СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Духовно-нравственное развитие личности через внеурочную деятельность»

(Из опыта работы Булгаковой Н.И., учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №25»)

 

( 1 слайд).  Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

(2 слайд).  Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.

Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

(3 слайд).  Все сказанное рассматривается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Я как педагог ставлю перед собой цель: формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

4 слайд).  В своей работе добиваюсь поставленной цели через активную деятельность обучающихся. Древний философ Конфуций говорил: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».

  О деятельностном, творческом подходе в образовании и обучении говорил немецкий педагог                                                                                       А.Дистервег: «Приучи ученика к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как  собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал  свои дремлющие силы…». Это гениальные мысли остаются актуальными по сей день.

К сожалению, в своей деятельности на уроке мы ограничены рамками учебного времени. Поэтому я активно использую формы и методы внеурочной деятельности.

( 5 слайд). Формирование духовно-нравственных качеств личности я осуществляю как учитель –предметник, как классный руководитель, как руководитель секции научного общества обучающихся – «Театр»

(6-9 слайд).  Как учитель –предметник

Литература сильно влияет на канал сознания. С помощью могущества языковых средств передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая личностные качества ребенка, побуждая к собственному творчеству- литературному, художественному и т.д. Суть основных идей литературы:

  • истина заключается в победе добра над злом, в движении к прекрасному;
  • личность проповедует высшие ценности;
  • высшие ценности основываются на любви, милосердии, ведущие к гармонии;
  • целью искусства является постижение этих нравственных ценностей.
  • внеклассные мероприятия;
    •  Творческая мастерская по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» (мастерская построения новых знаний и ценностей ороиентаций);
    •  Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
  • проектная деятельность
    •  «Роман «Мастер и Маргарита» – оригинальный русский метароман XX века;
    • Афанасий Фет и Курский край»;
    • «Проблема поиска истины в повести А. Платонова «Котлован»

( 10-12 слайд).  Как классный руководитель

  • клуб выходного дня;
  • экскурсии:
    •  в Санкт-Петербург;
    • в Москву;
    • в Киев;
    • в Оптину Пустынь;
    • в Ясную Поляну.

( 13-20 слайд).  Как руководитель секции научного общества обучающихся – «Театр»

Театр- это синтетическое искусство, имеющее литературную основу, отражающее реальную жизнь, формирующее у ребенка нравственные и эстетические идеалы и ценностные ориентиры.

Результат:

  • уроки театрализации;
  • инсценирование художественных произведений;
  • праздники Рождества, Масленицы и т.д.
  • участие в неделе Науки ЮЗГУ:
    • семинар-практикум «Язык мимики и жестов»;
    • творческие мастерские;
  • литературные гостиные:
    • «Любил, люблю, любим!», посвященная жизнедеятельности

В. Шекспира;

    • «День рождения Роберта Бернса»;
  • интеллектуально-творческие игры:
    •  интеллектуально-творческая викторина, посвященная 200-летию со дня рождения М.В. Ломоносова;
    • викторина «Колесо истории. Битва за Москву»;
  • творческие вечера:
    •  « Я- снова я, и вы теперь мне верьте…», вечер памяти В. Высоцкого;
    •  встреча с молодыми актерами Курского драматического театра;
  • фольклорные праздники:
    •  Масленица.

Духовная сфера задает вопросы: зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли у меня действительно та цель, которая дает смысл всей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины?

 Когда спрашиваешь у школьников: кто из героев русской прозы 19 века входит в эту высшую, духовную сферу? Отвечают: все. Все герои русской литературы думают именно так. И Онегин, и Печорин, и Базаров, и Безухов- все они без конца мучают себя, чтобы понять свое предназначение.

Но для нас ещё важнее, чтобы над этим вопросом задумались наши ученики. И мы вместе ищем ответы. И на уроках литературы, и во внеурочной деятельности учениками понимается истина: в русской литературе выстраивается особая система ценностей, а основой основ бытия человеческого становится совесть.

Вот разбудить совесть, заставить задуматься о том, как жить- разве это не воспитание духовности?

Об этом я говорю с ребятами на уроках литературы и во внеурочной деятельности. И обязательно напоминаю им, что нравственная традиция имеет глубочайшие корни: проповедь митрополита Иллариона «О законе и благодати». Русский человек живет благодатью Божьей, говорит Илларион, то есть естественным, гармоничным единением человека с обществом, миром и Богом, и этот мир воспринимает душой. Именно поэтому, по словам Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

 

(2 1 слайд).  «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание  вместе, учит его строительству».

                                                                                            (А. Дистервег)

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя русского языка и литературы»

Работа с одаренными детьми Из опыта работы

Работа с одаренными детьми

Из опыта работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!