Урок музыки в 4 классе
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.
Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
- Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
- Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;
- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку);
- музыкальный центр, фортепиано, треугольник, ложки, бубенчики
- раздаточный материал (текст из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», тексты песен) для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход в класс.
СЛАЙД 2
Длинными зимними вечерами под завывание вьюги няня рассказывала А.С. Пушкину сказки.
СЛАЙД 3
- В письме Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма».
- Сегодня мы поговорим о творчестве великого русского поэта и писателя. Вспомнить и оживить его сказки нам поможет музыка и, конечно, стихи самого А.С.Пушкина.
СЛАЙД 4
- Сказки А.С.Пушкина знают все. Посмотрите на слайд «Сказки Пушкина» Палех.
- Какие строки вы можете вспомнить?
- Правильно, так начинается поэма «Руслан и Людмила»
- Нашел ли образ героев воплощение в музыке? (в 3 классе мы слушали фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)
СЛАЙД 5
Многие сказки, фантастические поэмы Пушкина навеяны рассказами няни.
Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Сегодня все знают царя Салтана и царя Дадона, витязя Руслана и Шамаханскую царицу.
А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский – Корсаков.
СЛАЙД 6
- Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин).
СЛАЙД 7
- А на сюжет этой сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу.
- О какой сказке идет речь?
Фрагмент фильма «Сказка о царе Салтане».
СЛАЙД 8
Итак, это «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости.
В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
В этой опере нет вступления – увертюры.
- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
Звучит фрагмент.
СЛАЙД 9
Перед вами 2 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент.
Н.А.Римский – Корсаков. Звучит вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» - слушание.
СЛАЙД 10
Итак, прочитайте выбранные вами строки к услышанному музыкальному фрагменту.
(«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)
Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?
- При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?
(при помощи голосов, или тембров музыкальных инструментов)
СЛАЙД 11
- рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные,
СЛАЙД 12
- мерцание и блеск звезд – челеста
СЛАЙД 13
- мрачная туча – литавры, фаготы
СЛАЙД 14
- стон и плач царицы – струнные, флейта).
СЛАЙД 15
- В каждой сказке есть чудо. А сколько их в «Сказке о царе Салтане»?
- Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?
(«Белочка», «Богатыри», «Царевна – Лебедь»)
Давайте вспомним как об этих чудесах рассказывает Пушкин.
Дети читают отрывки из сказки
Поиграем в композиторов.
А для начала вспомним про трех китов в музыке. Как их зовут?
(песня, марш, танец)
СЛАЙД 16
- Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема «Белочки»?
Фрагмент фильма
СЛАЙД
- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
СЛАЙД
- А тему «Царевны – Лебедь» вы написали бы?
- Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского - Корсакова.
Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков - слушание
- Итак: «Белочка» - танцевальный характер, звучала флейта.
- А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?
- Её сочинил композитор? (нет).
(исполним русскую народную песню «Во саду ли в огороде» используя музыкальный инструмент ТРЕУГОЛЬНИК.
СЛАЙД
- «Богатыри» - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.
СЛАЙД
- « Царевна – Лебедь» - песенный характер, скрипка, арфа, гобой. Особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди. Две стороны его - фантастическая и реальная — воплощены в контрастных типах мелодии: первый основан на мотивах в основном инструментального характера
СЛАЙД
второй — на народно-песенных интонациях.
СЛАЙД
-ИТОГ: Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев!
Мы услышали замечательные изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова.
Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник». Согласны?
- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.
- Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Раскрасьте рисунок и вспомните к какому фрагменту сказки он относится (иллюстрации к опере нарисовал русский художник Михаил Врубель).
-С какой сказкой мы сегодня познакомились благодаря музыке Н.А. Римского-Корсакого и стихам А.С. Пушкина?
- Кто знает полное название сказки?
Итог урока:
- Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовали себя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников (нарисуете иллюстрации к музыке).
- Урок мы закончим песней «Сказки гуляют по свету» - исполнение.
- Итак, что о сказках хочется сказать?
- Хочется воскликнуть: все вместе «Что за прелесть эти сказки!»
- Оценки за урок
- Выход под музыку