СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовая контрольная работа по биологии. 11 класс (естественнонаучный профиль)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обучающихся 11 класса естественнонаучного профила в качкстве итоговой работы. Годовая контрольная работа по биологии рассчитана на 2 варианта и постоена из заданий единого государственного экзамена различного уровня сложности. 

Просмотр содержимого документа
«Годовая контрольная работа по биологии. 11 класс (естественнонаучный профиль)»

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

11 КЛАСС (ПРОФИЛЬ).

ВАРИАНТ 1


  1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


  1. Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


  1. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения

Взаимодействие организмов в биогеоценозе

Цитология

Строение и функционирование клеток


4. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего.

1) Дельфиновые

2) Млекопитающие

3) Зубатые киты

4) Китообразные

5) Хордовые

6) Дельфин−белобочка


5. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего.

1) Растения

2) Кипарисовые

3) Хвойные

4) Секвойя

5) Голосеменные

6) Секвойя вечнозелёная


6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений.

 

(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.


7. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.

1) Она способствует появлению нового вида.

2) Она проявляется в меняющихся условиях среды.

3) Совершенствуется приспособленность особей к исходной среде.

4) Выбраковываются особи с отклонением от нормы.

5) Возрастает численность особей со средним значением признака.

6) Сохраняются особи с новыми признаками.


8. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.


9. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) ископаемые переходные формы

Б) гомологичные органы

B) рудименты

Г) единый план строения органов

Д) окаменелости

Е) атавизмы

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические


10. Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.

ЯВЛЕНИЕ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

1) популяционно-видовой

2) биоценотический


11. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО

ОТБОРА

А) существование раннецветущего и поздне-цветущего подвидов погремка

Б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем

В) увеличение числа тёмных бабочек в районах с сильным загрязнением воздуха

Г) постепенная редукция шёрстного покрова у тюленей

Д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой

Е) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах

1) движущий

2) стабилизирующий

3) разрывающий

12. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

СПОСОБ

А. разделение ареала исходного вида непреодолимыми преградами

Б. различные пищевые специализации в популяциях исходного вида

В. освоение популяциями новых территорий

Г. стабильность и неразрывность исходного ареала

Д. различные сроки размножения в популяциях исходного вида

1. экологический

2. географическое


13. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

ПРОЦЕСС

А) конечности медведки и кузнечика

Б) крылья птицы и бабочки

В) конечности крокодила и летучей мыши

Г) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина

Д) глаза осьминога и кошки

1) дивергенция

2) конвергенция


14. Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ЭВОЛЮЦИИ

А) крылья птиц и крылья стрекоз

Б) шипы розы и иголки кактуса

В) щупальца осьминога и гидры

Г) ласты кита и ноги лошади

Д) усик гороха и лист ромашки

1) аналогичные органы

2) гомологичные органы


15. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция


16. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы




17. Окислительно-восстановительная функция живого вещества в биосфере проявляется в

1) выделении кислорода в процессе фотосинтеза

2) образовании углекислого газа и воды из глюкозы в процессе дыхания

3) образовании отложений фосфора на дне водоёма

4) восстановлении углекислого газа до глюкозы в процессе фотосинтеза

5) превращении сероводорода в кристаллическую серу бактериями

6) выделении азота денитрифицирующими бактериями


18. Выберите три верных ответа из шести.

В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

1. зерноядные птицы

2. росомаха

3. сосна кедровая

4. горностай

5. соболь

6. кабарга


19. Выберите три верных ответа из шести.

Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?

1) божья коровка и жужелица

2) пшеница и сорное растение пырей ползучий

3) пеницилл и молочнокислые бактерии

4) маслёнок и сосна

5) рябина и дрозд-рябинник

6) муравей и тля


20. На коже и перьях птиц обитает множество видов микроскопических клещей. Анализ содержимого кишечника таких клещей показал, что часть видов употребляла в пищу масло, выделяемое копчиковой железой птиц. В кишечнике клещей других видов были обнаружены споры и гифы грибов, патогенных для птиц. Анализ третьей группы клещей подтвердил их питание слущивающимся эпидермисом, лимфой и межклеточной жидкостью птиц. Назовите формы взаимоотношений между птицами и тремя названными группами клещей. Ответ обоснуйте.































ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

11 КЛАСС (ПРОФИЛЬ).

ВАРИАНТ 2


  1. Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


  1. Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов окружающей среды. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


  1. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения

?

влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади

палеонтология

ископаемые останки животных


  1. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного. 

1) Насекомые

2) Животные

3) Двукрылые

4) Членистоногие

5) Дрозофилы

6) Дрозофила фруктовая


  1. Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. 

1) Цветковые

2) Одуванчик

3) Растения

4) Астровые

5) Двудольные

6) Одуванчик лекарственный


  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов растений. 

(1)В ходе эволюции растений происходили значимые изменения, сильно повышавшие приспособленность растений. (2) При выходе на сушу у растений сформировались механические и покровные ткани. (3) В дальнейшем появились корни. (4) Различная форма побегов и жизненных форм способствовала широкому распространению наземных растений. (5) Формирование семян и оплодотворение при помощи опыления позволили окончательно избавится от необходимости воды для размножения. (6) Различные формы и цвет цветков и плодов позволили освоить дополнительные экосистемы.



7. Укажите примеры идиоадаптаций

1) роющие лапы крота

2) длинный язык муравьеда

3) утрата пищеварительной системы цепнями

4) появление цветка у покрытосеменных

5) возникновение речи у человека

6) меняющаяся окраска хамелеона


8. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость


9. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические


10. Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.

СОБЫТИЕ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ

А) мутационный процесс

Б) сукцессия

В) внутривидовая борьба за существование

Г) образование пищевых цепей

Д) свободное скрещивание особей

Е) круговорот веществ

1) популяционный уровень

2) биогеоценотический уровень


11. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РЕЗУЛЬТАТ

ФОРМА

А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.

Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.

В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных.

Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.

Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.

Е) Сохранение фенотипов с крайними

отклонениями внутри одной популяции.

1) стабилизирующий

2) движущий

3) дизруптивный (разрывающий)


12. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) разделение по способу питания

Б) расширение ареала

В) разные сроки размножения особей внутри ареала

Г) возникновение преград, созданных внутри ареала вида человеком: автострады, водохранилища

Д) переселение части особей на другие территории

Е) расчленение территории горными массивами, реками

1) географическое

2) экологическое


13. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

ПРОЦЕСС

А) крылья птицы и бабочки

Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина

В) конечности медведки и кузнечика

Г) глаза осьминога и кошки

Д) конечности крокодила и летучей мыши

1) конвергенция

2) дивергенция


14. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.

ПРИМЕР

ОСОБЕННОСТЬ

А) предплечье лягушки и курицы

Б) ноги мыши и крылья летучей мыши

В) крылья воробья и крылья саранчи

Г) плавник кита и плавник рака

Д) роющие конечности крота и медведки

Е) волосы человека и шерсть собаки

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы


15. Выберите три верных ответа из шести. Широколиственному лесу, в отличие от пшеничного поля, присущи

1) изъятие части первичной продукции человеком

2) наличие только одного вида продуцентов

3) сбалансированный круговорот веществ

4) наличие нескольких ярусов продуцентов

5) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

6) разветвлённые пищевые сети








16. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) температура воздуха

2) загрязнение парниковыми газами

3) наличие неперерабатываемого мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода


17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.

1) транспортная

2) гравитационная

3) тектоническая

4) средообразующая

5) фотопериодическая

6) энергетическая


18. Выберите три верных ответа из шести.

Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?

1) ежа сборная

2) ёж европейский

3) косуля европейская

4) прыткая ящерица

5) полёвка обыкновенная

6) муха-журчалка


19. Выберите три верных ответа из шести.

Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения хищник-жертва?

1) волк и заяц

2) рыба и минога

3) человек и аскарида

4) наездник и личинка бабочки

5) тля и божья коровка

6) личинка комара и личинка стрекозы


20. В летние месяцы рыбалку на берегу озера лучше начинать на рассвете. Днём (особенно в солнечную погоду) клёв на прибрежном мелководье заметно ухудшается. Почему утром рыба плавает в основном у берега, а днём она уходит вглубь или в центр водоёма?


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!