Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс
Часть А
А1.Биология- это наука о:
А) зелёных растениях; Б) живых организмах; В) горных породах; Г) планете Земля.
А2.Численность растений, длину стебля можно узнать, используя метод:
А) наблюдения; Б) рассматривания; В) измерения; Г) эксперимента.
А3.Прозрачная оболочка растительных клеток содержит:
А) вакуоль; Б) цитоплазму; В) целлюлозу; Г) ядрышко.
А4.Зелёные пластиды называют:
А) хромопластами Б) лейкопластами В) пигментами Г) хлоропластами.
А5.Неорганическими веществами клетки являются:
А) углеводы Б) вода В) белки Г) жиры.
А6.Организмы, не имеющие ядра являются:
А) водорослями Б) мхами В) грибами Г) бактериями.
А7.Ядовитый гриб – это:
А ) сыроежка Б) лисичка В) мухомор Г) маслёнок.
А8.Водоросли являются низшими растениями, так как они не имеют:
А) ядра в клетке Б) органов и тканей В) клеточной стенки Г) пигмента хлорофилла.
А9.У голосеменных в отличии от мхов есть:
А) плоды Б) семена В) цветки Г) стебли.
А10. Общими признаками голосеменных растений и покрытосеменных является наличие:
А) цветка Б) плода В) семян Г) спор
Часть В
В 1.Выберите три правильных ответа из предложенных.
Болезнетворными бактериями являются: А) синезелёные Б) дифтерийные В) клубеньковые
Г) туберкулёзные Д) дизентерийные Е) молочнокислые
В 2.Расставьте приёмы настройки микроскопа в правильной последовательности.
А) опустить тубус на расстояние 1-2 мм от препарата
Б) установить микроскоп на расстоянии 5-10 см от края стола
В) медленно поднять тубус, пока не установиться чёткое изображение
Г) направить зеркалом свет в отверстие предметного столика
Д) положить микропрепарат на предметный столик.
Ответ:
В 3.Установите соответствие между организмом и царством, к которому он принадлежит.
ЦАРСТВО ОРГАНИЗМ
А. Растения 1.кукушкин лён
Б. Грибы 2.пеницилл
3. ламинария
4. дрожжи
5. папоротник
Ответ:
Часть С.
С1. Деревья выделяют вещества, которые убивают микробы. Эти вещества называют фитонциды. У всех растений вырабатывается смола, заживляя образовавшиеся на них раны. Леса обогащают воздух кислородом, сохраняют почву от потери влаги.
Эти растения относятся к отделу…
Назовите другие признаки этого отдела.
С 2. Почему покрытосеменные занимают господствующее положение на Земле? Дайте развернутый ответ.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для итоговой диагностической работы по биологии для учащихся 5 класса.
1.Диагностическая работа предназначена для определения уровня усвоения планируемых результатов в рамках образовательной программы.
2.Документы, определяющие содержание КИМ: стандарты общеобразовательных программ, авторская программа В.В.Пасечник, УМК, рабочая программа по биологии для 5 класса.
3.Пдходы к отбору содержания при разработке структуры КИМ.
Диагностическая работа охватывает содержание, включённое в УМК В.В.Пасечника по биологии 5 класса.
4.Структура КИМ
Работа состоит из двух частей.
Часть 1.базовый уровень сложности, состоит из части А-10 заданий с выбором одного верного ответа.
Часть 2. повышенный уровень сложности В -3 задания : 1 с выбором трёх верных ответов из шести; 2 установить правильную последовательность и 3 установить соответствие
Часть С-2 задания: 1 работа с текстом и 1 с развернутым ответом.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.
