«Синтаксис. Пунктуация».
Урок «Через тернии к звездам».
Цель урока: 1) повторить сведения об основных синтаксических единицах;
2) закрепить умения отличать изученные языковые понятия по теме «Синтаксис. Пунктуация», отличать их друг от друга, давать определения, перечислять признаки;
Задачи: 1) воспитывать интерес к предмету;
2) развивать логическое мышление, речь, память;
3) формировать умение самостоятельно работать с языковым материалом.
Ход урока:
Слово учителя:
Ребята, случилась беда: на далекую и прекрасную планету «Синтаксис» напали злобные пираты. Они стали на ней хозяйничать, и жители этой планеты просят у нас помощи. Наша с вами задача: преодолевая трудности пути, решая сложные задачи, добраться до этой планеты и помочь жителям справиться с пиратами и освободить планету.
(Показывается карта путешествия к планете «Синтаксис». Каждому этапу урока соответствует препятствие, которое должны преодолеть спасатели).
Задание 1. Разделим вас на три условные команды: 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.
Итак, мы с вами отправляемся. Чтобы завелись моторы ваших звездолетов, вам необходимо ответить на следующие вопросы:
Что такое словосочетание?
Как связано зависимое слово с главным?
Какие виды словосочетаний вы знаете?
Задание 2. Составьте предложение из отдельных слов, изменяя их форму, выпишите из него все словосочетания, определив их вид:
Неярко, светить, в, небо, осенний, солнце.
( Неярко светит в небе осеннее солнце. К доске вызываются 3 ученика, которые выполняют задание).
Неярко светит (нар.+глаг. – глагольное);
светит в небе (глаг.+сущ. – глагольное);
осеннее солнце (прил.+сущ. – именное).
Итак, моторы заведены, вперед!
Задание 3. Впереди метеоритный дождь. Нужно уметь маневрировать. Кто из ваших команд считается лучшим пилотом?
(К доске выходят трое учащихся для выполнения орфографического диктанта).
Багровый лист, исчезать с горизонта, видно издалека, ракета завелась, удивительная картина, оранжевый цвет, аромат цветов, багровый закат, прославлять героев.
Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему? (ракета завелась – это грамматическая основа). Задаем по два вопроса ребятам у доски.
Задание 4. Справились с заданием. Летим дальше. Посмотрите, впереди туманность. Чтобы ее пролететь и не застрять, как в паутине, вы должны ответить на следующие вопросы:
Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные).
Что такое грамматическая основа предложения? (Это подлежащее и сказуемое).
Что такое дополнение? (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей).
Что такое определение? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей?).
Что такое обстоятельство? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?).
(На данном этапе урока проводится физкультминутка).
Задание 5. Смотрите, впереди какая-то странная планетарная система. Все планеты одинаковые, и названия похожи, и подчеркнуты одним членом предложения, и к одному слову, их связывающему все вместе, относятся. Что это за планета, как вы думаете?
(Однородные члены предложения, связанные обобщающим словом. К доске идет один учащийся, записывает предложение, составляет его схему и дает характеристику простого предложения, осложненного однородными членами).
Ракета завелась, набрала скорость и исчезла вдали.
(Схема: . Характеристика: по цели высказывания - это предложение повествовательное, по интонации –это предложение невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по количеству главных членов предложения – двусоставное, по наличию второстепенных членов – распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
Задание 6. Звездолеты, внимание, впереди загадочно улыбающаяся планета. Мимо нее можно пролететь, если вы правильно расставите знаки препинания в следующих предложениях (Предложения записаны на плакате):
Не трещите морозы в заповедном лесу! Ты знаешь правила пользования учебником? Вылезайте муравьи после зимней стужи! Люди берегите нашу чудесную планету! Вы помните о своих клятвенных обещаниях? Получай свою одежду товарищ по несчастью.
Задание 7. Отлично, вот вы и добрались до планеты «Синтаксис».
А вот и пираты, они дают свои советы, и ваша задача определить необходимо следовать этим советам или нет.
(Ребята читают наизусть стихотворения, как не надо поступать)
1 пират:
Получайте, дети, двойки,
Не мечтайте вы про то,
Чтоб учиться хорошо.
Ведь безграмотным чтоб быть,
Уроки проще не учить:
С буквой Я пиши ЧА, ЩА,
С буквой Ы пиши ЖИ, ШИ,
И все знают, что ЧУ, ЩУ
Пишется лишь с буквой Ю.
2 пират:
Чтобы правильно писать,
Книг не надо вам читать.
Надо утром из рогатки
Птичьи гнезда разорять.
Чтобы правильно писать,
Рано вам нельзя вставать:
Ты в постели поваляйся,
Чтобы в школу опоздать.
3 пират:
Чтоб неправильно писать,
Язык не нужно уважать.
Чтобы правильно писать,
Правила не надо знать:
Надо сто ошибок сделать,
Вот тогда вам будет «пять».
Задание 8. Как вы считаете, необходимо следовать этим советам? Видите, ребята, пираты давали жителям планеты вредные советы, но теперь помощь близка, и вы сможете помочь преодолеть зло, если справитесь с заданием: вам необходимо на слух определить тип предложения по количеству грамматических основ. Если это окажется сложное предложение, вы должны определить его тип. (Задание выполняется устно).
Гроза прошла, и ветер белых роз в окно мне дышит ароматом. (ССП)
Зима будет холодной, если белка делает большие запасы. (СПП)
Море утихло и только изредка глухо вздыхало. (Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми).
Целый день трудится и поет жаворонок, чтобы люди работали веселей. (СПП)
Задание 9. Чтобы вам вернуться домой, необходимо выполнить следующее задание. Составить предложение, поэтапно выполняя ряд задач:
из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа (осень);
из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребив его без приставки в третьем лице единственного числа настоящего времени (румянит);
из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, являющееся подлежащим, употребить его как дополнение (кисти);
из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже (рябин);
полученное предложение Осень румянит кисти рябин сделать сложным, добавив к нему вторую часть. 1 вариант запишет сложносочиненное предложение; 2 вариант – сложноподчиненное предложение, составьте его схему.
Подведение итогов урока и запись домашнего задания.