Просмотр содержимого документа
«Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества»
Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа.
В.Я.Брюсов
Брюсов В.Я.
Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества
Три разные точки зрения на поэзию Тютчева :
Поэзия мысли
чисто художественная поэзия
Философская поэзия
о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира
сокровенное содержание его поэзии, которое вложено им в стихи «бессознательно», т. е. в силу тайной творческой интуиции
панславизм
«Смотри, как запад загорелся», «Море и утес», «Рассвет», «Ужасный сон отяготел над нами»
пантеизм
Подлинное бытие имеет лишь природа в ее целом. Человек – лишь «греза природы». Его жизнь, его деятельность – лишь «подвиг бесполезный»
Природа и Человек
- не только «блаженство», «прелесть», «обаяние» видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, святое.
- человек перед природой это «сирота бездомный», «немощный» и «голый».
- «Мыслящий тростник» – вот как определяет человека Тютчев
Чтобы победить в себе «злую жизнь», чтобы не вносить в мир природы «разлада», надо с нею слиться, раствориться в ней
Из противоположения бессилия личности и всемогущества природы возникает страстное желание хотя на краткое мгновение заглянуть в тайные глубины космической жизни, в ту ее душу, для которой все человечество – лишь минутная греза
тяготение Тютчева к «древнему родимому хаосу»
хаос
исконное начало всякого бытия, из которого вырастает и сама природа
Хаос – сущность
природа – проявление сущности
поэзия
Тютчева
Воспитана на образцах немецкой поэзии
Поэзия Тютчева ,
в лучших своих созданиях,
жива не метафорами и антитезами, как поэзия французская, но целостностью замысла и певучестью строфы , как поэзия немецкая .
Гейне,
Ленау,
Эйхендорф,
отчасти Шиллер
приемы творчества и приемы стиха
1 . полная параллель между явлениями природы и состояниями души.
2. Тютчев стремился определять предметы по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы «импрессионистическим», и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование, их магичность.
3 . сопоставление предметов, по-видимому, совершенно разнородных, и в стремлении найти между ними сокровенную связь (оксиморон).
4. внутренние рифмы и ассонансы
5. Тютчев -
мастер и родоначальник поэзии намеков.