СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Центральная нервная система человека» для учащихся 9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка учебного авторского продукта: элективный курс «Центральная нервная система человека» для учащихся 9 классов,  изучение теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Центральная нервная система человека» для учащихся 9 классов»

Автор: Назарова Ирина Петровна

ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»

учитель биологии

Разработка учебного авторского продукта:

элективный курс

«Центральная нервная система человека»

для учащихся 9 классов

Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Центральная нервная система человека» для учащихся составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г. Кроме того, при отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков в сохранении и укреплении здоровья, в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельной работы и познавательной активности, в углублении знаний о ЦНС человека.

Курс рассчитан на 34 часа (1ч. в неделю).

Целью: является изучение учащимися теоретических и прикладных основ анатомии, физиологии человека, подробнее курса анатомии нервной системы, дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности ЦНС

Задачи: сохранение здоровья человека, понимание сущности биологических процессов центральной нервной системы. Особое внимание уделяется строению и физиологическим процессам ЦНС. Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научной деятельности. Подготовка к самостоятельной исследовательской работе учащихся ,проведение исследований, имеющих практическое значение; реализация исследовательских проектов. Развитие у учащихся логического мышления, смысловой и механической памяти, воображения, совершенствование умений и навыков по анализу, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей между объектами, процессами, явлениями, проведению опытов, решению проблемных задач.

Содержание элективного курса «Центральная нервная система человека»

Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы.

Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем. Нервная ткань.

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС и сенсорных систем.

Общая характеристика нервной ткани.

2. Нейроны и их строение.

Нейроны. Тело нейрона. Отростки нейронов.  Классификация нервных клеток по количеству отростков

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания, выполнить лабораторную работу.

Классификация нейронов по выполняемым функциям.

Функции нейронов

4.Нейросекреторные клетки. Нейроглия.

Нейроглия и ее значение.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания, тест.

5.Нервные волокна, типы, значение.

Нервные волокна, их типа и значение

6. Нервы, их строение, типы, значение.

Нервы, их строение, значение, типы.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания.

7.Нервные окончания, их типы и значение.

Классификация нервных окончаний. Рецепторы и эффекторные нервные окончания.

8.Синапсы.

Синапсы: их типы и значение. Строение и функционирование синапса. Электрические синапсы.Нервно-мышечные соединения.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить задания.

9.Возбудимые ткани и их свойства.

Свойства возбудимых тканей. Мембранный потенциал покоя.

10.Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей.

Биоэлектрические явления, возникающие при возбуждении клетки. Реполяризация мембраны и значение этого процесса. Проводимость нервной ткани.

Контроль знаний:

ответить на вопросы, выполнить тест.

11.Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы.

Рефлекс и рефлекторная дуга.

12.Классификация рефлексов.

Классификация рефлексов.

Контроль знаний:

выполнить лабораторную работу №2, выполнить тест,

Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы.

13.Строение и функции спинного мозга.

Общие сведения о спинном мозге

14. Внутреннее строение спинного мозга.

Внутреннее строение спинного мозга. Функции спинного мозга.

 Контроль знаний: выполнить тест.

15.Головной мозг человека, строение.

16.Головной мозг человека, функции.

Общие сведения о головном мозге. Строение и функции продолговатого мозга. Строение и функции мозжечка. Строение и функции среднего мозга. Строение и функции промежуточного мозга.

 Контроль знаний: выполнить тест.

17.Строение большого (конечного) мозга.

Общие сведения о большом мозге. Строение полушарий большого мозга.

18.Функции большого (конечного) мозга.

Функциональные зоны коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий.

Контроль знаний: выполнить тест.

Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы

19. Периферическая нервная система.

Общие сведения о периферической нервной системе.

20.Спинномозговые и черепно-мозговые нервы.

Спинномозговые нервы. Черепные нервы.

Контроль знаний: ответить письменно на вопросы:

Чем образована периферическая нервная система?

Сколько насчитывается у человека спинномозговых нервов»

Сколько пар черепных нервов отходит от головного мозга  человека?

Какие из черепных нервов являются двигательными, какие – чувствительными, а какие смешанными?

Почему черепные нервы десятой пары получили название блуждающий нерв?

