Конспект урока по литературе в 10 классе .
Тема. И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Цели:
обучающие:
- познакомить учащихся с новым жанром в творчестве Тургенева;
- научить определять лексические, стилистические, синтаксические особенности, передающие авторскую мысль;
развивающие:
- развитие читательской культуры личности;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения;
воспитательные:
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи в условиях работы в группах.
Задачи:
- подвести итоги изучения творчества писателя;
- определить жанровую специфику и особенности стихотворений в прозе;
- проанализировать стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
Оборудование: презентация, портрет писателя, тексты стихотворения, раздаточные листы с заданиями.
СЛАЙД 1
Ход урока: Организационный момент. Подготовка тетрадей. Запись темы урока.
Слайд 2
(Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое...»)
Под звуки романса на стихи И.С.Тургенева мы тоже попробуем вспомнить и время былое, вспомнить и лица, давно позабытые...
Итак, сегодня у нас заключительный урок по творчеству И.С.Тургенева. До сих пор мы с вами говорили об этом великом писателе как о прозаике, авторе замечательных романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», авторе не менее знаменитых «Записок охотника».
А сегодня мы познакомимся с И.С.Тургеневым - автором прекрасных поэтических произведений.
Слайд 3
Учитель: «Стихотворения в прозе» справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творений, как бы вновь перечувствованные автором на склоне лет.
Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений Тургенев называл их иногда «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычайность жанра.
Писатель опасался, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы.
Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П.В.Анненков, выразив общее мнение читающей публики. А мы эти слова возьмем сегодня в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Ученик читает из воспоминаний:
М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И. С. Тургенева и его похоронах.
Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошел ко мне навстречу.
Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом ее возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «… хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. «Это мои материалы, -заключил он, - они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю все это и отдам на хранение до моей смерти».
«Нет, Иван Сергеевич, - сказал я ему, - я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем все это теперь же». Недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им , как это всегда бывало с его рукописями.
Слайд 4
Учитель: Эти листки были заготовками к циклу «Стихотворения в прозе».
Послушаем рассказ о том, как И.С.Тургенев работал над этим циклом.
Ученик: Начиная с 1877 года Тургенев стал создавать «Стихотворение в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра.
Писатель пытался создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.
В этих эскизах на самые разнообразные темы говорилось о жизни вселенной, о родине, о природе, о любви, о смерти, о подвиге, о дружбе.
Тургенев долгое время вовсе не помышлял о печатании их и не придавал им большого значения.
Дав им общее название «Старческое», он говорил, что пишет их не для печати, и только изредка читал их друзьям.
Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Бужи-вале М.М.Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и 51 стихотворение было опубликовано в журнале в 1882 году.
А в 1930 году было издано еще 31 стихотворение.
Учитель:
Круг тем, затронутых в стихотворениях, обширен:
тема героического подвига («Порог», «Чернорабочий и белоручка».)
размышляя о судьбе русского крестьянства, противопоставляя народ и городских людей,
писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Маша», «Два богача»).
писатель верит в великое будущее русского народа («Русский язык»), но он далек от идеализации народной жизни («Сфинкс»).
прибегая к фантастическим образам, видениям, Тургенев подчеркивает свой скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва»).
значительное место в стихотворениях занимают психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг»).
теме всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем»).
В 1882 году Тургенев озаглавил это собрание из 51 стихотворения словом «Senilia» (старческие).
Учитель: Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюр будет встречено так тепло. Вскоре они были переведены на французский язык Полиной Виардо, а затем были опубликованы и на другие европейские языки.
Общее настроение Тургенева в последние годы жизни становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», проникнутые усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительными мыслями о старости, о близкой смерти.
Сам Тургенев так определил свои стихотворения: «Это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они пользуются, когда пишут большую картину». В черновике было название «Стихотворения без рифмы и размера».
II. Работа с определениями.
Слайд 5
- Что же такое «Стихотворения в прозе»?
Запись в тетрадь.
Учитель: В критике, существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей: «Психологические замечания» Шопенгауэра, «Диалоги» Леопарди, «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера.Одно из к5оторых сейчас прозвучит в сокращении.
Ученик зачитывает
Шарль Бодлер .Anywhere out of the world . "Куда угодно, прочь от мира."
Жизнь - это больница, где каждый пациент страстно желает перелечь на другую кровать. Кому-то хотелось бы хворать у печки; другой уверен, что выздоровеет возле окна. Мне кажется, что я бы всегда чувствовал себя хорошо там, где меня сейчас нет; и вопрос о переезде туда - вот что я обсуждаю непрестанно в беседах с моей душой. "Скажи мне, бедная моя охладевшая душа, не думаешь ли ты пожить в Лиссабоне? Там должно быть жарко, и ты бы отогрелась там, как ящерица. Вот пейзаж, который пришелся бы тебе по вкусу, - свет и камень, и вода, где они отражаются". Моя душа не дает ответа.
"Или ты уже окоченела до такой степени, что только в своей боли находишь удовольствие? Если так, давай умчимся с тобою в те края, что сходны с царством Смерти. - Решено, бедная моя душа!
Наконец душа моя взрывается возмущением, и слова, что она выкрикивает мне, воистину мудры: "Не важно! не важно куда! все равно, лишь бы прочь из этого мира!"
Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам…
И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Декабрь 1878
Учитель: А теперь прослушайте стихотворение Тургенева: Аудиозапись
СЛАЙД 6
Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа — вот, вот что нужно. Нет большей скорби (ит.). Июнь 1882
Учитель: Что объединяет эти два стихотворения?
СЛАЙД 7
Предполагаемый ответ: мотив жизни и смерти, гуманность человеческих отношений. И КОНЕЧНО ЖЕ …
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СО СЛАЙДА 7
Учитель: Приступая к анализу стихотворения в прозе, сформулируем основной вопрос урока.
СЛАЙД 8
- Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?
III. Коллективный анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы...».
СЛАЙД 9
(Чтение выразительное учителем)
1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
СЛАЙД 10
2. Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
СЛАЙД 11
3. И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
4. А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…
Как хороши, как свежи были розы…
5. Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
6. Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
Учитнль: - Назовите мотивы стихотворения «Как хороши...»
(Стихотворение в прозе построено на антитезе: основные его мотивы - молодость и старость, жизнь и смерть).
- Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?
(Мотив молодости, красоты, жизни проходит через все творчество Тургенева.
И почти в каждом его произведении постепенно, сначала еле слышно, а потом громче, начинает звучать мотив старости и смерти. В своих произведениях Тургенев пытается понять, что же такое смерть, почему она вызывает у людей страх и уважение одновременно, как принять и понять ее).
Групповая работа.
1 группа:
1. Каково строение стихотворения?
2. Каким настроением проникнуто содержание 1 абзаца?
3. Какие глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жестким, в результате чувство блаженства исчезает и сменяется чувство безнадежности?
4. Что вмещает в себя в стихотворении ЗИМА?
5. Что подчеркивается ТЕМНОЙ КОМНАТОЙ?
В этом стихотворении 6 абзацев.
Само строение первого абзаца создает ощущение музыки, медленного кружения в танце. Второй абзац контрастный - четкие, короткие фразы. Глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жестким, в результате чувство блаженства исчезает и сменяется чувство безнадежности. Зима - это зима не только в природе, это зима в жизни человека, это старость. Темная комната с единственной горящей свечой подчеркивает безысходность.
2 группа.
Каково содержание 2 абзаца?
Каковы образы?
Какое создается ощущение ТЕМНОТОЙ?
Каким настроением проникнуты строчки во 2 абзаце?
Во 2 абзаце рассказчик погружается в воспоминания, забывая обо всем. И снова ритм танца, тепло летнего вечера, запахи цветов, дивный облик молодой девушки. Теперь темнота создает ощущение романтического свидания, любви, надежды. Мечтательная интонация в первом абзаце сменяется на восторг во втором.
Группа 3.
Каким настроением проникнуты 3, 4 абзацы?
Каково влияние природы на человека?
С какой целью автор два предложения заканчивает многоточием?
В настоящем настроение совсем иное. Сама природа воздействует на человека угнетающе: «мороз скрыпит и злится за стеною». Темнота, треск свечи, «беглые тени» на потолке - все это безрадостно, тоскливо, скучно. Два предложения заканчиваются многоточием, подчеркивая монотонность, недоговоренность, обрыв мысли.
Группа 4
Через какие детали показана бурная, радостная жизнь?
Для чего использовано много глаголов?
Как заканчивается абзац?
К какому выводу приходит лирический герой в последних строчках стихотворения? «И все они умерли... умерли...»
В 5-м - бурная, радостная, бьющая через край жизнь. «Веселый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - всё кружит героя, унося его в далекое, счастливое прошлое, во времена молодости, счастья. В этом абзаце всего три предложения. Два коротких, информационных, третье - поток воспоминаний, состоящий из перечисления портретных деталей, быстро сменяющихся картин. Использовано много глаголов. Интонация задыхающегося человека. Вдруг речь его обрывается. Многоточие.
В последнем абзаце цикл завершается. Сначала исчезает свет: гаснет свеча. Звуки становятся глуше. Остаются только ощущения: вздрагивает старый пес, зябнет хозяин. Холодно.
В шести предложениях использовано шесть многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли... умерли...» Последние многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода. Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы...»).
Учитель: Какой же вывод можно сделать, проанализировав это стихотворение?
( Для Тургенева такие понятия, как жизнь и смерть, молодость и старость неразделимы. Мгновенность прошедшей жизни осознается только в конце жизненного пути. Что остается в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько счастливых воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни.)
Учитель: Обратимся к основному вопросу урока: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?
( Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В них переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, - жизнь, молодость, красота, творчество - счастье; здесь - смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не примирившегося с болезнью, старостью, смертью. Это мысли писателя-философа, познавшего жизнь, но делающего очень конкретные, личные обобщения. Его переживания понятны любому человеку. В этом жанре он предстает перед нами, прежде всего как человек, а уже потом художник и философ.
Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.
Учитель: Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?
Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.
VI. Рефлексия урока.
1. Я на уроке узнал ________________________________________________________
2. Я испытал чувства _______________________________________________________
3. Я прочно усвоил(а), что такое _____________________________________________
4. Я сделал(а) вывод, что ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
СЛАЙД 12
VII. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений в прозе
СЛАЙД 13