СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучные основы психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучные основы психологии»

Естественнонаучные основы психологии.

ЦНС человека осуществляет 2 основные функции:

  1. Обеспечивает связь человека с объектами и явлениями окружающего мира.

  2. Регулируют и коорденируют деятельность всех органов человеческого тела.



Н ервная система


Центральная нервная система


Переферическая нервная система

- спинной мозг

- головной мозг

- нервные узлы

- нервные волокна (соеденяют ЦНС с рабочими органами)



Основной элемент нервной ткани – нервная клетка НЕЙРОН.





































В нейронах возникает особое возбуждение – биоток, который движется со скоростью 140 м\с. Наличие миелиновой оболочки не позволяет устремляться биотоку в разные стороны, она изолирует возбуждение.

Центральная нервная система:

  1. Спинной мозг.

- находится внутри позвоночного столба и представляет собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани.

- в нём расположены центры большинства безусловных рефлексов.

- регулирует работу внутренних органов, мускульные движения человека.

- в нём находятся пучки нервных волокон, по которым возбуждение передаётся от рабочего органа и обратно.

2. Головной мозг.

- скопление тел нервных клеток вместе с дендритами составляют его серое вещество, а скопление нервных волокон – белое вещество.

- находится в костной черепной коробке, во внутренней жидкой среде. Состоит из тех же веществ, что и другие ткани организма.

- снобжение питательными веществами получает через кровеносныекопиляры. Их общая протяженность в головном мозге 560 км. Поэтому мозг так чуствителен к перерывам снабжения кровью.

- средний вес мозга 1 кг. 400 г. Норма колеблется от 1-2 кг. Зависимости между весом мозга и степенью ума НЕТ.

Отделы головного мозга и их функции.















2. Процессы протекающие в коре больших полушарий головного мозга.

В головном мозге человека происходят сложные биохимические процессы. Из них выделяют 2 основных:

  1. Возбуждение

  2. Торможение.

Возбуждение связано с активной деятельностью коры. В его ходе образуются новые условные нервные связи.

Торможение направленно на прекращение возбуждения и блокирование временных связей. Он обеспечивает защитную функцию. Является необходимым условием для восстановления работоспособности клеток.

Существует 2 вида торможения:

  1. Внешнее (выступает, как результат действия внешне сильного раздражителя.Выражается в уменьшении эффективости или временном прекращении условной реакции). Особая форма внешнего торможения это охранительное торможение. Оно возникает под влиянием сверхсильного раздражителя, создающего сверхсильный очаг возбуждения в КБПГМ. Он перекрывает ранее существующий и создаёт в нём торможение, тем самым нервные клетки охраняются от срыва.(пощёчина женщине в истерике).

  2. Внутреннее (протекает подчиняясь внутренним психофизическим законам и связано с регулирующей и контролирующей функцией КБПГМ. Именно кора регулируя нагрузку клеток головного мозга вызывает тормозные процессы предотвращая разрушение нервных клеток от нагрузки. (сон при интенсивной работе, забывание в психотравмирующей ситуации).

Процессы возбуждения и торможения не протекают в коре хаотично, спонтанно. Они подчиняются законам ВНД.

Законы ВНД:

  1. Закон иррадиации и концентрации.



















Возникающее в КБПГМ возбуждение не останавливается на одном месте, а ирродиирует захватывая соседние отделы. Но дойдя до границ ирродиирующего очага, где возникает противоположный процесс торможения, возбуждение устремляется в центр и концентрируется. Процесс ирродиации идёт легче и быстрее, чем процесс концентрации, поэтому человек легче и быстрее расстраивается, чем успокаивается.

  1. Закон взаимной индукции.











Возникший в определённом участке процее индуцирует (вызывает) в соседних отделах КБПГМ противоположный процесс. Если возбуждение индуцирует торможение – это отрицательная индукция, а если торможение индуцирует возбуждение – это положительная индукция. Поэтому КБПГМ никогда не бывает в покое.

В процессе жизнедеятельности у человека формируется динамический стереотип.

Динамический стереотип – это система устойчивых временных нервных связей между очагами возбуждения и торможения в КБПГМ., формирующихся под воздействием повторяющихся условий и обеспечивающих устойчивые формы поведения личности.



Проработать материал с.13-18

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольногоотделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!