрывно связанной с желанием помогать людям, – милосердии. Вслушайтесь в само слово – мило … сердие,

«милость» и «сердце». Что означает сочетание этих слов? Что для вас значит проявлять милосердие к кому-то?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение обсуждения предлагаю послушать размышления о милосердии известного российского литературоведа Мариэтты Чудаковой.

Демонстрация видеоролика «Милосердие» (М. Чудакова)

А что такое милосердие?

Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость».

Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались сестричка!

Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за

больными.

Милосердие умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть не всякому дано.

На самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может

всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко, ни холодно!»

Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или

холодом до самых костей и тогда он вдруг поймёт, что к чему...

Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.

Ну и слова милость, миловать того же корня и смысла.

Учитель . Ребята, с какими чувствами неразрывно связано само милосердие и его проявление? По каким поступкам человека мы можем понять, что этому человеку свойственно милосердие? Приведите примеры проявления милосердия.

Ответы обучающихся.

Учитель . В годы Крымской войны известный русский хирург Н.И. Пирогов впервые в помощь врачам и санитарам для ухода за ранеными солдатами привлек женщин-добровольцев, которых стали называть сестрами милосердия. Эти женщины выполняли почти ту же работу, что и санитары, то есть помогали врачам и обеспечивали уход за ранеными.

Как вы думаете, что отличало сестер милосердия? Почему именно так стали называть их солдаты?

Ответы обучающихся.

Учитель. Мариэтта Чудакова считает, что милосердие – это особый дар, и уточняет, что в отличие от других даров, которые не всем даны, милосердие присуще каждому человеку, просто у кого-то оно может никогда не проявиться.

А как вы считаете? Каждый ли человек может быть милосердным?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий . Важно, чтобы в ходе обсуждения у обучающихся сложилось понимание, что проявление милосердия это всегда помощь, идущая от сердца, от внутреннего порыва, особого душевного расположения, и внутренней любви к людям. При подлинном милосердии человек никогда ничего не ждет взамен.

Милосердие это когда ты делаешь больше, чем должен, при этом вкладываешь «частичку себя», своего душевного тепла. Обязанность пожалеть / улыбнуться / сказать добрые приветливые слова не прописана в законах, но если человек делает по отношению к другому человеку чуть больше, делится сердечным теплом, то тут и начинается дорога милосердия.

Часть 2. Основная.

Учитель. Наша страна имеет многовековые традиции милосердия. Во все времена любовь к ближнему и традиции взаимопомощи оставались важнейшими ценностями российского народа, объединяя нас перед лицом любых трудностей и испытаний.

Дополнительно учитель может показать обучающимся ролик Института Воспитания «Традиции взаимопомощи и милосердия в России».

Учитель. И сегодня традиции милосердия продолжают жить в России. Различные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают помощь и поддержку тем, кто в ней очень нуждается.

Один из таких фондов – фонд помощи пожилым людям и инвалидам

«Старость в радость». Руководитель фонда Елизавета Олескина поделится с нами своими мыслями о том, как важно поддерживать тех, кто нуждается в заботе и внимании, а также расскажет о проектах фонда.

Демонстрация интервью с федеральным спикером.

Учитель. Люди, готовые ежедневно помогать другим, беззаветно и искренне, такие как Елизавета Олескина и её команда, вызывают безграничное чувство уважения и благодарности.

Настоящим ангелом милосердия, была и Елизавета Петровна Глинка.

Ребята, что вы слышали об этом человеке?

Ответы обучающихся.

Учитель, демонстрация презентации . Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, – врач-реаниматолог, посвятившая всю свою жизнь тяжелобольным детям. Она вывозила из Донбасса детей с пороком сердца, онкологией и другими тяжелыми заболеваниями, помогала больным детям в Сирии, организовывала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Помогала Елизавета Глинка и взрослым людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Доктор Лиза погибла в 2016 году при крушении самолета, доставлявшего очередной гуманитарный груз. Но ее имя живет в сердцах тех, кому она отдала часть своей сердечной теплоты, заботы и помощи.

Учитель. Ребята, мы не случайно говорим о миссии милосердия накануне важного дня – Дня волонтера, который отмечается в нашей стране 5 декабря.

Ежегодно в рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ Президент России Владимир Владимирович Путин в этот день

вручае т на г р а ду л учше м у в о л о нт е р у с т р а ны - п о б е дите л ю П ре м ии #МЫВМЕСТЕ.

Как связаны между собой волонтерство и милосердие? Почему важно помогать людям от чистого сердца, не ожидая награды?

Ответы обучающихся

Учитель. Вы правы, в основе волонтерской деятельности лежит желание сделать мир вокруг лучше, добровольно и бескорыстно помочь тем, кто особенно нуждается в помощи, и значит, проявить милосердие. Люди становятся волонтерами потому, что хотят искренне помочь другим, проявляя заботу о тех, кому нужна поддержка.

Мы с вами знаем, что не всегда дела волонтеров связаны с заботой о людях, это может быть и забота о природе. Думаю, не все сразу готовы

проявлять милосердие, делиться теплом своего сердца, поэтому начинают с участия в тех проектах, где это пока не обязательно, но при этом уже появляется привычка делать что-то бескорыстно, без награды и поощрения. Это как ступеньки на пути к раскрытию своего дара милосердия.

Учитель. Волонтерская деятельность не является обязательной, но людей, готовых по велению своего сердца дарить добро другим, с каждым годом в нашей стране становится все больше.

Давайте посмотрим, как развивалось волонтерское движения в России за последние 10 лет.

