Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15» имени Героя Советского Союза
Викторова Константина Николаевича»
Внеклассное мероприятие
для учеников 1 «В» класса
«Экология и мы»
Тянгина Елена Алексеевна
Учитель начальных классов
Тольятти,2020
Аннотация
Классный час предназначен для учащихся начальных классов, который проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, подвижные игры, разбор проблемной).
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как город Тольятти расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Цель мероприятия: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; об уровне ответственности за состоянием окружающей среды
Задачи мероприятия:
- расширить экологические знания детей, раскрыв сущность и значение понятия «экология» и роль человека в деле охраны природы;
- развивать личностные качества ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей
- воспитывать бережное отношение и любовь к своему дому – Земля.
Планируемые результаты:
Личностные:
готовность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
осознанное отношение к собственным поступкам
ценностное отношение к природе, здоровью.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельное определение цели своего обучения;
формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
навыки самоконтроля;
навыки самооценки;
владение основами
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
определение понятия
установление аналогии
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
создание, применение и преобразование знаков и символов;
создание, применение модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные УУД:
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
навыки сотрудничества в поиске и сборе информации;
умение разрешать конфликты; управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные:
формулировать правила экологической безопасности
оперировать понятиями «экология», «экологическая безопасность», «экологические проблемы».
Методы и технологии обучения:
Технологии проблемного, развивающего обучения, критического мышления, коллективного взаимодействия
Словесные методы (вступительная беседа, контрольно-коррекционная беседа)
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация)
Практические методы (выполнение заданий)
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Содержание
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организация мотивирования к учебной деятельности на уроке. - Здравствуйте, ребята. Наше сегодняшнее внеклассное занятие я хотела бы начать такими словами: «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять». Декарт. - Как вы понимаете эти слова? - Предлагаю эти слова взять за девиз нашего занятия. -Сегодня мы не только будем дружно и творчески работать в группах. Я вам предлагаю стать хоть на время юными исследователями. И если вы будете внимательными и активно работать, то мы непременно совершим важные открытия. | Включение в учебную деятельность Устные фронтальные ответы учеников |
Повторение по теме: «Правила поведения в природе». Организация работы в группах. Раздаются задания: собрать пазлы (разрезные картинки), на которых изображены сюжеты на тему. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организуется выступление представителей групп. - Переверните свои картинки и встаньте так, чтобы из букв на оборотной стороне получилось слово. | Работа учащихся в группах Повторение правил работы в группах Учащиеся каждой группы собирают картинку, выбирают выступающего 1 ученик от каждой группы выступает с рассказом о составленном правиле поведения в природе Картинки переворачиваются, дети выстраиваются в нужной последовательности и составляется слово «Экология» |
Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения; определение на этой основе цели занятия и промежуточных задач совместно с обучающимися. - О чем же мы с вами будем сегодня говорить на нашем занятии? - Имеются ли у вас уже какие–то знания об экологии? -Ребята, а что нового мы можем узнать сегодня по этой теме, над чем мы должны поработать? По ходу озвучивания учащимися задач урока, учитель вывешивает на доску план занятия. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. - Посмотрите внимательно, что у нас получилось? | Фронтальная работа. - Об экологии - Да, многое мы уже знаем с уроков окружающего мира и мероприятий, проводимых в школе. Дети озвучивают задачи урока: узнаем, что такое «Экология»; как мы сможем помочь в решении экологических проблем; уточним, какие существуют экологические проблемы. - Картинный план нашего занятия |
Организация деятельности учащихся по осмыслению понятия «экология». 1. Понятие «экология». - Как вы понимаете это слово? -Где мы можем узнать точное определение? Организация работы в группах Каждой группе выдается текст по теме «экология», взятых из разных источников. Необходимо выделить ключевые слова и объяснить своими словами, зачем необходимо заботиться о природе. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Организуется выступление представителей групп. - Подведя итог ваших выступлений и обобщив их, предлагаю составить кластер: Составляется кластер ЭКОЛОГИЯ взаимоотношение наука окружающий мир - Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение 2. Знакомство с понятием «Экологическая катастрофа» – SOS- нам пришло Электронное сообщение: а) Демонстрация видео (Экологическая катастрофа) https://www.youtube.com/watch?v=GSvZ_8_nGA8 б) - Вам понравилось то, что вы увидели? - Ребята! Это ужасно! Мы, люди, губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой. Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги. Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе. в) – Еще немного страшной статистики. У вас на столах лежат сведения сделанные учеными, давайте прочитаем их. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Ребята, так что же такое экологическая катастрофа? | Учащиеся высказывают свои предположения. Работа учащихся в группах. Выделяют в текстах ключевые слова. Представление результатов работы (опорные), которые помогут в решении учебной задачи Просмотр видеофильма. Работа в группах Каждая группа рассказывает по 1 сообщению. Фронтальная работа. |