21.Вегетативная (автономная) нервная система.

Особенности строения вегетативной нервной системы. Части вегетативной нервной системы и их характеристика

22. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.

Эффекты симпатической и парасимпатической частей в организме.

Контроль знаний: выполнить тест.

Тема № 4. Органы чувств.

23. Органы чувств и сенсорные системы.

Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах).

24.Глаз человека – важнейший орган чувств.

Строение глазного яблока. Вспомогательные органы глаза.

 Контроль знаний: выполнить тест

25. Функции органа зрения.

Оптическая система глаза. Аккомодация. Дальнозоркость и близорукость. Светочувствительный аппарат глаза. Восприятие цвета.

26. Бинокулярное зрение и его значение.

Бинокулярное зрение и его значение.

 Контроль знаний: выполнить тест

27.Строение и функции органов слуха.

Слух. Строение и функции наружного уха. Строение и функции среднего уха.

 Строение и функции внутреннего уха.

28.Строение и функции органов равновесия.

Строение и функции органа равновесия.

 Контроль знаний: выполнить тест

29. Органы обоняния.

Строение и функции органа обоняния.

30. Органы вкуса и осязания.

 Строение и функция органа вкуса. Кожная чувствительность. Кожные анализаторы. Общие свойства анализаторов.

 Контроль знаний: выполнить тест

Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов.

31. Тест и задание по теме 5.

32. Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».

33. Обобщающее занятие.

34. Повторение.

Календарно - тематическое планирование элективного курса «Центральная нервная система человека»

№ занятия

Тема занятия

Дата

Примечание


Тема № 1. Общая анатомия и физиология центральной нервной системы



1

Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем.



2

Нервная ткань. Нейроны и их строение.



3

Классификация нейронов по выполняемым функциям.



4

Нейросекреторные клетки. Нейроглия.



5

Нервные волокна, типы, значение.



6

Нервы, их строение, типы, значение.



7

Нервные окончания, их типы и значение.



8

Синапсы.



9

Возбудимые ткани и их свойства.



10

Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей.



11

Рефлекс — главный принцип функционирования нервной системы.



12

Классификация рефлексов.




Тема № 2. Анатомия и физиология центральной нервной системы.



13

Строение и функции спинного мозга.



14

Внутреннее строение спинного мозга.



15

Головной мозг человека, строение.



16

Головной мозг человека, функции.



17

Строение большого (конечного) мозга.



18

Функции большого (конечного) мозга.




 Тема № 3.Анатомия и физиология периферической нервной системы



19

Периферическая нервная система.



20

Спинномозговые и черепно-мозговые нервы.



21

Вегетативная (автономная) нервная система.



22

Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.




 Тема № 4. Органы чувств.



23

Органы чувств и сенсорные системы.



24

Глаз человека – важнейший орган чувств.



25

Функции органа зрения.



26

Бинокулярное зрение и его значение.



27

Строение и функции органов слуха.



28

Строение и функции органов равновесия.



29

Органы обоняния.



30

Органы вкуса и осязания.




Тема №5. Значение органов чувств и анализаторов.



31

Тест и задание по теме 5.



32

Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»



33

Обобщающее занятие.



34

Повторение.



Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций.

Формы контроля:
- текущий контроль и тематический контроль (оценка ответов на письменные задания, выполнение практических заданий);

- итоговый контроль (оценка всех выполненных работ в ходе изучения курса- выполнение тестовых работ).

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Программа кружка предусматривает выполнение заданий, имеющихся в

контрольно-измерительных материалах ГИА.

Требования: понять взаимосвязь строения и функций органов нервной системы; требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач; охрана своего здоровья.

Литература:
Основная:
1. Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы М. «Вентана-Граф» 2008
Дополнительная:
1. Батуев Загадки и тайны психики. М. «Дрофа» 2003
2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология Т. 1-3 М. Мир 1996
3. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. Пособие для учащихся 8 – 9 классов М. «Вентана-Граф» 2000
4. Каменский А.А. Организм человека. Просто о сложном М. «Дрофа» 2007
5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология человека в вопросах и ответах. Саратов ИЦ Добродея, ГП Саратовтелефильм 1997




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!