СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование навыков смыслового чтения посредством работы с текстом на уроках истории и обществознания».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с районного конкурса "Учитель года Курагинского района"

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков смыслового чтения посредством работы с текстом на уроках истории и обществознания».»

Мысли мудрых   « Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Василий Сухомлинский;  « Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».  Ян Коменский;  « Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».  Константин Ушинский;  « Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» Джордж Карлин;  « Не на пользу читать , коли вершки хватать» .  русская народная пословица.

Мысли мудрых « Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Василий Сухомлинский; « Читать и не понимать — то же, что совсем не читать». Ян Коменский; « Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Константин Ушинский; « Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» Джордж Карлин; « Не на пользу читать , коли вершки хватать» . русская народная пословица.

Методический семинар:   « Формирование навыков смыслового чтения посредством работы с текстом на уроках истории и обществознания».   Лис Лилия Александровна учитель истории и обществознания МБОУ Курагинской СОШ № 3

Методический семинар:

« Формирование навыков смыслового чтения посредством работы с текстом на уроках истории и обществознания».

Лис Лилия Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ Курагинской

СОШ № 3

Попасть в десятку !!! В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года: Россия должна войти в топ-10 стран по уровню качества общего образования к 2024 году. Основным критерием, измерителем уровня грамотности школьников станет исследование PISA, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития.   «Следующая оценка PISA будет в 2022 году, ее пройдут дети, которые сейчас пошли в пятый класс,— сказала Ольга Васильева.— Нам нужно подготовиться». Причем в исследовании примут участие не менее 49 регионов. 2

Попасть в десятку !!!

В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской

Федерации на период до 2024 года:

Россия должна войти в топ-10 стран по уровню качества общего образования к 2024 году. Основным критерием, измерителем уровня грамотности школьников станет исследование PISA, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития.

«Следующая оценка PISA будет в 2022 году, ее пройдут дети, которые сейчас пошли в пятый класс,— сказала Ольга Васильева.— Нам нужно подготовиться». Причем в исследовании примут участие не менее 49 регионов.

2

Читать с мыслью….   Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательские умения (PISA ) Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3.осмыслить и оценить 1.найти и извлечь (информацию)  2.интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)  содержание форму текста  текста

Читать с мыслью….

Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательские умения (PISA )

Опора на текст

Опора на внетекстовое знание

3.осмыслить

и оценить

1.найти и

извлечь

(информацию)

2.интегрировать и

интерпретировать

(сообщения текста)

содержание

форму

текста

текста

Смысловое чтение  ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается: ● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, ● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров, ● определение основной и второстепенной информации, ● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей, ● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. .

Смысловое чтение

ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения. Под смысловым чтением понимается:

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

определение основной и второстепенной информации,

свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

.

PIRLS PISA Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач Обучение чтению Смысловое чтение  Смысловое чтение как метапредметный результат формируется в основной школе: с 5-го класса по 9-й класс.      Смысловое чтение — один из важнейших метапредметных образовательных результатов Задача формирования смыслового чтения решается силами разных предметов. Важно понимать вклад каждого предмета в интегральный результат

PIRLS

PISA

Чтение для обучения

Чтение для решения собственных задач

Обучение чтению

Смысловое чтение

Смысловое чтение как метапредметный результат формируется в основной школе: с 5-го класса по 9-й класс.

Смысловое чтение — один из важнейших метапредметных образовательных результатов

  • Задача формирования смыслового чтения решается силами разных предметов.
  • Важно понимать вклад каждого предмета в интегральный результат
 Что и как читаем ?  Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.  Сенека Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Виды чтения:  поверхностное читать или нет поверхностное читать или нет Просмотровое чтение   подробное извлечение и анализ информации подробное извлечение и анализ информации Ознакомительное чтение  Изучающее чтение  понимание смысла Более тщательное изучение понимание смысла Более тщательное изучение

Что и как читаем ?

Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу. Сенека

  • Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
  • Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Виды чтения:

  • поверхностное читать или нет
  • поверхностное
  • читать или нет

Просмотровое чтение

  • подробное извлечение и анализ информации
  • подробное
  • извлечение и анализ информации

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

  • понимание смысла Более тщательное изучение
  • понимание смысла
  • Более тщательное изучение
Литературные источники Интернет Фрагменты документов Картины,  рисунки, карикатуры Летописи и хроники ТЕКСТЫ Кино и фото документы  Мемуары и биографии Мультфильмы СМИ: пресса, телевидение Диаграммы, таблицы, графики Исторические карты, карты-схемы Результаты соц. опроса

Литературные источники

Интернет

Фрагменты документов

Картины,

рисунки,

карикатуры

Летописи и хроники

ТЕКСТЫ

Кино и фото документы

Мемуары и биографии

Мультфильмы

СМИ: пресса, телевидение

Диаграммы, таблицы, графики

Исторические карты, карты-схемы

Результаты соц. опроса

Особенности текста - Содержание текстов выходит за рамки программы предмета (истории и обществознания); - Понимание текстов базируется на опорных знаниях по предметам истории и обществознания; - Соответствует возрастным особенностям учащихся; - Содержание текстов интересно учащимся ;  - 2-3 разных текста , объединенных одной тематикой; - наличие новых терминов .

Особенности текста

- Содержание текстов выходит за рамки программы предмета (истории и обществознания);

- Понимание текстов базируется на опорных знаниях по предметам истории и обществознания;

- Соответствует возрастным особенностям учащихся;

- Содержание текстов интересно учащимся ;

- 2-3 разных текста , объединенных одной тематикой;

- наличие новых терминов .

