Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биологии и литературы 11класс»
Урок биологии и литературы 11 класс
Тема: Творчество в жизни человека и общества.
Цели:
Образовательная.
Углубить понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты;
заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством.
Развивающая.
Продолжить формирование умений кратко высказывать мысль и доказывать её; сравнивать и анализировать тексты.
Воспитательная.
Формировать у учащихся нравственные качества души на примере творческих личностей; принимать участие в дискуссии, умение слушать, слышать, задавать вопросы, вступать в диалог и пробуждать воображение.
Тип урока: интегрированный, работа с использованием элементов методики обучения сочинению по ассоциативному воображению.
Творчество – это работа для души
Н. Сапунов
Ход урока.
Этап урока. Организационный.
Мотивация. Побуждение к действию.
Индуктор. Пробуждение воображения.
Вода – великая стихия.
Песня «Кто создан из камня» в исполнении Киры Малыгиной.
(В творческий процесс включаются учащиеся: они пишут смысловые ассоциации).
Индивидуальная работа. Творчество – изысканный вид наслаждения. (Раздаются карточки с заданиями для сбора материала для мини-сочинения "Слово о М.Цветаевой")
Карточка
Что для вас означает образ Марины Цветаевой?
Какие ассоциации возникают при прочтении стихотворений М. Цветаевой?
Попытайтесь составить план варианта мини- сочинения «Слово о Марине Цветаевой»
После чего учащиеся прослушивают работы одноклассников и записывают наиболее понравившиеся фразы и словосочетания для мини-сочинения.
Работа в парах. (Учащиеся отвечают на вопросы).
Что такое творчество и в чём оно проявляется?
Может ли прожить человек без творчества?
Какую роль играет творчество в жизни общества?
Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?
Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?
Просмотр презентации "Елабуга".
Анализ стихотворения "Деревья".
К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы – пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!
Зелёных отсветов рои…
Как в руки – плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
(Учащиеся пишут отклик на стихотворение, например)
Я – дерево, я – в листве.
Блики солнца, купаюсь в счастье.
Зелень трепет.
Навстречу боли неизбежной,
Назло Вселенной рвётся нежность,
Сквозь горечь, ржавь, тоску, бездомность,
Ревя навзрыд, сквозит бездонность.
Работа со стихотворением.
Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины.
Ржавый – август!
(Учащиеся пытаются представить образ человека по имени Август и составляют рассказы-характеристики)Август Мёбиус, математик, немецкий зоолог. Август Бебель, деятель германского рабочего движения. Август Кекуле, химик, открывший формулу бензола.Август Вейссман, немецкий эколог.
Работа над мини-сочинением "Слово о М. Цветаевой".
Марина Цветаева – царственная, свободная женщина, трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине, наша душа полна мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, готова строить свою судьбу.
Рефлексия. Синквейн.
Название.
Два прилагательных.
Три глагола.
Предложение.
Существительное.