СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Чисто там, где не мусорят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена исследовательская работа ученика 4 класса. 

Цель исследования: Определение количества бытовых отходов, которые накапливает один поселок за год, проведение анализа их влияния на экологическое состояние.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Чисто там, где не мусорят"»

Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение

«храбровская средняя общеобразовательная школа»









ЧИСТО ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА







Выполнили:

ученик 4 «А» класса

МБОУ «Храбровская СОШ»

Сторожук Илья



Руководитель:

Абраконова Маргарита Вячеславовна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

e-mail: [email protected].









пос. Храброво

2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть. ……………………………………………5

1.1 Виды отходов………………………………………………………….5

1.2 Использование отходов для самых различных целей ..……………6

1.3 Раздельный сбор отходов……………………………………………..7

1.4. Вред от мусора для планеты …………………………………………7

1.5. Пути уменьшения мусора ………………………………………….8

Глава 2. Практическая часть ……………………………………………8

2.1 Изучение ТБО в домашних условиях…..…………………………..8

2.2 Что разлагается быстрее всего?.........……………………………….10

Глава 3. Выводы…………………………………………………………13

Глава 4. Литература и интернет – источники…………………………..13

Приложения……………………………………………………………….14













Введение

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть еще природы храм–

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С.Смирнов

Актуальность Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух.

Проблема исследования

По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.
Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. 
Мы видим, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса и побережье Балтийского моря. Нас заинтересовало, куда же девается этот мусор? Что с ним происходит? Нам больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому мы решили провести исследование по этой проблеме.

Гипотеза исследования

Мусор при переработке может превратиться во вредные вещества, которые могут повредить человеку и природе.

Цель исследования:

Определение количества бытовых отходов, которые накапливает один поселок за год, проведение анализа их влияния на экологическое состояние.

Задачи исследования:

  • Познакомиться с данными в разных источниках по этой проблеме;

  • Изучить, что такое мусор, какие его виды существуют;

  • Выяснить, куда отвозят мусор мусоровозы;

  • Взвесить количество отходов, которые накапливаются в одной семье;

  • Вычислить среднее количество отходов для поселка за год;

  • Выявить влияние отходов на безопасность здоровья и экологическое состояние окружающей среды.

  • Выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;

  • Выяснить, как можно вторично использовать мусор.

  • Подготовить памятку о видах мусора, наиболее опасных для жизни.

  • Выполнить презентацию проекта;

  • Представить результаты проектно-исследовательской работы в классе;

  • Провести в школе конкурс плакатов – призывов « Сделай свой мир чище!»

Объект исследования

Твёрдо-бытовые отходы

Предмет исследования

Бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.



Сроки исследования

Ноябрь 2017 года - март 2018года

Методика исследования

  • поиск информации в интернете по проблеме, изучение литературы;

  • наблюдение;

  • опрос;

  • описание различных способов переработки мусора;

  • анализ полученной информации;

  • составление памятки.

Глава 1. Теоретическая часть

Чем больше город, тем больше в нем мусора, большая часть которого приходится на так называемые твердые коммунальные отходы (ТКО), или твердые бытовые отходы (ТБО) – то есть мусор из жилых помещений, то, что оставляем после себя мы с вами. Следовательно, чем больше в стране городов и чем больше в стране городских жителей, тем острее «мусорная проблема».

Но не только в больших городах существует эта проблема. И в маленьких посёлках она есть.

1.1 Виды отходов

Бытовые отходы – это более 85% всего мусора.

1. Синтетический мусор (бумага, древесина, фасовочные материалы).
2. Биологический (помои, остатки продуктов, кости).
3. Нефтепродукты (текстиль, резина, пластик).
4. Металлы.
5. Стеклянный мусор.

Биологические отходы

Биологические отходы – это мусор естественного происхождения, перерабатывающийся в природной среде за определенное время.  

Промышленные отходы

Промышленные отходы – это остатки строительных материалов после ремонтных работ, металлолом, опилки, непригодные детали и запчасти на устройства, бракованные вещи из резины или пластика, строительные краски и лаки, покрытия.

 Радиоактивные отходы

К радиоактивным отходам относятся химические вещества.

 Медицинские отходы

В данную группу входят непригодные для использования бинты, марля, гипс, просроченные лекарства.

1.2 Использование отходов для самых различных целей

Далеко не всякий мусор можно переработать. Между тем что-то делать с горами твердых коммунальных отходов (ТКО) нужно прямо сейчас (рис.1). А чтобы выбрать из разных способов использования, нужно знать их плюсы и минусы.

Мусоросжигание 
Недостаток мусоросжигания заключается в том, что при горении образуются шлак и зола. А еще выбрасываются в воздух оксид и диоксид азота, аммиак, оксиды металлов и бензол. 

Складирование твердых коммунальных отходов на полигонах 
В нашей стране свыше 90% твердых коммунальных отходов отправляют на полигоны ТКО. Мусор из посёлков Матросово и Храброво вывозят на Гвардейский полигон.

Полигоны вредят окружающей среде потому, что захороненные отходы разлагаются и выделяют биогаз, кроме того, на полигонах возникают очаги самовозгорания, загрязняющие атмосферу продуктами горения ТКО.



В результате загрязнения атмосферы в ходе эксплуатации полигонов ТКО повышается риск развития заболеваний органов дыхания, иммунных и онкологических заболеваний, возникновения пороков развития.

1.3 Раздельный сбор мусора

Получить выгоду от отходов возможно только при раздельном сборе мусора. Для Европы и других стран селективный сбор отходов уже давно норма. Разноцветные мусорные контейнеры стоят и прямо на улицах, и на площадках для сбора бытовых отходов.
Некоторые страны уже перерабатывают до 70% отходов, а у нас в стране — меньше 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод.

1.4 Вред от мусора для планеты

А чем же может навредить мусор?
1. Пластик может разлагаться миллионы лет, выделяя при этом в атмосферу различные вредные вещества.
2. При сжигании мусора образуются:
а) тяжёлые металлы, которые разрушают озоновый слой планеты;
б) ядовитый дым попадает в лёгкие человека и животных, проживающих в непосредственной близости от свалки, и наносит непоправимый вред здоровью;
в) продукты разложения пластика поднимаются в атмосферу и впоследствии выпадают обратно на Землю в виде кислотных дождей.
3. Использовать землю, на которой была свалка отходов жизнедеятельности человека невозможно — в почве накапливается огромное количество веществ, препятствующих росту растений.

 1.5 Пути уменьшения количества мусора:

Вот простые и нехитрые рекомендации, выполнение которых позволит резко уменьшить количество мусора на нашей планете.
1. Вещь можно выбросить только тогда, когда она окончательно сломалась или совершенно перестала быть необходимой. Приобретать новый продукт только из-за того, что он чуть-чуть совершеннее старого, не нужно.

2. Вещи, которые в один момент стали ненужными, можно подарить или продать кому-то, кому они нужны.

3. Если срок годности продукции истёк или она окончательно перестала выполнять свои функции, сдавать её на переработку.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Изучение ТБО в домашних условиях


Длительность проекта - 21 день.

Цель проекта - выяснение ситуации с ТБО у себя дома и обозначение пути улучшения на уровне семьи

Оборудование: весы, целлофановые пакеты, коробки для разных групп отходов.

Я объяснил свои домашним необходимость и содержание проекта, убедил их в важности участия каждого члена семьи в проекте.

Подписал пакеты, повесил их рядом с мусорным ведром с помощью липкой ленты.

Условные обозначения:

В1- вес отходов за 1 неделю

В2+В3 - вес отходов за 2 и 3 недели

К- количество человек, проживающих в доме.

О - среднее количество отходов в год на одного члена семьи

1-я неделя (7 дней)


Определение количества отходов

Проживает моя семья в сельской местности, есть подсобное хозяйство. В моем доме проживает 7 человек. Из них двое детей-дошкольников, и один школьник.

Мусор выбрасывается в мусорные пакеты, поэтому взвешивать мусорное ведро не было необходимости; вес пакета с мусором заносили в графу протокола «Вес отходов». Пищевые отходы использовались для корма домашних животных.

В конце недели подсчитали количество отходов, которые образовались в нашей семье за неделю.

Табл.№1

21.11.2017г.

23.11.2017г.

26.11.2017г.

1400 г

1700 г

2600 г

Вес отходов за 1 неделю (В1)

5700г

2-я и 3-я недели

Табл.№2

Вид отходов

Вес группы за 2 недели

Примеры выброшенных вещей

Бумага

1600г

Листы бумаги, фантики

Пластик

4100г

Бутылки из-под молока, масла, кефира, машинки сломанные

Стекло

800г

Банки, стакан

Прочее

8300г

Металлические консервные банки, шкурки от мандаринов

Вес отходов за 2 и 3 недели (В2+В3)

14800г

Подсчитали среднее количество отходов в год на одного члена семьи (О) по результатам трех недель:

О = В1+В2+В3 х 52 недели/ год = 50762г = 50 кг 762г.

К х 3

В результате жизнедеятельности всей семьи из семи человек в год приходится: 50762 х 7 = 355334г = 355 кг.

В нашем посёлке проживает около 250 семей. Подсчитав количество производимого всеми мусора за год, получилось внушительное число: примерно 88750 кг.

Вывод: в доме накапливается больше всего бытового мусора (бутылки из-под молока, масла, кефира, машинки сломанные, банки, стакан, металлические консервные банки, шкурки от мандаринов, бумага, газеты).

2.2 Практическая работа «Что разлагается быстрее всего?»

Сроки проведения: две недели.

Цель работы:

определение времени разложения различных материалов.

Инструменты и материалы:

прозрачные банки с завинчивающимися крышками, почва, различный мусор (сердцевина яблока, кожура банана, кожура картофеля, яичная скорлупа, газета, полиэтиленовый пакет, бумажный пакет), перчатки, совок.

