Урок 16. А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему - то в детстве". Стихи о прекрасном и неведомом."
Цель урока: уметь выразительно читать стихотворения, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины
Основной вид учебной деятельности: урок развития речи
Ход урока
I. Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями писателей 20 века. Мы говорим о такой функции литературного текста, как развитие воображения.
- Ребята, прочитайте стихотворения.
Александр Блок
Ты помнишь? В нашей бухте сонной…
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
1911 — 6 февраля 1914
Д. Самойлов «Сказка» Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В пышное, густое.
А за первым облаком -
Облако второе,
Облако пушистое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо.
Мальчик плыл не речкою,
Мальчик плыл по млечному,
По небу проточному
В сторону восточную.
Мальчик плыл по звёздам,
К месяцу тянулся.
Покатался по небу
И домой вернулся. 1955 г
В.Берестов « Почему – то в детстве»
Почему-то в детстве рисовал я
Только то, чего не мог увидеть, –
Например, сражения морские,
Только тех, кого у нас не встретишь, –
Например, индейцев и пиратов,
Только те края, где не был я, –
То есть горы, джунгли и пустыни.
А с натуры брал я только солнце
С длинными и толстыми лучами.
Были у него глаза и губы,
И они почти всегда смеялись
II. Работа по теме урока.
Как вы думаете, что значит «уметь мечтать»?
(уметь мечтать – это представлять себе неведомое, несбыточное или трудно досягаемое).
Где, в каком тексте, в прозаическом или поэтическом, остаѐтся больше простора для фантазии, мечты? (в поэтическом).
О каких чувствах может говорить стихотворение?
Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Стихи о прекрасном и неведомом.
История создания стихотворения А.А. Блока «Ты помнишь?..»
В первых строфах своего стихотворения А.А. Блок вспоминает, как однажды в бухту французского порта Аберврак (Бретонское побережье Атлантического океана), где летом 1911 года жил поэт со своей женой Любовью Дмитриевной, неожиданно вошла французская военная эскадра.
Политическое положение в Европе в то время было напряжённым, и Блок истолковал это событие как предзнаменование близящейся мировой войны (Первая мировая война началась в августе 1914 года, стихотворение же было написано раньше, в феврале.)
Анализ стихотворения А.А. Блока «Ты помнишь?..». Работа в тетради.
- Можно ли утверждать, что стихотворение «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» представляет собою предсказание близкой войны? Или оно написано о чём-то другом?
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зелёная вода, (Бухта была спокойной, и ничего не происходило.)
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда. (Кильватерной – то есть киль в киль, струной, одной линией).
Четыре – серых (серый или «шаровой» цвет кораблей был принят и во Франции, и в Германии, и в Японии. В России же долго красили наш военно-морской флот в жёлто-чёрный цвет: жёлтым – надстройки, чёрным – борта).
И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас. (Другой мир. Другая жизнь.)
Мир стал заманчивей и шире, (Корабли внесли мечту в обычную жизнь.)
И вдруг – суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь. (Как внезапно появились, так же внезапно и уплыли, унося мечты.)
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал, (И вновь обыденная жизнь.)
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал...
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, – и тебе, и мне. (А что же надо? Что есть это мало?)
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман! (Пылинка – и мир! Чудный мир мечты!)
Найдите в стихотворении А.А. Блока строчки, в которых поэт признаётся в своей любви ко всему новому, необычному, странному.
Объясните своё понимание словосочетания «цветной туман». Какой смысл вкладывает в него создатель стихотворения?
Кто из русских поэтов – современников А.А. Блока мечтал о неведомых землях и называл свою музу Музой Дальних Странствий?
3. Анализ стихотворения Д. Самойлова «Сказка». Работа в тетради.
Читаем стихотворение Д. Самойлова «Сказка».
Попробуйте объяснить основную мысль поэта.
Д. Самойлов использует некоторые приёмы сказочного творчества. Например, начало стихотворения «Сказка» имеет традиционное сказочное начало: мальчик строил лодку. Зачин, как в сказке: «Однажды...», или: «как-то раз», «как-то давным-давно» и т.д. Приём троекратного повторения тоже является свидетельством ориентации поэта на жанр народной сказки: мальчик должен перенести три испытания для достижения цели. Чтобы герою прокатиться по небу, необходимо преодолеть одно облако, затем второе и третье. Финал стихотворения такой же счастливый, как и в сказке: Мальчик плыл по звёздам, / К месяцу тянулся. / Прокатился по небу / И домой вернулся. Герой достиг цели, получил множество удовольствий, представляющих собой чудодейственные впечатления, и вернулся счастливый домой
4. Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока «Ты помнишь?..» и Д. Самойлова «Сказка». Работа в тетради.
- Сравниваем «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» и «Сказка», выписываем общие признаки.
(Вывод: эти стихотворения о красоте мира, о том, что даже самые обычные вещи кажутся загадочными.
Но для этого нужно добавить добра и любви)
- Какое из них можно назвать загадочным, таинственным? Почему?
- Какое стихотворение о прекрасном и неведомом тебе понравилось больше, почему?
Мы ответили для себя на вопрос: как литературный текст работает на развитие воображения.
Домашнее задание: выучить стихотворение по выбору наизусть. Напишите сочинение-миниатюру, письменно ответив на последний вопрос урока. «Какое стихотворение о прекрасном и неведомом тебе понравилось больше, почему?»
6