Мысли мудрых « Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Василий Сухомлинский; « Читать и не понимать — то же, что совсем не читать». Ян Коменский; « Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Константин Ушинский; « Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» Джордж Карлин; « Не на пользу читать , коли вершки хватать» . русская народная пословица.
Методический семинар:
« Формирование навыков смыслового чтения посредством работы с текстом на уроках истории и обществознания».
Лис Лилия Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ Курагинской
СОШ № 3
Попасть в десятку !!!
В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской
Федерации на период до 2024 года:
Россия должна войти в топ-10 стран по уровню качества общего образования к 2024 году. Основным критерием, измерителем уровня грамотности школьников станет исследование PISA, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития.
«Следующая оценка PISA будет в 2022 году, ее пройдут дети, которые сейчас пошли в пятый класс,— сказала Ольга Васильева.— Нам нужно подготовиться». Причем в исследовании примут участие не менее 49 регионов.
2
Читать с мыслью….
Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские умения (PISA )
Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.осмыслить
и оценить
1.найти и
извлечь
(информацию)
2.интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)
содержание
форму
текста
текста
Смысловое чтение
ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается:
● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
● определение основной и второстепенной информации,
● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.
.
PIRLS
PISA
Чтение для обучения
Чтение для решения собственных задач
Обучение чтению
Смысловое чтение
Смысловое чтение как метапредметный результат формируется в основной школе: с 5-го класса по 9-й класс.
Смысловое чтение — один из важнейших метапредметных образовательных результатов
- Задача формирования смыслового чтения решается силами разных предметов.
- Важно понимать вклад каждого предмета в интегральный результат
Что и как читаем ?
Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу. Сенека
- Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
- Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Виды чтения:
- поверхностное читать или нет
- поверхностное
- читать или нет
Просмотровое чтение
- подробное извлечение и анализ информации
- подробное
- извлечение и анализ информации
Ознакомительное чтение
Изучающее чтение
- понимание смысла Более тщательное изучение
- понимание смысла
- Более тщательное изучение
Литературные источники
Интернет
Фрагменты документов
Картины,
рисунки,
карикатуры
Летописи и хроники
ТЕКСТЫ
Кино и фото документы
Мемуары и биографии
Мультфильмы
СМИ: пресса, телевидение
Диаграммы, таблицы, графики
Исторические карты, карты-схемы
Результаты соц. опроса
Особенности текста
- Содержание текстов выходит за рамки программы предмета (истории и обществознания);
- Понимание текстов базируется на опорных знаниях по предметам истории и обществознания;
- Соответствует возрастным особенностям учащихся;
- Содержание текстов интересно учащимся ;
- 2-3 разных текста , объединенных одной тематикой;
- наличие новых терминов .
Работа с текстом
Работа с текстом до чтения
Предположение о содержании текста по названию или понятию
Антиципация
Изучающее чтение
Составление схем, таблиц, конспектов
Работа с текстом после чтения
Отвечаем на вопросы
Применяем информацию из текста
Основные формы и методы работы с текстом:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них ( кубик Блума, простые и сложные вопросы для древа знаний, расположить вопросы согласно содержанию текста);
2. Комментированное или аналитическое чтение текста ;
3. Разбить текст на смысловые части или восстановить текст;
4. Составление тезисного плана или конспекта;
5. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
6. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста или найти самый интересный отрывок;
7. Составление логической схемы, кластера;
- Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
9. Преобразование информации из графика, статистической таблицы, диаграммы в текст;
10. Нахождение отрывка по рисунку, картине, карикатуре;
11. Найти отрывок который поможет найти ответ на вопрос ( «быстрая разведка»);
12. Составить текст по заданным словам или восстановить текст (заполнить пропуски);
13. Найти ошибки в тексте или составить текст с ошибками;
14. Задание на сравнение нескольких, разных текстов ( кейс-метод, ДМК);
15. Работа с музыкальным фрагментом;
16. Пересказ с позиции героя-очевидца;
17. Нарисовать рекламный плакат, подготовить видеоролик, презентацию;
18. Найти верные или неверные утверждения ( Данетка, крестики -нолики) или «+» и «-», привести аргументы «за» и «против»;
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Новый УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ « Виды межличностных отношений»
Рубрики учебника Обществознания
« Жил на свете человек», и «Путешествие в прошлое.
Стр. 55-53
ИСТОРИЯ Новый УМК под редакцией А.В. Торкунова.
ИСТОРИЯ «Северная война 1700-1721 г».
Воспоминания участников сражения шведов и русских, поэма А. С Пушкина «Полтава», мнения историков.
ИСТОРИЯ «Отечественная война 1812 г».
Дидактическая текстовая задача
- ТЕКСТ;
- задания 1 уровня ( общее понимание текста и ориентацию в тексте);
- задания 2 уровня (глубокое и детальное понимание содержания и формы текста);
- задания 3 уровня (использование информации из текста для различных целей.);
- критерии оценивания;
Литература
- https://www.kommersant.ru/doc/3677383
- https://moscowglobalforum.ru/upload/iblock/4fc/4fc7a977ea353a69b73af90be6de61c0.pdf
- http://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_3.pdf
- http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf
- http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf
- http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC_%D0%A0%D0%90%D0%9E_27_06_2018_%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_1.pdf
- http://www.centeroko.ru/reading/rl_pub.html
- http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Информационные источники
Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint
Фон http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129670_lliella_YBrickRd_paper7.jpg
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
На момент создания ресурса все ссылки являются активными