Естественнонаучные основы психологии.
ЦНС человека осуществляет 2 основные функции:
Обеспечивает связь человека с объектами и явлениями окружающего мира.
Регулируют и коорденируют деятельность всех органов человеческого тела.
Н ервная система |
Центральная нервная система | Переферическая нервная система |
- спинной мозг - головной мозг | - нервные узлы - нервные волокна (соеденяют ЦНС с рабочими органами) |
Основной элемент нервной ткани – нервная клетка НЕЙРОН.
В нейронах возникает особое возбуждение – биоток, который движется со скоростью 140 м\с. Наличие миелиновой оболочки не позволяет устремляться биотоку в разные стороны, она изолирует возбуждение.
Центральная нервная система:
Спинной мозг.
- находится внутри позвоночного столба и представляет собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани.
- в нём расположены центры большинства безусловных рефлексов.
- регулирует работу внутренних органов, мускульные движения человека.
- в нём находятся пучки нервных волокон, по которым возбуждение передаётся от рабочего органа и обратно.
2. Головной мозг.
- скопление тел нервных клеток вместе с дендритами составляют его серое вещество, а скопление нервных волокон – белое вещество.
- находится в костной черепной коробке, во внутренней жидкой среде. Состоит из тех же веществ, что и другие ткани организма.
- снобжение питательными веществами получает через кровеносныекопиляры. Их общая протяженность в головном мозге 560 км. Поэтому мозг так чуствителен к перерывам снабжения кровью.
- средний вес мозга 1 кг. 400 г. Норма колеблется от 1-2 кг. Зависимости между весом мозга и степенью ума НЕТ.
Отделы головного мозга и их функции.
2. Процессы протекающие в коре больших полушарий головного мозга.
В головном мозге человека происходят сложные биохимические процессы. Из них выделяют 2 основных:
Возбуждение
Торможение.
Возбуждение связано с активной деятельностью коры. В его ходе образуются новые условные нервные связи.
Торможение направленно на прекращение возбуждения и блокирование временных связей. Он обеспечивает защитную функцию. Является необходимым условием для восстановления работоспособности клеток.
Существует 2 вида торможения:
Внешнее (выступает, как результат действия внешне сильного раздражителя.Выражается в уменьшении эффективости или временном прекращении условной реакции). Особая форма внешнего торможения это охранительное торможение. Оно возникает под влиянием сверхсильного раздражителя, создающего сверхсильный очаг возбуждения в КБПГМ. Он перекрывает ранее существующий и создаёт в нём торможение, тем самым нервные клетки охраняются от срыва.(пощёчина женщине в истерике).
Внутреннее (протекает подчиняясь внутренним психофизическим законам и связано с регулирующей и контролирующей функцией КБПГМ. Именно кора регулируя нагрузку клеток головного мозга вызывает тормозные процессы предотвращая разрушение нервных клеток от нагрузки. (сон при интенсивной работе, забывание в психотравмирующей ситуации).
Процессы возбуждения и торможения не протекают в коре хаотично, спонтанно. Они подчиняются законам ВНД.
Законы ВНД:
Закон иррадиации и концентрации.
Возникающее в КБПГМ возбуждение не останавливается на одном месте, а ирродиирует захватывая соседние отделы. Но дойдя до границ ирродиирующего очага, где возникает противоположный процесс торможения, возбуждение устремляется в центр и концентрируется. Процесс ирродиации идёт легче и быстрее, чем процесс концентрации, поэтому человек легче и быстрее расстраивается, чем успокаивается.
Закон взаимной индукции.
Возникший в определённом участке процее индуцирует (вызывает) в соседних отделах КБПГМ противоположный процесс. Если возбуждение индуцирует торможение – это отрицательная индукция, а если торможение индуцирует возбуждение – это положительная индукция. Поэтому КБПГМ никогда не бывает в покое.
В процессе жизнедеятельности у человека формируется динамический стереотип.
Динамический стереотип – это система устойчивых временных нервных связей между очагами возбуждения и торможения в КБПГМ., формирующихся под воздействием повторяющихся условий и обеспечивающих устойчивые формы поведения личности.
Проработать материал с.13-18
Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольногоотделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.