СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование артикуляционной моторики и мелкой моторики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Исследованиями института физиологии детей и подрост­ков АПН установлено, что уровень развития речи детей нахо­дится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Просмотр содержимого документа
«формирование артикуляционной моторики и мелкой моторики»

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет еткая, точная, координированная работа артикуляционных рганов, способность их к быстрому и плавному переключе-:ию с одного движения на другое, а также к удержанию за-анной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение на­ущений в работе артикуляционного аппарата, подготовка го к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных дви-;ений, объединение простых движений в сложные артикуля-ионные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствую­щих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.

  2. Систематической артикуляционной гимнастикой, предста­вляющей собой комплекс правильно выполняемых деть­ми, отработанных с логопедом артикуляционных упра­жнений. Основным назначением артикуляционной гим­настики является развитие, укрепление и совершенст­вование артикуляционной моторики.

Выполняется артикуляционная гимнастика как индивиду-[ьно, так и коллективно со всей группой или небольшими зд группами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;

б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно под
руководством дежурного ребенка;

в) с родителями дома.

  1. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

  2. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выпол­нения движений.

  3. Вначале артикуляционные движения выполняются медлен­но, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

  4. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно услож­няется и расширяется за счет вновь отобранных с логопе­дом упражнений.

(. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования арти­куляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гим­настики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

1. Упражнения для челюстей

  1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

  2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

  3. То же в быстром темпе.

  4. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

  5. Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

  1. "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

  2. То же с сомкнутыми губами и зубами.

  3. "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомк­нуты).


    9. Попеременное выполнение Улыбки" и "Трубочки". у

  1. Вращательные движения губами.

  2. Отставление нижней губы от зубов и десен.

  3. Втягивание нижней губы внутрь рта.

  1. III. Упражнения для языка

  2. (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

  1. "Болтушка" — движения языком вперед-назад.

  2. "Часики" — движения языком вправо-влево.

  3. "Качели" — движения языком вверх-вниз.

  1. а) к верхней — нижней губе;

  2. б) к верхним — нижним зубам;

  3. в) к верхним — нижним альвеолам.

  4. 16. Круговые движения языком:

  5. а) по губам;

  6. б) по зубам в преддверии рта;

  7. в) за зубами.

  1. "Лошадки" — щелкание языком.

  2. "Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, по­ложить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напря­жении похлопать по языку шпателем или пошлепать губа­ми).

  1. 19.. "Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка до­тронуться до кончика шпателем).

  1. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".

  2. "Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, бо­ковые края языка загнуть вверх.

  3. "Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:

  1. а) к верхней губе;

  2. б) к верхним зубам;

  3. в) к верхним альвеолам.

  4. 23. "Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твер­
    дому небу, боковые края языка прижаты к верхним ко­
    ренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

  5. развитие мелкой моторики пальцев рук


    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

  1. Исследованиями института физиологии детей и подрост­ков АПН установлено, что уровень развития речи детей нахо­дится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

  2. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важ­нейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребен­ка, способствующим улучшению артикуляционной мотори­ки, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

  3. Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

  2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мел­кой моторики рук, так называемая пальчиковая гимна­стика;

  3. игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;

  4. изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку,

  1. рисование карандашами и красками различными спо­собами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук проводится систематичес­ки по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

  2. а) упражнения для развития мелкой моторики включают­
    ся в занятия логопеда и воспитателей;

  3. б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогул­
    ки;

  4. и) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с ар­тикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями. В начале учебного года дети часто испытывают затрудне­ния в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражне­ния прорабатываются постепенно, вначале выполняются пас­сивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере ус-ноепия дети переходят к самостоятельному выполнению.

  5. Упражнения для пальчиковой гимнастики

  6. (выполняются сидя или стоя)

  7. I. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);

  8. а) ладонями вверх;

  9. б) ладонями вниз;

  10. it) обеих рук одновременно; г) правой и левой по очереди.

  11. Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек. (Рис. 2)Рис.2

  12. 2 Вращение кистями рук (по 10 раз):

  13. а) в правую, затем в левую сторону;

  14. б) вовнутрь (обеими кистями);

  15. в) наружу.

  16. Можно выполнять упражнения из положения "руки в сто­роны".

  17. \ Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

  18. а) одновременно;

  19. б) правой, левой по очереди. (Рис. За)