Работа с текстом Работа с текстом до чтения Предположение о содержании текста по названию или понятию Антиципация Изучающее чтение Составление схем, таблиц, конспектов Работа с текстом после чтения Отвечаем на вопросы Применяем информацию из текста

Работа с текстом

Работа с текстом до чтения

Предположение о содержании текста по названию или понятию

Антиципация

Изучающее чтение

Составление схем, таблиц, конспектов

Работа с текстом после чтения

Отвечаем на вопросы

Применяем информацию из текста

Основные формы и методы  работы с текстом:   1. Составление вопросов к тексту и ответы на них ( кубик Блума, простые и сложные вопросы для древа знаний, расположить вопросы согласно содержанию текста); 2. Комментированное или аналитическое чтение текста ; 3. Разбить текст на смысловые части или восстановить текст; 4. Составление тезисного плана или конспекта; 5. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц; 6. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста или найти самый интересный отрывок; 7. Составление логической схемы, кластера; Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

Основные формы и методы работы с текстом:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них ( кубик Блума, простые и сложные вопросы для древа знаний, расположить вопросы согласно содержанию текста);

2. Комментированное или аналитическое чтение текста ;

3. Разбить текст на смысловые части или восстановить текст;

4. Составление тезисного плана или конспекта;

5. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;

6. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста или найти самый интересный отрывок;

7. Составление логической схемы, кластера;

  • Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

9. Преобразование информации из графика, статистической таблицы, диаграммы в текст; 10. Нахождение отрывка по рисунку, картине, карикатуре; 11. Найти отрывок который поможет найти ответ на вопрос ( «быстрая разведка»); 12. Составить текст по заданным словам или восстановить текст (заполнить пропуски); 13. Найти ошибки в тексте или составить текст с ошибками; 14. Задание на сравнение нескольких, разных текстов ( кейс-метод, ДМК); 15. Работа с музыкальным фрагментом; 16. Пересказ с позиции героя-очевидца; 17. Нарисовать рекламный плакат, подготовить видеоролик, презентацию; 18. Найти верные или неверные утверждения ( Данетка, крестики -нолики) или «+» и «-», привести аргументы «за» и «против»;

9. Преобразование информации из графика, статистической таблицы, диаграммы в текст;

10. Нахождение отрывка по рисунку, картине, карикатуре;

11. Найти отрывок который поможет найти ответ на вопрос ( «быстрая разведка»);

12. Составить текст по заданным словам или восстановить текст (заполнить пропуски);

13. Найти ошибки в тексте или составить текст с ошибками;

14. Задание на сравнение нескольких, разных текстов ( кейс-метод, ДМК);

15. Работа с музыкальным фрагментом;

16. Пересказ с позиции героя-очевидца;

17. Нарисовать рекламный плакат, подготовить видеоролик, презентацию;

18. Найти верные или неверные утверждения ( Данетка, крестики -нолики) или «+» и «-», привести аргументы «за» и «против»;

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ   Новый УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Новый УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  « Виды межличностных отношений»   Рубрики учебника Обществознания  « Жил на свете человек», и «Путешествие в прошлое. Стр. 55-53

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ « Виды межличностных отношений»

Рубрики учебника Обществознания

« Жил на свете человек», и «Путешествие в прошлое.

Стр. 55-53

ИСТОРИЯ  Новый УМК под редакцией А.В. Торкунова.

ИСТОРИЯ Новый УМК под редакцией А.В. Торкунова.

ИСТОРИЯ  «Северная война 1700-1721 г». Воспоминания участников сражения шведов и русских, поэма А. С Пушкина «Полтава», мнения историков.

ИСТОРИЯ «Северная война 1700-1721 г».

Воспоминания участников сражения шведов и русских, поэма А. С Пушкина «Полтава», мнения историков.

ИСТОРИЯ  «Отечественная война 1812 г».

ИСТОРИЯ «Отечественная война 1812 г».

Дидактическая  текстовая задача  ТЕКСТ; задания 1 уровня ( общее понимание текста и ориентацию в тексте); задания 2 уровня (глубокое и детальное понимание содержания и формы текста); задания 3 уровня (использование информации из текста для различных целей.); критерии оценивания;

Дидактическая текстовая задача

  • ТЕКСТ;
  • задания 1 уровня ( общее понимание текста и ориентацию в тексте);
  • задания 2 уровня (глубокое и детальное понимание содержания и формы текста);
  • задания 3 уровня (использование информации из текста для различных целей.);
  • критерии оценивания;
Литература https://www.kommersant.ru/doc/3677383 https://moscowglobalforum.ru/upload/iblock/4fc/4fc7a977ea353a69b73af90be6de61c0.pdf http://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_3.pdf http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC_%D0%A0%D0%90%D0%9E_27_06_2018_%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_1.pdf http://www.centeroko.ru/reading/rl_pub.html http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

Литература

  • https://www.kommersant.ru/doc/3677383
  • https://moscowglobalforum.ru/upload/iblock/4fc/4fc7a977ea353a69b73af90be6de61c0.pdf
  • http://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_3.pdf
  • http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf
  • http://osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf
  • http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC_%D0%A0%D0%90%D0%9E_27_06_2018_%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_1.pdf
  • http://www.centeroko.ru/reading/rl_pub.html
  • http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Информационные источники Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint Фон http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129670_lliella_YBrickRd_paper7.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/  На момент создания ресурса все ссылки являются активными

Информационные источники

Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint

Фон http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129670_lliella_YBrickRd_paper7.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

На момент создания ресурса все ссылки являются активными


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!