Использование технологии системно-деятельностного подхода на современном уроке
Чаркова М. А. учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость.
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.
Способность к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий – основные критерии деятельности учеников на современном уроке.
В основе нового стандарта образования лежит системно-деятельностный подход. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. (Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.:2009 - №4. - С18-22.)
Дети «открывают» новые знания сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Преимуществом данного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. Системно- детельностный подход на уроках осуществляется через анализ жизненных ситуаций и моделирование, посредством использования активных и интерактивных методик обучения, участия в проектной, исследовательской деятельности, через вовлечение учащихся в оценочно-дискуссионную, игровую, рефлексивную деятельность, что обеспечивает свободный поиск подхода к решению учебной задачи.
Для начальной школы особо нужно выделить технологию деятельностного метода обучения (автор – доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Петерсон). Младший школьный возраст – важный этап становления личности ребёнка. Дидактическая система деятельностного метода обучения, в соответствии с требованиями ФГОС, является основой организации учебного процесса в начальных классах. (Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.)
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
Урок открытия нового знания; 2. Урок рефлексии; 3. Урок построения системы знаний; 4. Урок развивающего контроля.
Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Выявление места и причины затруднения
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Важной характеристикой системно-деятельностного подхода в работе педагогов является то, что он осуществляется на различных этапах урока. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. На этапе включения нового знания в систему и повторения используется индивидуальная работа, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. Практика показывает уместность использования на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность обучающихся. (Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.)
Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок.
На своих уроках я очень часто использую вышеперечисленные приемы и методы работы. Стараюсь построить урок таким образом, чтобы ученики самостоятельно определили тему урока. Создаю проблемную ситуацию, прошу сделать вывод и задавая наводящие вопросы направляю ребят на главные цели урока. Учебный труд, как и всякий другой, интересен еще и тогда, когда он разнообразен. Можно привести множество примеров использования приемов, методик, технологий преподавания на уроках математики, русского языка и окружающего мира.
Так, например, при знакомстве с русской народной сказкой «Зимовье», на интерактивной доске были изображены 3 иллюстрации к рассказам русских писателей, (прочитанных ранее) и иллюстрация к данной сказке. Ребята вспомнили все произведения, назвали героев и авторов. Сделали вывод, что все иллюстрации, кроме одной, объединяет то, что они авторские и знакомы им. Лишней назвали последнюю, объяснили свое мнение. Сами определили, что на этом уроке будут знакомится с новой сказкой. Хочется отметить особую активность и интерес у ребят на данном этапе урока.
После этого, используя прием «Корзина» идей, понятий, имен и т.д. (Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики знают об изучаемой теме), вспомнили и обобщили все, что знаем о народных сказках. На этом этапе ребята охотно делятся ранее приобретенными знаниями, стараются вспомнить и назвать как можно больше фактов.
Далее идет знакомство с произведением, чтение, обсуждение, ответы на вопросы. Иногда я использую метод «Чтение с остановками», который помогает удерживать внимание, следить за происходящим, логически рассуждать, фантазировать, о том, что может произойти дальше.
Урок был завершен полюбившимся всем ребятам приемом обучения синквейном. (В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать полученные знания. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.) К данной сказке ребятами было написано много интересных работ. Вот одна из них.
Друзья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Предоставьте детям возможность стать активными участниками, а не пассивными слушателями. Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски!