СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг, как вариант жестокого обращения в подростковой среде

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема школьного буллинга очевидна. Об этом свидетельствуют участившиеся случаи проявления негативной агрессии в межличностных отношениях среди подростков. Такая агрессия в подростковой среде считается приемлемым и даже «крутым» поведением. Буллинг – определяется как притеснение, дискриминация, травля, физический или психический террор, как длительный процесс сознательного жесткого отношения, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) и направлен на то, чтобы вызвать у другого (других) страх, подчинить его (их) себе.

Просмотр содержимого документа
«Буллинг, как вариант жестокого обращения в подростковой среде»

Рекомендации педагогам, психологам, администрации учреждений по предотвращению буллинга

1. Начните с точного, приемлемого для вашего учреждения определения буллинга.

Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг – это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».

2.Установите формы буллинга, которые имеют место в вашем учреждении.

3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет педагоги, административные работники, подростки. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями детей (не только в группе, но и на спортивной площадке), персонала, педагогами и родителями.

4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в учреждении с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными.

5. Важными являются беседы с подростками по проблеме буллинга, обращение к их чувствам, моральная оценка действий «обидчика», обсуждение способов предотвращения насилия и конфликтов в вашей школе.

6. Определите поведение персонала учреждения, которое способствует формированию позитивных отношений между детьми.

7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

8. Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других. Педагогам следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы, например, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились, и помочь им её преодолеть.

9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга – дети из неблагополучных семей.

Таким образом, проблема школьного подросткового буллинга представляет собой не безобидное явление, сопровождающее взросление личности, а фактор, свидетельствующий о личностном неблагополучии учащихся.

Литература

  1. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11.

  2. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления. gigabaza.rudoc/77798-pall.htm

  3. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. – СПб, 2011.





ГБУСОН РО СРЦ с. Дубовское


Буллинг, как вариант жестокого обращения в подростковой среде


памятка

педагог – психолог

Дудкина С.В.

сайт «Помощьрядом.рф»

для детей 6+ и 12+ до 18 лет

«Классныеигры.рф»

Насилию в школе - НЕТ!

узнай поэтапно через игру

все о буллинге и как ему противостоять

В настоящее время проблема школьного буллинга очевидна. Об этом свидетельствуют участившиеся случаи проявления негативной агрессии в межличностных отношениях среди подростков. Такая агрессия в подростковой среде считается приемлемым и даже «крутым» поведением.

Буллинг – определяется как притеснение, дискриминация, травля, физический или психический террор, как длительный процесс сознательного жесткого отношения, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) и направлен на то, чтобы вызвать у другого (других) страх, подчинить его (их) себе.

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

Причины буллинга разнообразны: социальное расслоение общества, падение нравственных устоев, потеря национальных традиций, размывание семейных ценностей, ослабление воспитательной функции школы, усиление общественных пороков (пьянства, наркомании, проституции), индивидуальные свойства личности ребёнка и др.

Формы буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя («булли»), жертву и наблюдателя.

Психологические черты обидчика (булли): высокий уровень самоуважения, аутосимпатии. В эмоциональной сфере раздражительность, эмоциональная неустойчивость, ярость. В сфере межличностных отношений повышенный уровень враждебности/агрессивности, средний уровень коммуникативных способностей, внешнее соблюдение общепринятых норм и правил [1, 3].

Психологические черты жертвы: низкие показатели самоуважения, аутосимпатии. В эмоциональной сфере выраженные проблемные переживания, повышенный эмоциональный дискомфорт, тревожность, напряжённость. В межличностных отношениях одиночество, зависимость от мнения других[1, 3].

Психологические черты наблюдателя: состояние неуверенности в себе, чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Последствия буллинга: возникают такие личностные проблемы, как тревожность, депрессия, низкий уровень самоуважения и неудовлетворённость школой; нарастают конфликтные межличностные отношения; увеличиваются девиантные формы поведения.

Практические рекомендации, направленные на минимизацию школьного буллинга и его профилактику можно найти в исследовании В. Р. Петросянц [3].

Что делать:

1. Работа должна строиться на совместном планировании предупреждения буллинга и любых форм насилия в школе, тесном взаимодействии психолога, классных руководителей, администрации.

2. Работа по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития, должна быть систематической.

3. Поведенческой стратегией предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение персонала школы, учеников и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомлённости относительно ситуации буллинга в школе.

Как делать:

1. Решение проблемы буллинга в образовательном учреждении возможно при условии совместной работы всего школьного сообщества. Это означает, что учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики должны сотрудничать с целью максимально информативной оценки проблемы буллинга в школе и выработке эффективных способов реагирования на неё. Психолог отбирает диагностические методики, разрабатывает анкеты, позволяющие оценить ситуацию буллинга в данном учреждении, проводит обработку данных. Педагоги и классные руководители с помощью наблюдения (деликатного), составляют психологические характеристики учащихся (класса), в которых стоит отразить специфику межличностных отношений учащегося с классом, особенности поведения, способы взаимодействия со сверстниками, наличие-отсутствие конфликтных отношений со сверстниками, особенности эмоционального реагирования учащегося на конфликтные ситуации, особенности поведения классного коллектива на переменах. Администрация образовательного учреждения может оказать содействие организационно-диагностическим процедурам.

2. Далее необходимо проведение анонимных обследований учителей и учеников с целью определения характера и распространённости буллинга в школе, а также проведение общешкольных собраний для обсуждения проблемы буллинга.

3. Педагогам необходимо научиться распознавать проблему, не игнорировать ее, занять более активную позицию при наблюдении буллинга, так как игнорирование проблемы ведёт к усилению чувства власти и безнаказанности для обидчиков и потери чувства безопасности у жертв.

4. Важным шагом предотвращения буллинга в школе может стать создание общешкольного комитета по его предупреждению. В этот комитет могут входить как учителя, так и ученики, и их родители.

5. Учителям совместно с учениками необходимо разработать и принять правила против буллинга, проводить регулярные встречи с учениками класса с целью обсуждения ситуации буллинга и поощрять участие родителей в этих встречах.

6. В индивидуальной работе педагога необходима организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников («обидчиков» и «жертв»). При обнаружении ситуации буллинга стоит привлечь родителей «жертв» и обидчиков». Так как дети – «продолжение» личности родителей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению буллинга, жестокого обращения в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!