СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение в начальных классах способствует художественному развитию детей, совершенствованию их эмоциональной души. В процессе этой работы происходит развитие различных форм мышления (образного, ассоциативного, творческого, логического), коммуникативных качеств. Развиваются творческие способности и навыки у сильной речи. Развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников»



Литературное чтение в начальных классах способствует художественному развитию детей, совершенствованию их эмоциональной души. В процессе этой работы происходит развитие различных форм мышления (образного, ассоциативного, творческого, логического), коммуникативных качеств. Развиваются творческие способности и навыки у сильной речи. Развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово.

В основу современного содержания литературного чтения заложено развитие не только традиционных умений и навыков (речеведческих), но и таких, которые активизируют способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения, обогащают и развивают опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.

При выборе ведущих методов, характеризующих урок литературного чтения, за основу я взяла:

  1. Эмоционально-понятийный метод: выразительное чтение учителем произведения без какой-либо дополнительной работы разъяснительной работы учащихся на основе подражания.

  2. Объяснительное чтение: чтение произведения по частям с последовательным детальным разбором содержания по вопросам.

  3. Литературное чтение: чтение с элементами литературного анализа.

  4. Воспитательное чтение: чтение, предполагающее свободную беседу нравственно-эстетического плана.

  5. Чтение – рассматривание: чтение с целенаправленной опорой на информационно-справочный аппарат книги и ее художественно-графическое оформление.

  6. Метод творческого чтения, в основе которого может лежать любой из названных выше методов, но с целевой установкой на творческое воплощение прочитанной книги с обращением к аудитории, показом результатов.

Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.

Орудие речи – это язык, созданный и постоянно обогащаемый сотнями поколений народов. В литературном языке отразилась вся жизнь народа, его творца и хранителя, его обычаи, его радости и страдания, в нем весь мир природы. К.Д. Ушинский говорил, что язык народа – это лучший учитель, источник обогащения личности, красноречия, выразительности, дара сочинений, общей культуры.

Произведение художественной литературы способно гармонизировать личность ребенка-читателя. Очень важно эстетическое восприятие произведения. Оно всегда эмоционально и содержательно.

Эстетическое восприятие – всегда переживание: соучастие, сочувствие, эмоциональное ощущение произведения – высший критерий эстетического восприятия. Можно выделить следующие этапы эстетического восприятия:

  1. Эмоциональную отзывчивость, реактивность читателя.

  2. Способность наслаждаться произведением и переносить психологические мотивы на себя; на свой реальный жизненный опыт.

  3. Ощущение и понимания подтекста.

  4. Нравственно-эстетическую установку писателя.

Все это и предопределяет характеристику работы над произведением как труда и творчества души, всех духовных сил личности.

Опора литературного чтения – это воображение, формирование воображения, активизация психической деятельности ребенка.

Забота о чтении детей, об эстетическом восприятии как условии активного духовного становления личности ребенка – одна из замечательных традиций уроков литературного чтения.

Прошли многие тысячелетия, и литературный язык, отшлифованный тысячами поколений, отличается гибкостью, емкостью.

В литературной речи реализуется все богатство языка, все его выразительные возможности. Именно через уроки литературного чтения обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений.

Великий Сократ сказал своему ученику: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Чтобы научить человека ощущать богатство и величие русского языка, надо развивать его вкус, учить слышать музыку слова, прелесть русской природы, ощущение счастья от общения с ней дети особенно остро чувствуют, когда читают произведения мастеров слова. Человек любит природу, потому что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, это – неотъемлемая часть человеческой души.

Особенно велика роль в обогащении языка на уроках литературного чтения: работа с художественными средствами – метафорой, сравнением, эпитетами. Чтобы учащиеся четко представили себе их роль в художественном произведении, особенно в стихах, проводим такую работу: заменяем их реальным описанием.

Роль метафор, сравнение эпитетов становится более яркой и ясной, и дети стараются использовать их в своих сочинениях и творческих работах. Любуясь картинами родной природы, ребенок стремится передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи до сих пор живут с нами, многие из них мы поем.

Никакая поэзия, никакие стихи, как стих С. Есенина трогают душу, сердце истинно русского человека, россиянина.

  1. 1) самые трогательные; 2) задушевные; 3) правдивые; 4) лирические; 5) выразительные; 6) богатые красками; 7) богатые литературной композицией; 8) музыкальные; 9) полные любви; 10) удивительные и нежные; 11) родные.

  2. Стихи Есенина – источник, хранилище, кладезь настоящего русского языка.

  3. Художник рисует кистью, а С. Есенин словом, что ни стих, то шедевр, картина. За каждой строкой звучит русский задумчивый лирический напев.

Как важно и трудно добиться, чтобы каждое слово у ребенка начиналось в сердце. Убеждена, что чем раньше ребенок научится радоваться, удивляться всему живому, уметь любоваться красотой природы, понимать ее язык, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

И какие бы ни были новые технологии, методики, модернизации учебно-воспитательного процесса учащихся, ничто не заменит общение человека с поэзией.