СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по творчеству И.С.Тургенева. Рассчитан на эмоциональное восприятие "Стихотворений в прозе"Велась предварительная подготовка, отдельные  учащиеся  получили заранее опережающее задание.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе"»

Конспект урока по литературе в 10 классе .

Тема. И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Цели:

обучающие:

- познакомить учащихся с новым жанром в творчестве Тургенева;

- научить определять лексические, стилистические, синтаксические особенности, передающие авторскую мысль;

развивающие:

- развитие читательской культуры личности;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения;

воспитательные:

- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Задачи:

- подвести итоги изучения творчества писателя;

- определить жанровую специфику и особенности стихотворений в прозе;

- проанализировать стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»

Оборудование: презентация, портрет писателя, тексты стихотворения, раздаточные листы с заданиями.

СЛАЙД 1

Ход урока: Организационный момент. Подготовка тетрадей. Запись темы урока.

Слайд 2

(Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое...»)

Под звуки романса на стихи И.С.Тургенева мы тоже попробуем вспомнить и время былое, вспомнить и лица, давно позабытые...

Итак, сегодня у нас заключительный урок по творчеству И.С.Тургенева. До сих пор мы с вами говорили об этом великом писателе как о прозаике, авторе замечательных романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», авторе не менее знаменитых «Записок охотника».

А сегодня мы познакомимся с И.С.Тургеневым - автором прекрасных поэтических произведений.

Слайд 3

Учитель: «Стихотворения в прозе» справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творений, как бы вновь перечувствованные автором на склоне лет.

Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений Тургенев называл их иногда «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычайность жанра.



Писатель опасался, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы.

Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П.В.Анненков, выразив общее мнение читающей публики. А мы эти слова возьмем сегодня в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Ученик читает из воспоминаний:

М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И. С. Тургенева и его похоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошел ко мне навстречу.

Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом ее возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «… хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. «Это мои материалы, -заключил он, - они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю все это и отдам на хранение до моей смерти».

«Нет, Иван Сергеевич, - сказал я ему, - я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем все это теперь же». Недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им , как это всегда бывало с его рукописями.

Слайд 4

Учитель: Эти листки были заготовками к циклу «Стихотворения в прозе».

Послушаем рассказ о том, как И.С.Тургенев работал над этим циклом.

Ученик: Начиная с 1877 года Тургенев стал создавать «Стихотворение в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра.

Писатель пытался создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темы говорилось о жизни вселенной, о родине, о природе, о любви, о смерти, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время вовсе не помышлял о печатании их и не придавал им большого значения.

Дав им общее название «Старческое», он говорил, что пишет их не для печати, и только изредка читал их друзьям.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Бужи-вале М.М.Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и 51 стихотворение было опубликовано в журнале в 1882 году.

А в 1930 году было издано еще 31 стихотворение.

Учитель:

Круг тем, затронутых в стихотворениях, обширен:

  • тема героического подвига («Порог», «Чернорабочий и белоручка».)

  • размышляя о судьбе русского крестьянства, противопоставляя народ и городских людей,

  • писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Маша», «Два богача»).

  • писатель верит в великое будущее русского народа («Русский язык»), но он далек от идеализации народной жизни («Сфинкс»).

  • прибегая к фантастическим образам, видениям, Тургенев подчеркивает свой скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва»).

  • значительное место в стихотворениях занимают психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг»).

  • теме всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем»).

В 1882 году Тургенев озаглавил это собрание из 51 стихотворения словом «Senilia» (старческие).

Учитель: Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюр будет встречено так тепло. Вскоре они были переведены на французский язык Полиной Виардо, а затем были опубликованы и на другие европейские языки.

Общее настроение Тургенева в последние годы жизни становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», проникнутые усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительными мыслями о старости, о близкой смерти.

Сам Тургенев так определил свои стихотворения: «Это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они пользуются, когда пишут большую картину». В черновике было название «Стихотворения без рифмы и размера».



II. Работа с определениями.

Слайд 5

- Что же такое «Стихотворения в прозе»?

Запись в тетрадь.

Учитель: В критике, существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей: «Психологические замечания» Шопенгауэра, «Диалоги» Леопарди, «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера.Одно из к5оторых сейчас прозвучит в сокращении.

Ученик зачитывает

Шарль Бодлер .Anywhere out of the world . "Куда угодно, прочь от мира."

Жизнь - это больница, где каждый пациент страстно желает перелечь на другую кровать. Кому-то хотелось бы хворать у печки; другой уверен, что выздоровеет возле окна. Мне кажется, что я бы всегда чувствовал себя хорошо там, где меня сейчас нет; и вопрос о переезде туда - вот что я обсуждаю непрестанно в беседах с моей душой. "Скажи мне, бедная моя охладевшая душа, не думаешь ли ты пожить в Лиссабоне? Там должно быть жарко, и ты бы отогрелась там, как ящерица. Вот пейзаж, который пришелся бы тебе по вкусу, - свет и камень, и вода, где они отражаются". Моя душа не дает ответа.

"Или ты уже окоченела до такой степени, что только в своей боли находишь удовольствие? Если так, давай умчимся с тобою в те края, что сходны с царством Смерти. - Решено, бедная моя душа!

Наконец душа моя взрывается возмущением, и слова, что она выкрикивает мне, воистину мудры: "Не важно! не важно куда! все равно, лишь бы прочь из этого мира!"