Гипотеза – предположение: сначала разложится в земле яблоко, потом кожура банана, затем кожура картофеля, бумажный пакет, газета, яичная скорлупа, а полиэтиленовый пакет совсем не разложится.

Ход эксперимента:

Первый день: закладка материалов для наблюдения (рис.2, 8)

Второй день: кожура картофеля позеленела, кожура банана стала коричневой, газета стала влажной, сердцевина яблока пожелтела, бумажный пакет стал влажным, а пакет и яичная скорлупа не изменились.

Третий день: кожура картофеля побелела, кожура банана почернела, газета потемнела, сердцевина яблока и бумажный пакет почернели, а полиэтиленовый пакет и скорлупа остались без изменений.

Четвертый день: кожура картофеля, бумажный пакет, газета и яичная скорлупа, сердцевина яблока, полиэтиленовый пакет без изменений, кожура банана стала черной.

Пятый день: кожура картофеля, кожура банана, бумажный пакет, газета и яичная скорлупа стали мокрыми, сердцевина яблока полупрозрачная, полиэтиленовый пакет без изменений.

Восьмой день: сердцевина яблока стала зеленой, банановая кожура разложилась, все остальное без изменений (рис. 3 - 7)

Девятый день- тринадцатый день: все без изменений.

Четырнадцатый день: кожура картофеля стала темной бело-зеленой, сердцевина яблока стала зеленой, все остальное без изменений.

Вывод: моя гипотеза не подтвердилась. В первую очередь разложилась кожура банана, полиэтиленовый пакет не изменился совсем.


Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины « сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Виды мусора и сроки его разложения:

Помет животных – до 10 дней
Пищевые отходы – от 10 дней до 1 месяца (или 1-2 недели в летнее время)
Бумажное полотенце – 2-3 недели
Банановая кожура – 2- 3недели
Бумажный пакет – 1 месяц
Листья, семена, веточки – от 1 месяца до 1 сезона
Газетная бумага – от 1 месяца до 1 сезона
Огрызок от яблока – 2 месяца
Апельсиновая кожура – 6 месяцев
Картонные коробки – до 1 года
Веревка – 1-1,5 года
Бумага – 2 года
Изделия из натуральных тканей – 2-3 года
Шерстяной носок – 1-5 лет
Коробка из-под молока – 5 лет
Крупные ветки – до 10 лет
Доски деревянные – до 10 лет
Железная арматура – до 10 лет
Железные банки – до 10 лет
Окурок – 10-12 лет
Железо – несколько десятков лет (1 мм в глубину за 10-20 лет)
Синтетическая ткань, кожаная обувь – до 40 лет
Пенопластовый стакан – 50 лет
Жестяная банка – до 90 лет
Фольга – до 100 лет
Обломки кирпича, бетона – до 100 лет
Авто аккумуляторы – до 100 лет
Металлические изделия – 100 лет и более
Электрические батарейки – до 100 лет
Резиновые покрышки – более 100 лет
Пластиковые бутылки – более 100 лет
Полиэтиленовая пленка – 200 лет
Одноразовый подгузник – 500 лет
Алюминиевые банки – 500 лет
Стекло – более 1000 лет

Конечно, все эти данные скорее ориентировочные. Так как, например, пищевые отходы бывают разные. Кроме того, срок разложения зависит от местонахождения мусора (под землей, на поверхности или вообще в воде), от температуры и влажности и т. п.





Глава 3. Выводы

Результаты моего исследования показывают, что моя гипотеза подтверждается. Самые распространенные способы переработки мусора – хранение на свалке и его сжигание могут навредить природе. Самым лучшим способом избавления от мусора является его переработка.

Главная цель нашей работы – обратить внимание на чрезвычайную важность и актуальность проблемы отходов и изменить свое отношение к мусору. Не бросайте окурки и мусор себе под ноги, убирайте за собой после пикника, сортируйте мусорные отходы, не кидайте бутылки или банки в водоемы! Подумайте о том, что позже вы сами или ваши дети могут порезаться об осколки! 

Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?

Глава 4. Литература и интернет источники


http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/

http://m-trans.msk.ru/problemy-s-musorom-v-rossii/

https://www.nkj.ru/open/31823/

https://7dach.ru/NatashaPetrova/musor-razdelyay-i-vlastvuy-154990.html

http://www.mirprognozov.ru/prognosis/climate/zagryaznenie-planetyi-musorom-globalnaya-problema/

http://www.pochitat.com/skolko-let-razlagayutsya-raznyie-vidyi-musora.html



Приложение 1

Рис.1

Рис. 2

Рис.3 кожура банана


Рис.4 картофельная очистка




Рис.4 полиэтиленовый пакет



Рис.5 бумага




Рис.5 газета




Рис.6 сердцевина яблока


Рис.7 яичная скорлупа



Рис.8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТКА

18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!