Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Просмотр содержимого документа
«формирование артикуляционной моторики и мелкой моторики»
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет еткая, точная, координированная работа артикуляционных рганов, способность их к быстрому и плавному переключе-:ию с одного движения на другое, а также к удержанию за-анной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение наущений в работе артикуляционного аппарата, подготовка го к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных дви-;ений, объединение простых движений в сложные артикуля-ионные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивиду-[ьно, так и коллективно со всей группой или небольшими зд группами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно под
руководством дежурного ребенка;
в) с родителями дома.
Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
(. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
1. Упражнения для челюстей
Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
То же в быстром темпе.
Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
Повторяется первое упражнение.
II. Упражнения для губ
"Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
То же с сомкнутыми губами и зубами.
"Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение Улыбки" и "Трубочки". у
Вращательные движения губами.
Отставление нижней губы от зубов и десен.
Втягивание нижней губы внутрь рта.
III. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
"Болтушка" — движения языком вперед-назад.
"Часики" — движения языком вправо-влево.
"Качели" — движения языком вверх-вниз.
а) к верхней — нижней губе;
б) к верхним — нижним зубам;
в) к верхним — нижним альвеолам.
16. Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
"Лошадки" — щелкание языком.
"Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
19.. "Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
"Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
"Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
23. "Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твер
дому небу, боковые края языка прижаты к верхним ко
ренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
развитие мелкой моторики пальцев рук

![]()

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;
изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку,
рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включают
ся в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогул
ки;
и) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере ус-ноепия дети переходят к самостоятельному выполнению.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя или стоя)
I. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);
а) ладонями вверх;
б) ладонями вниз;
it) обеих рук одновременно; г) правой и левой по очереди.
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек. (Рис. 2)Рис.2
2 Вращение кистями рук (по 10 раз):
а) в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
в) наружу.
Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны".
\ Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):
а) одновременно;
б) правой, левой по очереди. (Рис. За)







