Алгоритм написания эссе
Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?».
В эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.
Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям.
Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания
Критерий 2 (К2) – Характер и уровень теоретической аргументации
Критерий 3 (К3) – Качество фактической аргументации
!!!КРИТЕРИЙ К1 ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.
Если выпускник в принципе не понял проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
1 . Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой.
2. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает.
3. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…»,
«Далее следует сказать…»,
«Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п. ).
4. Изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. своими словами объяснить – что автор хотел сказать данной фразой.
Аргументация
Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни.
Любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя».
В политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса - примеры из истории.
В социологических, экономических, правоведческих темах -
примеры из социальной практики (общественной жизни)
Критерий
К1
Балл
Комментарий.
1
К2
Смысл высказывания раскрыт.
К3
2
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
2
Факты и примеры почерпнуты из различных источников
Политика
«Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм» (И.Н. Шевелев)
" Когда народ много знает, им трудно управлять" (Лао-Цзы) «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)
Правоведение
«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)
“ Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)
Экономика
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф)
“ Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни”. Генри Форд