Разделы содержания курса 5 класса по биологии | Количество заданий | Максимальный балл |
Биология, как наука | 3 | 4 |
Строение и химический состав клетки | 3 | 3 |
Многообразие живых организмов | 9 | 15 |
6.Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 10 | 10 |
Повышенный | 5 | 12 |
Итого | | 22 |
7. Время выполнения 35 минут
8.План варианта КИМ
№ задания | Раздел | Коды и наименование контролируемых элементов содержания и видов деятельности | Уровень сложности | Мах. балл | Время выполнения |
1 | 1 | 1.1, Определять понятия биология, экология, биосфера. | базовый | 1 | 1 |
2 | 1 | 1.2 Методы исследования биологии. | | 1 | 1 |
3 | 2 | 2.1 Определять понятия клетка | | 1 | 1 |
4 | 2 | 2.2.Узнавать органоиды клетки | | 1 | 1 |
5 | 2 | 2.3 Химический состав клетки | | 1 | 1 |
6 | 3 | 3.1 Выделять существенные признаки организмов | | 1 | 1 |
7 | 3 | 3.2 Выделять существенные признаки организмов | | 1 | 1 |
8 | 3 | 3.3 Сравнивать представителей разных царств | | 1 | 1 |
9 | 3 | 3.4 Сравнивать представителей разных царств | | 1 | 1 |
10 | 3 | 3.5 Выделять существенные признаки организмов | | 1 | 1 |
11 | 1 | 1.3 Методы исследования биологии | Повышен. | 2 | 4 |
12 | 3 | 3.6 Выделять существенные признаки организмов | | 2 | 4 |
13 | 3 | 3.7 Роль бактерий | | 2 | 4 |
14 | 3 | 3.8 Выделять существенные признаки организмов. Знать их роль. | | 3 | 7 |
15 | 3 | 3.9.Роль организмов в природе, их отличительные признаки | | 3 | 6 |
9. Инструкция для обучающихся.
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.
Часть А содержит10 заданий базового уровня сложности. К заданиям 1-10 приводится 4 варианта ответа, из них следует выбрать только один ответ.
Часть В содержит задания повышенного уровня сложности, из них В1 на установление последовательности действий, В2 – на установление соответствия между элементами левого и правого столбцов. В3- с выбором трёх верных ответов из шести.
Часть С 1- на работу с текстом, С2- со свободным развёрнутым ответом.
Кодификатор элементов содержания, проверяемых в ходе диагностической работы по биологии.
1.перечень элементов содержания проверяемых в ходе диагностической работы по биологии
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука |
| 1.2,1.3 | Методы исследования биологии |
2 | 2.1 | Строение клетки |
| 2.2 | Жизнедеятельность клетки |
| 2.3 | Химический состав клетки |
3 | 3.1,3.2,3.5, 3.8 | Отличительные признаки живых организмов |
| 3.7,3.9 | Роль организмов в природе и жизни человека |
| 3.3,3.4 | Сравнивать представителей разных царств |
2.Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы.
Код раздела | Код контролируемого умения | Умения, проверяемые заданиями диагностической работы |
1 | 1.1 | Умение определять понятия по существенным признакам |
| 1.2 | Обосновывать применение методов исследования в биологии |
2 | 2.1 | знать особенности строения клетки |
| 2.2 | Определять органоиды клетки |
| 2.3 | Знать химический состав клетки |
3 | 3.1 | Определение принадлежности биологических объектов к систематической группе; |
| 3.2 | Определение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека |
| 3.3 | Выделение существенных признаков биологических объектов |
| 3.4 | Сравнивать представителей различных отделов растений |
| 3.5 | Находить общие признаки различных отделов растений |
| 3.6 | Знать представителей царств организмов |
| 3.7 | Определять правильно последовательность работы с микроскопом |
3 | 3.8 | Устанавливать связи между отделами растений и их представителями |
| 3.9 | Уметь определять признаки отдела растений, их роль в природе и жизни человека. |
| 3.10 | Обосновывать , приводить аргументы. |
Ответы:
№ задания | Ответ | Баллы |
А1 | Б | 1 |
А2 | В | 1 |
А3 | В | 1 |
А4 | А | 1 |
А5 | Б | 1 |
А6 | Г | 1 |
А7 | В | 1 |
А8 | Б | 1 |
А9 | Б | 1 |
А10 | В | 1 |
В1 | Б,г,д | 2 |
В2 | Б,Г,А,Д,В | 2 |
В3 | А-135, В2,4,6 | 2 |
С1 | | 3 |
С2 | | 3 |
С1.Назвать отдел: голосеменные.
Признаки: видоизменённые листья -хвоя, семена созревают в шишках. 3балла
Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла
Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл
С2.размножаются семенами; семена защищены стенками плодов; имеют
вегетативный способ размножения; разные жизненные формы
приспособлены к разным условиям обитания. 3балла
Ответ включает 2 правильных элемента 2 балла
Ответ содержит 1 правильный элемент 1 балл
Оценка «5» ----БАЛЛОВ (100-89%)