Д. А. Бестолков
ТОГАОУ СПО «Промышленно – технологический колледж»
E-mail: [email protected]
Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста
В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию, горящий «творческим огнем». Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость перехода образовательной парадигмы от учебно-образовательной, к научно-образовательной, направленной на интеллектуальное развитие будущих специалистов, что ведет за собой и изменение методологической основы образовательных учреждений.
В качестве такой основы вызывает интерес обучающее – исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в научно - исследовательскую деятельность, то есть в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально - производственной и научной сфере» [1]. Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции.
Исследования в области коммуникативной, социальной и многих других компетенций проведены такими учеными как Д.А. Иванов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, но вопросам исследовательских компетенций внимания уделено недостаточно. При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы [2].
Что же представляет собой исследовательская деятельность? Леонтович А.В. считает, что исследовательская деятельность — деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Алексеев Н.Г., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3].
Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: ·
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с соответствующей литературой;
Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:
выполнение лабораторных работ;
написание рефератов;
участие в предметных олимпиадах;
подготовка докладов;
выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;
курсовые, дипломные работы и проекты [4].
Способность студентов к творческой деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя [1]. Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой.
Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе деятельности СНО решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций. Основными целями деятельности СНО в промышленно – технологическом колледже города Мичуринска, являются выявление талантливой молодёжи и повышение уровня подготовки специалистов среднего звена. В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности СНО мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов.
Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.
Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений М.: Академия, 2007. 128 с.
2. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. 2003. № 7. С. 41—44
3. Исследовательская деятельности учащихся: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2003. 110 с.
4.Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. 2005. № 1. С. 30—33.