1.Организация деятельности обучающихся по решению экологических задач с последующим отчетом. - Ребята, я вам предлагаю решить несколько загадок. Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 2. Организация деятельности учащихся по осмыслению понятия «Секреты бережного отношения к природе». - Порой мы даже не догадываемся, что иногда совсем простые наши действия могут помочь избежать экологической катастрофы на Земле. Предлагаю вам составить правила бережного отношения к нашей планете Земля, которые по силу выполнять не только взрослым, но и каждому из вас. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 | Работа учащихся в группах. Решение учащимися загадок и объяснить. Работа учащихся в группах. Группы выполняют задание, соединяют начало и конец предложения. 1 представитель зачитывает по 1-2 правилу. |
Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности. 1. Итог занятия - О чем говорили на занятии? - Полезно ли для вас было занятие? Чем? - Почему нужно спешить в решении этой проблемы? - Изменилось ли ваше мнение о том, что вы можете стать самыми активными участниками движения по защите нашей планеты от экологической катастрофы? - Какие важные открытия вы сегодня для себя совершили? - Предлагаю составить Синквейн к слову ЭКОЛОГИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 2. Самооценка деятельности. – Оценить вашу работу сегодня на уроке, я вам предлагаю следующим образом: - если вы потрудились хорошо и много полезного для себя возьмете - смело выбирайте светлые картинки; - если же урок не принес вам никакой пользы - картинки темных тонов. - Итак, создадим нашу планету «Земля - наш общий дом». ПРИЛОЖЕНИЕ 8. - Посмотрите, какой красивой, полной света и жизни получилась наша планета. Я уверена, если каждый человек приложит усилие и старание в целях ее сохранения, наша планета земля будет на самом деле цветущим садом. в котором в дружбе и согласии будут жить звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и человек – как часть всей природы. | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Фронтальная работа. Учащиеся из предложенных слов, составляют синквейн Осуществление самооценки Учащиеся выбирают картинку и составляют коллективное панно «Земля – наш общий дом». |
Заключение
Данное мероприятие подходит для учителей начальных классов и всем педагогам дополнительного образования.
В нашем творческом объединении «Зеленая планета» ведутся поиски путей приобщения учеников к эколого-эстетическому образованию через использование игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность.
Разработка данного воспитательного мероприятия «Экология и мы» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать у учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.
Используемые источники:
1. М.Давыдова, И. Агапова "Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины;
2. Г.Г. Кулинич "Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. 1-4 классы"; 3.Н.Т. Брыкина "Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир";
4. Н.Ф. Дик "Развивающие классные часы и праздники в 1-2-х классах"
5. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.uchportal.ru%2Fload
6. https://www.youtube.com/watch?v=GSvZ_8_nGA8
Приложение 1
(КО)

(Э)
(ЛО)
(ГИ)
(Я)
Приложение 2
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
узнаем, что такое «Экология»
как мы сможем помочь в решении экологических проблем
уточним, какие существуют экологические проблемы
Приложение 3
Приложение 4
Основные экологические проблемы мира
1. Загрязнение воздуха, воды и почвы. Промышленность и выхлопные газы автомобилей являются загрязнителями номер один. Тяжелые металлы, нитраты и пластик являются токсинами, ответственными за загрязнение. В то время как загрязнение воды вызвано разливом нефти, кислотными дождями, городским стоком; загрязнение воздуха вызвано различными газами и токсинами, выделяемыми промышленными предприятиями и фабриками, а также сжиганием топлива. Загрязнение почвы в основном вызвано промышленными отходами, которые лишают почву необходимых питательных веществ.
2. Глобальное потепление, является результатом человеческой деятельности. Глобальное потепление приводит к повышению температуры океанов и земной поверхности, что приводит к таянию полярных ледяных шапок, повышению уровня моря. Из-за потепления чаще стали случаться наводнения, сильные снегопады, опустынивание. В общем, глобальное потепление ведет к изменению общего погодного сценария.
3. Истощение природных ресурсов. Потребление ископаемого топлива приводит к выбросам парниковых газов, которые ответственны за глобальное потепление и изменение климата. Во всем мире люди предпринимают усилия для перехода на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия, энергия ветра, биогаз и геотермальная энергия.
4. Утрата биоразнообразия. Деятельность человека ведет к исчезновению многих видов животных и растений. Экосистемы природы совершенствовались миллионы лет, а человечество их активно уничтожает (охота на животных, вылов рыб, разрушение коралловых рифов).
5. Вырубка лесов. Наши леса производят кислород, а также помогают регулировать температуру и количество осадков. В настоящее время леса покрывают 30% земли, но каждый год древесный покров сокращается, из-за растущего спроса людей на большее количество продуктов питания, жилья и одежды. Леса вырубают для застройки, для промышленных или коммерческих целей.
Приложение 5
Любитель зимнего плавания. (Морж.)
Промежуточная опора моста. (Бык.)
Пешеходный переход. (Зебра.)
Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
Автобусный безбилетник. (Заяц.)
Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)
Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)
Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)
Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)
Приложение 6
Приложение 7
Экология
Биологическая географическая
Изучает, исследует, рассматривает
Наука об окружающей среде
Взаимосвязь в природе.
Приложение 8