Выступление на секции математиков районного методического объединения
ТЕМА:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Подготовила: учитель
математики МОУ
«Прудищинская СШ»
ЛОПАТИНА И. П.
2010 – 2011 учебный год.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому, при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как использование исторических фактов, легенд на уроках математики, знакомство с биографиями учёных, их открытиями, их работами.
Всё это углубляет и расширяет знания учащихся, повышает интерес к предмету.
Предлагаемый учащимся материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.
Любое сообщение, информация должны быть всегда интересны учащимся. Тогда оно принесёт им полное удовлетворение, если будет опираться на потребности самого ученика, найдёт отклик в его чувствах, положительных эмоциях.
Но неправильно основывать включение исторических фактов в контекст урока математики только на принципе занимательности. Эта информация должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по поиску, подбору интересных исторических фактов, той или иной информации.
В этой работе ученик использует дополнительную литературу, изучает отдельные математические термины и т.д.. и эта работа его должна учитываться при выставлении общей оценки по математике в конце четверти или учебного года.
Использование исторических фактов, исторических сведений о математике и математиках на уроках математики становится дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимании учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний.
Использование исторических фактов позволяет учащимся более сознательно овладеть системой математических знаний и умений; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету; позволяет помочь ученику оценить свой потенциал.
Использование исторических фактов, анекдотов, легенд позволяет привлечь к изучению математики детей, у которых интерес к математике, как предмету школьной программы, пропал.
Дети, слушая учителя или выступления других детей, сами пытаются подготовить выступления о каком-то факте, или о ком-то из математиков. Так, постепенно заинтересовывая, я стараюсь добиться более активного участия в работе на уроках математики, развивать познавательный интерес, мышление учащихся.
Так, на уроках рассматриваю такие темы:
Как считали на Руси в старину ( V-VI классы, десятиминутки).
Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика» (V-VI классы,десятиминутки).
Примерное содержание:
Что нам известно о Л. Ф. Магницком?
Его работа в математико-навигацкой школе.
Происхождение его фамилии.
Что это за книга, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами
своей учёности»? Исключительная роль «Арифметики» Магницкого в математическом образовании в России.
Чтение отрывков из этой книги. Беглый обзор её содержания. Можно рассмотреть некоторые задачи из «Арифметики» Магницкого.
Н. И. Лобачевский – крупнейший русский математик.
( VII-VIII классы – десятиминутки;
IX-XI классы – доклады ).
Примерное содержание:
Биографические сведения о Н. И. Лобачевском. Лобачевский как общественный деятель, как педагог; его общественные взгляды.
Открытие Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии; отношение современников к открытию; роль этого открытия в истории науки.
О способе Лобачевского численного решения алгебраических уравнений.
Пифагор – великий математик
( V-XI классы – десятиминутка; VIII- доклад)
Примерное содержание:
Творец математической школы Древней Греции;
В основе мира лежит - число.
Египетский треугольник.
Теорема Пифагора. Разные способы доказательства.
И когда дети слышат, что в средние века, человек, умевший доказать теорему Пифагора, получал звание доктора математики - то у них головы сразу поднимаются кверху.
С. В. Ковалевская – первая русская женщина – математик.
( V-XIклассы – десятиминутка).
Ф. Виет
( VII-IX классы – десятиминутка)
Примерное содержание:
Риторическая алгебра до Виета. Виет и алгебраическая
символика.
Жизнь адвоката и любителя математики Франсуа Виета ( основные факты).
Формулы Виета для корней уравнения второй степени и более высоких степеней.
Виет и задача Аполлония о касании кругов.
П. Ферма
(VIII-IX классы)
Примерное содержание:
Что известно о жизни Тулузского юриста Пьера Ферма?
Теорема, которую ещё никто не доказал и не опроверг (последняя теорема Ферма).
Другие научные результаты Ферма по теории чисел.
Ферма и зарождение метода координат.
Принципа Ферма в оптике.
Р. Декарт
И. Ньютон как математик.
К. Ф. Гаусс.
Э. Галуа.
( X-XI классы, десятиминутка).
Примерное содержание:
Детские и студенческие годы Галуа. Судьба его первых рукописей.
Галуа – революционер.
Смерть в 20 лет.
Теория групп, созданная Галуа, и задача разрешимости уравнения в радикалах.
Значение теории групп и её обобщений в современной математике.
Н. Винер.
( IX-XI классы, десятиминутка)
Примерное содержание:
Биографические сведения.
Винер и кибернетика.
Другие работы Винера.
Этот список можно продолжать. Необходимо самому
Учителю определиться, найти систему в преподнесении материала детям.
При наличии благоприятных условий желательно ознакомить учащихся с «решетом Эратосфена» ( 6 класс, его можно сделать); Паскалем – изобретателем механической счётной машины; вопросом постепенного изменения русских названий математических понятий и т.д.
Можно ознакомить учащихся с биографиями видных математиков нашей страны. Для этой цели можно воспользоваться книгой В. Д. Чистякова «Рассказы о математиках».
Можно заслушать сообщения о математики у отдельных народов, например, «Индийская математика», «Математика у древних греков» и т.д.
Некоторые сведения для таких бесед можно почерпнуть из энциклопедических справочников.
Всё это позволяет заинтересовать детей математикой, оценить возможности овладения ею с точки зрения дальнейшей перспективы.