СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему - то в детстве". Стихи о прекрасном и неведомом."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: уметь выразительно читать стихотворения, оценивать отношение поэтов, художников  к природе,   определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины

Просмотр содержимого документа
«А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему - то в детстве". Стихи о прекрасном и неведомом."»

Урок 16. А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему - то в детстве". Стихи о прекрасном и неведомом."

Цель урока: уметь выразительно читать стихотворения, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины



Основной вид учебной деятельности: урок развития речи

Ход урока

I. Организационный этап.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями писателей 20 века. Мы говорим о такой функции литературного текста, как развитие воображения.



- Ребята, прочитайте стихотворения.

Александр Блок

Ты помнишь? В нашей бухте сонной…

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

1911 — 6 февраля 1914

Д. Самойлов «Сказка»

Мальчик строил лодку.

И построил лодку.

И поплыл по речке

В тихую погодку.


Лодка острым носом

Воду бороздила.

Облако дорогу

Ей загородило.


Мальчик въехал в облако,

В пышное, густое.

А за первым облаком -

Облако второе,

Облако пушистое,

Облако из снега.

А за третьим облаком

Начиналось небо.


Мальчик плыл не речкою,

Мальчик плыл по млечному,

По небу проточному

В сторону восточную.


Мальчик плыл по звёздам,

К месяцу тянулся.

Покатался по небу

И домой вернулся. 1955 г


В.Берестов « Почему – то в детстве»

Почему-то в детстве рисовал я
Только то, чего не мог увидеть, –
Например, сражения морские,
Только тех, кого у нас не встретишь, –
Например, индейцев и пиратов,
Только те края, где не был я, –
То есть горы, джунгли и пустыни.
А с натуры брал я только солнце
С длинными и толстыми лучами.
Были у него глаза и губы,
И они почти всегда смеялись 



II. Работа по теме урока.

  • Как вы думаете, что значит «уметь мечтать»?

(уметь мечтать – это представлять себе неведомое, несбыточное или трудно досягаемое).



  • Где, в каком тексте, в прозаическом или поэтическом, остаѐтся больше простора для фантазии, мечты? (в поэтическом).



  • О каких чувствах может говорить стихотворение?

  • Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?



Стихи о прекрасном и неведомом.

  1. История создания стихотворения А.А. Блока «Ты помнишь?..»

В первых строфах своего стихотворения А.А. Блок вспоминает, как однажды в бухту французского порта Аберврак (Бретонское побережье Атлантического океана), где летом 1911 года жил поэт со своей женой Любовью Дмитриевной, неожиданно вошла французская военная эскадра.

Политическое положение в Европе в то время было напряжённым, и Блок истолковал это событие как предзнаменование близящейся мировой войны (Первая мировая война началась в августе 1914 года, стихотворение же было написано раньше, в феврале.)



  1. Анализ стихотворения А.А. Блока «Ты помнишь?..». Работа в тетради.

- Можно ли утверждать, что стихотворение «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» представляет собою предсказание близкой войны? Или оно написано о чём-то другом?



Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зелёная вода, (Бухта была спокойной, и ничего не происходило.)

Когда кильватерной колонной

Вошли военные суда. (Кильватерной – то есть киль в киль, струной, одной линией).

Четыре – серых (серый или «шаровой» цвет кораблей был принят и во Франции, и в Германии, и в Японии. В России же долго красили наш военно-морской флот в жёлто-чёрный цвет: жёлтым – надстройки, чёрным – борта).

И вопросы

Нас волновали битый час,

И загорелые матросы

Ходили важно мимо нас. (Другой мир. Другая жизнь.)

Мир стал заманчивей и шире, (Корабли внесли мечту в обычную жизнь.)

И вдруг – суда уплыли прочь.

Нам было видно: все четыре

Зарылись в океан и в ночь. (Как внезапно появились, так же внезапно и уплыли, унося мечты.)

И вновь обычным стало море,

Маяк уныло замигал, (И вновь обыденная жизнь.)

Когда на низком семафоре

Последний отдали сигнал...

Как мало в этой жизни надо

Нам, детям, – и тебе, и мне. (А что же надо? Что есть это мало?)

Ведь сердце радоваться радо

И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран –

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман! (Пылинка – и мир! Чудный мир мечты!)

  • Найдите в стихотворении А.А. Блока строчки, в которых поэт признаётся в своей любви ко всему новому, необычному, странному.



  • Объясните своё понимание словосочетания «цветной туман». Какой смысл вкладывает в него создатель стихотворения?



  • Кто из русских поэтов – современников А.А. Блока мечтал о неведомых землях и называл свою музу Музой Дальних Странствий?



  • 3. Анализ стихотворения Д. Самойлова «Сказка». Работа в тетради.

  • Читаем стихотворение Д. Самойлова «Сказка».



  • Попробуйте объяснить основную мысль поэта.

  • Д. Самойлов использует некоторые приёмы сказочного творчества. Например, начало стихотворения «Сказка» имеет традиционное сказочное начало: мальчик строил лодку. Зачин, как в сказке: «Однажды...», или: «как-то раз», «как-то давным-давно» и т.д. Приём троекратного повторения тоже является свидетельством ориентации поэта на жанр народной сказки: мальчик должен перенести три испытания для достижения цели. Чтобы герою прокатиться по небу, необходимо преодолеть одно облако, затем второе и третье. Финал стихотворения такой же счастливый, как и в сказке: Мальчик плыл по звёздам, / К месяцу тянулся. / Прокатился по небу / И домой вернулся. Герой достиг цели, получил множество удовольствий, представляющих собой чудодейственные впечатления, и вернулся счастливый домой

4. Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока «Ты помнишь?..» и Д. Самойлова «Сказка». Работа в тетради.

- Сравниваем «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» и «Сказка», выписываем общие признаки.

(Вывод: эти стихотворения о красоте мира, о том, что даже самые обычные вещи кажутся загадочными.

Но для этого нужно добавить добра и любви)



- Какое из них можно назвать загадочным, таинственным? Почему?

- Какое стихотворение о прекрасном и неведомом тебе понравилось больше, почему?



Мы ответили для себя на вопрос: как литературный текст работает на развитие воображения.

Домашнее задание: выучить стихотворение по выбору наизусть. Напишите сочинение-миниатюру, письменно ответив на последний вопрос урока. «Какое стихотворение о прекрасном и неведомом тебе понравилось больше, почему?»


6