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам…

И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Декабрь 1878

Учитель: А теперь прослушайте стихотворение Тургенева: Аудиозапись

СЛАЙД 6

Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа — вот, вот что нужно. Нет большей скорби (ит.). Июнь 1882

Учитель: Что объединяет эти два стихотворения?

СЛАЙД 7

Предполагаемый ответ: мотив жизни и смерти, гуманность человеческих отношений. И КОНЕЧНО ЖЕ …

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СО СЛАЙДА 7

Учитель: Приступая к анализу стихотворения в прозе, сформулируем основной вопрос урока.

СЛАЙД 8

- Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?

III. Коллективный анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы...».

СЛАЙД 9

(Чтение выразительное учителем)







1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

СЛАЙД 10

2. Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

СЛАЙД 11

3. И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

4. А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…

Как хороши, как свежи были розы…

5. Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

6. Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Учитнль: - Назовите мотивы стихотворения «Как хороши...»

(Стихотворение в прозе построено на антитезе: основные его мотивы - молодость и старость, жизнь и смерть).

- Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

(Мотив молодости, красоты, жизни проходит через все творчество Тургенева.

И почти в каждом его произведении постепенно, сначала еле слышно, а потом громче, начинает звучать мотив старости и смерти. В своих произведениях Тургенев пытается понять, что же такое смерть, почему она вызывает у людей страх и уважение одновременно, как принять и понять ее).

Групповая работа.



1 группа:

1. Каково строение стихотворения?

2. Каким настроением проникнуто содержание 1 абзаца?

3. Какие глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жестким, в результате чувство блаженства исчезает и сменяется чувство безнадежности?

4. Что вмещает в себя в стихотворении ЗИМА?

5. Что подчеркивается ТЕМНОЙ КОМНАТОЙ?

В этом стихотворении 6 абзацев.

Само строение первого абзаца создает ощущение музыки, медленного кружения в танце. Второй абзац контрастный - четкие, короткие фразы. Глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жестким, в результате чувство блаженства исчезает и сменяется чувство безнадежности. Зима - это зима не только в природе, это зима в жизни человека, это старость. Темная комната с единственной горящей свечой подчеркивает безысходность.

2 группа.

  1. Каково содержание 2 абзаца?

  2. Каковы образы?

  3. Какое создается ощущение ТЕМНОТОЙ?

  4. Каким настроением проникнуты строчки во 2 абзаце?

Во 2 абзаце рассказчик погружается в воспоминания, забывая обо всем. И снова ритм танца, тепло летнего вечера, запахи цветов, дивный облик молодой девушки. Теперь темнота создает ощущение романтического свидания, любви, надежды. Мечтательная интонация в первом абзаце сменяется на восторг во втором.

Группа 3.

  1. Каким настроением проникнуты 3, 4 абзацы?

  2. Каково влияние природы на человека?

  3. С какой целью автор два предложения заканчивает многоточием?

В настоящем настроение совсем иное. Сама природа воздействует на человека угнетающе: «мороз скрыпит и злится за стеною». Темнота, треск свечи, «беглые тени» на потолке - все это безрадостно, тоскливо, скучно. Два предложения заканчиваются многоточием, подчеркивая монотонность, недоговоренность, обрыв мысли.

Группа 4

  1. Через какие детали показана бурная, радостная жизнь?

  2. Для чего использовано много глаголов?

  3. Как заканчивается абзац?

  4. К какому выводу приходит лирический герой в последних строчках стихотворения? «И все они умерли... умерли...»

В 5-м - бурная, радостная, бьющая через край жизнь. «Веселый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - всё кружит героя, унося его в далекое, счастливое прошлое, во времена молодости, счастья. В этом абзаце всего три предложения. Два коротких, информационных, третье - поток воспоминаний, состоящий из перечисления портретных деталей, быстро сменяющихся картин. Использовано много глаголов. Интонация задыхающегося человека. Вдруг речь его обрывается. Многоточие.

В последнем абзаце цикл завершается. Сначала исчезает свет: гаснет свеча. Звуки становятся глуше. Остаются только ощущения: вздрагивает старый пес, зябнет хозяин. Холодно.

В шести предложениях использовано шесть многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли... умерли...» Последние многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода. Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы...»).



Учитель: Какой же вывод можно сделать, проанализировав это стихотворение?

( Для Тургенева такие понятия, как жизнь и смерть, молодость и старость неразделимы. Мгновенность прошедшей жизни осознается только в конце жизненного пути. Что остается в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько счастливых воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни.)

Учитель: Обратимся к основному вопросу урока: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?

( Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В них переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, - жизнь, молодость, красота, творчество - счастье; здесь - смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не примирившегося с болезнью, старостью, смертью. Это мысли писателя-философа, познавшего жизнь, но делающего очень конкретные, личные обобщения. Его переживания понятны любому человеку. В этом жанре он предстает перед нами, прежде всего как человек, а уже потом художник и философ.

Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.

Учитель: Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?

Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.

VI. Рефлексия урока.

1. Я на уроке узнал ________________________________________________________

2. Я испытал чувства _______________________________________________________

3. Я прочно усвоил(а), что такое _____________________________________________

4. Я сделал(а) вывод, что ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СЛАЙД 12

VII. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений в прозе

СЛАЙД 13








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!