СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Литература. Рабочая программа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на три часа в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Литература. Рабочая программа.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новофедоровская школа-лицей» Сакского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_____________/С. В. Зимбицкая/

Подпись ФИО

Протокол № _________

заседания ШМО

от __ _____________2019 г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»

_____________/_В. И. Емельянова /

подпись ФИО

______ _____________2019 г


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2019 г Директор

МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»

____________/_Л. А. Кузубова /

подпись ФИО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет Литература

Класс 9

Уровень базовый_______

Учитель Зимбицкая Светлана Витальевна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Срок реализации программы _один год____


Количество часов:

Всего 102 ; в неделю 3 часа.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010), авторской программы под ред. В. Я. Коровиной. ( Программы для общеобразовательных учреждений «Литература для 5-9 классов» под ред. В. Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2014).

Учебник «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014»


2019 г.


1 Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

С О Д Е Р Ж А Н И Е У Ч Е Б Н О Г О П Р Е Д М Е Т А

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Древнерусская литература. Общая характеристика древнерусской литературы (самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров). История открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Историческая основа произведения. Изображение похода князя Игоря в исторических источниках и в «Слове…». Особенности композиции «Слова…». Внесюжетные элементы «Слова…» ( обращения к князьям, «Золотое слово» Святослава, Плач Ярославны. Образ автора. Образ русской земли. Основная идея «Слова…» - призыв русских князей к единению.

Из зарубежной литературы.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета к Офелии. Философский характер трагедии.

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

Русская литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.

М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести «Бедная Лиза». Влияние сентиментальных повестей Карамзина на произведения русской литературы.

Из русской литературы 19 века.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения. Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Молодое поколение, разные его представители ( Чацкий, Софья, Молчалин ). Значение названия комедии. Авторская позиция и особенности ее воплощения в комедии. Комедия Грибоедова в оценке А. С. Пушкина. Статья И. Гончарова «Мильон терзаний».

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Тематическое богатство лирики Пушкина. Тема любви и дружбы в лирике поэта. ( «На холмах Грузии…» , «Я вас любил…».) Адресаты любовной лирики Пушкина. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Раздумья о смысле жизни, о поэзии в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…». Осмысление высокого предназначения художника, его миссии пророка в стихотворении «Пророк». Стихотворения «К морю», «Анчар». История создания романа «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни». Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Татьяна – нравственный идеал поэта. Композиция романа. Образ автора. Богатство, своеобразие поэтического языка.

М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус».Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. ( «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». ) Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия». Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «И скучно, и грустно…». Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва». Адресаты любовной лирики. Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Многогранность и противоречивость характера Печорина. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина. Психологизм, художественное совершенство произведения.

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Образы помещиков и чиновников, их обобщающее значение. Чичиков как антигерой. Смысловая нагрузка лирических отступлений. Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги.

Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

А. П. Чехов. Слово и писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Край ты мой заброшенный…», «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Народно-песенная основа лирика С. А. Есенина.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Имя твое – птица в руке…». Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэтессы.

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в лирике. «Вновь Исакий в облаченье…», «Молитва», «Не с теми я , кто бросил землю…», «Муза», «Сказал, что у меня соперниц нет…»

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

М. Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни. Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики Пастернака.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». Проблемы и интонации стихов о войне. «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков.

Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб, А. А. Сурков, К. М. Симонов, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Матусовский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, К. Я. Ваншенкин.



Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н



Наименование

разделов и тем

Количество часов

1.

Вводный урок


1

2.

Древнерусская литература


5

3.

Из зарубежной литературы


4

4.

Русская литература XYIII века


8

5.

Шедевры русской литературы XIX века


66

6.

Литература XX века


15

7.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков


1

8.

Итоговое повторение


2


Итого

102


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!