Просмотр видеоролика «10 лет АВЦ»

Учитель . На уровне государства волонтерству придается особое значение и оказывается всесторонняя поддержка. Почему, на ваш взгляд, такое значение для нашего общества в целом имеет волонтерское движение?

Ответы обучающихся

Учитель . Как меняется мир вокруг нас, когда каждый человек делает хоть небольшое, но доброе дело? Как меняемся мы сами, совершая добрые дела?

Ответы обучающихся.

Учитель . Ребята, каждое, даже самое маленькое доброе дело может

оказать реальную поддержку тем, кто в этом нуждается, и подарить радость

окружающим. Помогая другим, мы помогаем и самим себе – учимся быть более чуткими, внимательными и открытыми, делаем мир вокруг нас лучше и счастливее!

Игра «Марафон добрых дел»

Учитель . Предлагаю подумать, какие добрые дела вы можете делать уже сейчас. Разделитесь, пожалуйста, на команды по 4-5 человек.

Я буду показывать вам карточку с направлением волонтерской деятельности, ваша задача – подумать, какие добрые дела очень ждут вашего участия. Готовы?

Команды по очереди называют по одному доброму делу, которое им под

силу в том или ином направлении деятельности.

Перечень карточек

  • Помощь и поддержка пожилых людей
  • Помощь бездомным животным
  • Помощь и поддержка детей в больницах
  • Поддержка участников СВО
  • Помощь в защите природы
  • Помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья

Учитель . Ребята, вы большие молодцы! Мне кажется, что от того количества добрых дел, которые вы предложили, у нас даже стало как-то светлее в классе. А давайте подумаем, что из этого мы могли бы с вами реально сделать все вместе в ближайшее время?

Обсуждение, обмен мнениями.

Часть 3. Заключительная.

Учитель . На прошлых занятиях мы с вами знакомились с платформой, которая объединяет людей, желающих сделать наш мир лучше, на ней каждый может найти волонтерский проект по душе.

Как называется российская платформа добрых дел?

Ответы обучающихся.

Учитель . Как вы думаете, сколько волонтеров объединяет платформа Добро.рф?

Ответы обучающихся.

Учитель . Более 7 млн человек, а в целом в нашей стране число волонтеров превышает 15 млн, и я уверен(а), что их число будет только расти.

Учитель . Возможно, кто-то из вас не просто зарегистрирован на платформе Добро.рф, но и с помощью нее смог найти единомышленников и принять участие в реализации какого-то доброго дела. Поделитесь своим опытом.

Ответы обучающихся.

Учитель . Ребята, для тех, кто хотел бы присоединиться к волонтёрскому движению, но не знает, с чего начать, Движение Первых и Добро.РФ разработали специальный онлайн-курс, пройти который можно в любое время на сайте добро.будьвдвижении.рф и добро.университет – демонстрация презентации .

Сегодня начинается неделя просвещения #МЫВМЕСТЕ, организованная

Ассоциацией Добро.рф и Российским обществом «Знание». Присоединяйтесь к лекциям о социальной активности, благотворительности и экосистеме социального развития Добро.рф.

Учитель . Ребята, совершать серьезные добрые поступки не всегда просто – важно понимать, что именно является настоящим добрым делом, как его правильно осуществить, чтобы достичь нужного результата, и как сделать так, чтобы ваша помощь была принята теми, кому она предназначена. Но всему этому можно научиться!

Главное – иметь желание идти по пути добрых дел, начинать с того, что вам под силу, что не требует специальных знаний и сложных навыков, и со

временем усложнять для себя задачу. Одно мы знаем точно: каждый из нас способен наполнить наш мир добром и милосердием.

Давайте вместе делать этот мир лучше!

ПОСТРАЗГОВОР

Участие в мероприятиях Всероссийской акции «День добровольца.

Первые» ( см. презентацию в доп. материалах ).

Прохождение онлайн-курса по добровольчеству от Движения Первых и

Добро.РФ https://добро.будьвдвижении.рф/courses

Прохождение онлайн-кураса «Навыки волонтерской детальности для участников Движения Первых» https://edu.dobro.ru/courses/145/

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Нормы морали и нравственности, гуманизм,

милосердие, справедливость.

История. Принятие христианства.

Литература. В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.И. Куприн. Рассказ

«Чудесный доктор», А. Гайдар «Тимур и его команда», В.П. Катаев «Сын полка», В. Распутин «Уроки французского», Ю.Я. Яковлев «Девочки с

Васильевского острова», Б.П. Екимов «Ночь исцеления» и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • 10 лет Ассоциации Добро.рф https://avc10.dobro.ru/
  • Добро.Медиа https://dobro.press/
  • Презентация проекта «Благо твори» https://добро.будьвдвижении.рф/
  • Презентация проекта «Волонтерские отряды Первых»

https://добро.будьвдвижении.рф/volunteersquads

  • Материалы для первичных отделений волнтерских отрядов Первых
  • https://nextcloud.rddm.team/index.php/s/TKyHftHnkEtrXZw
  • Как стать волонтером? https://welcome.dobro.press/
  • Как работать с волонтёрским движением в школе https://teachers.dobro.press
  • Фильм «Николай Пирогов. Доктор Милосердия» https://rutube.ru/video/57ef3b57d74986fb4a391eaed7d00570/?r=wd

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность участникам добровольческих движений за возможность помочь другим и ощутить ценность каждого доброго дела. Развитие в себе милосердия и ответственности за окружающий мир через безвозмездную помощь и заботу о нуждающихся.