СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формировать творческие способности старших дошкольников средством нетрадиционных видом конструктивной деятельности Оригами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Просмотр содержимого документа
«Формировать творческие способности старших дошкольников средством нетрадиционных видом конструктивной деятельности Оригами»


Формировать творческие способности старших дошкольников средством нетрадиционных видом конструктивной деятельности Оригами

Творческий отчет Степановой С.А.

О работе кружка «Волшебный квадратик»

                                                      Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                     Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                     Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                      И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.




 

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

В своей группе я занимаюсь с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги. Кружок работал в течение 2016- 2017 учебного года в МДОУ «ЦРР-детский сад №138». Кружок посещали 16 детей, в возрасте 5-6лет (старшая группа). Работа ведется по программе С. В. Соколовой «Оригами для дошкольников» используются технологии В. В.Воскобовича Складывание моделей из игры «Волшебный квадрат» Воскобовича.


Цель программы:

Ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

  • Расширять коммуникативные способностей детей.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми

Организация взаимодействия с детьми реализуется через:

  • Творческую мастерскую;

  • Индивидуальную работу;

  • Выставки детских работ и родителей.

Основными условиями реализации кружка «Волшебный квадрат» являются:

  • Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов.

  • Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений).

  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

  • Создание и обновление предметно-развивающей среды.



Работу кружка проводила 1раз в неделю, во 2-у половину дня. В зависимости от поставленных задач использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включало объяснение материала, но основное время отводилось практической работе. Еще с каждым ребенком работала индивидуально. Особое внимание уделяла освещенности помещения, знакомила детей с правилами безопасности труда. А так же проводила работу с родителями, давала необходимые консультации, беседы. Все это сопровождала наглядным  показом, практическими приемами.

Почему именно оригами? Целесообразность введения курса обосновывается двумя обстоятельствами: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

Затем ребенок встречается с бумагой — включается тактильное восприятие. Пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.

Готовая фигурка — это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.

Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.

Жил - был бумажный квадрат. Он был похож на своего друга "волшебного квадрата" Воскобовича. Лежали они на полочке в детском саду. А когда в детском саду происходят какие-нибудь события или праздники «волшебный квадрат» в умелых руках детей «превращается» в кого мы «захотим». Если праздник Новый год, то в деда мороза, если мамин праздник, то в цветок, папин праздник в рубаху с галстуком, весна пришла, квадратик превращается в птичку, первые цветы появились в подснежник, ярко солнце светит, квадрат превращается в солнышко, День победы из квадрата конструируем танк, самолет.

Совместное изготовление бумажных фигурок приносит радость взрослым и детям, способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Игрушки из цветной бумаги - это хорошие праздничные украшения и подарки.

При систематической работе – работа в кружке положительно сказалась на формировании  взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это полезное и увлекательное занятия для дошкольников, доставляет им радость.

 Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывает эффективность этого труда,  к концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.

 Практика показывает: дети, которые занимаются оригами, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.


Оценка результативности программы:


В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.


Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Учатся различным приемам работы с бумагой;

  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • Учатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

  • Познакомятся с искусством оригами;

  • Овладеют навыками культуры труда;

  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Таким образом, подводя итог работы кружка к концу года, я могу утверждать, что  благодаря оригами у детей  сформировались такие качества как:

  1. точность  

  2. согласованность движения кисти рук,

  3. ловкость движений пальцев,

  4. аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму.

  5. Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

  6.  Активизирует мыслительные процессы.

Дети быстро осваивают:

  • Геометрические фигуры.

  • Величину (большой - средний - маленький квадрат).

  • Вся программа построена на освоении геометрических фигур, преобразовании одних в другие, прибавляется творческий порыв детей, стремление очеловечить предметы.

  • Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.

  • Таким образом, я считаю, что занятия оригами очень полезны для детей.


Планирую продолжить работу кружка на следующий учебный год.

Интернет источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2012/08/29/programma-kruzhka-origami-volshebnyy-kvadratik

http://sundekor.ru/kursovaya-2/programma-kruzhka-origami-volshebnyi-kvadratik/



















Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами

«Волшебный квадратик» (старшая группа) за сентябрь 2016г. май 2017г.

п/п

Фамилия, имя ребенка

По образцу изготавливает несложные поделки.

Знает и называет геометрические фигуры.


Ориентируется на листе бумаги.


Умеет украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);

Добивается конечного результата;


Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

1

Асадова Уля

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

2

Асадова Фатя

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

Байсунгуров Рома

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

Бакулин Дима

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

5

Гафарова Полина

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

6

Жданкин Миша

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

7

Коновалова Вика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

8

Кулешова Соня

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

9

Лысенкова Алиса

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

Мальнева Аня

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

11

Муха Максим

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

12

Рябчикова Ульяна

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

13

Тур Стас

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

14

Чуприкова Лиза

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

Шадманов Я.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

16

Щуров Елисей

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

4.0


4.3

4.0

4.3

4.0

4.3

4.0

4.3

4.0

4.3

4

4.3

                                                                                       



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!