«Духовно-нравственное развитие личности через внеурочную деятельность»
(Из опыта работы Булгаковой Н.И., учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №25»)
( 1 слайд). Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.
(2 слайд). Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.
Поэтому духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
(3 слайд). Все сказанное рассматривается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".
Я как педагог ставлю перед собой цель: формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
4 слайд). В своей работе добиваюсь поставленной цели через активную деятельность обучающихся. Древний философ Конфуций говорил: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».
О деятельностном, творческом подходе в образовании и обучении говорил немецкий педагог А.Дистервег: «Приучи ученика к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы…». Это гениальные мысли остаются актуальными по сей день.
К сожалению, в своей деятельности на уроке мы ограничены рамками учебного времени. Поэтому я активно использую формы и методы внеурочной деятельности.
( 5 слайд). Формирование духовно-нравственных качеств личности я осуществляю как учитель –предметник, как классный руководитель, как руководитель секции научного общества обучающихся – «Театр»
(6-9 слайд). Как учитель –предметник
Литература сильно влияет на канал сознания. С помощью могущества языковых средств передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая личностные качества ребенка, побуждая к собственному творчеству- литературному, художественному и т.д. Суть основных идей литературы:
- истина заключается в победе добра над злом, в движении к прекрасному;
- личность проповедует высшие ценности;
- высшие ценности основываются на любви, милосердии, ведущие к гармонии;
- целью искусства является постижение этих нравственных ценностей.
- внеклассные мероприятия;
- Творческая мастерская по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» (мастерская построения новых знаний и ценностей ороиентаций);
- Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
- проектная деятельность
- «Роман «Мастер и Маргарита» – оригинальный русский метароман XX века;
- Афанасий Фет и Курский край»;
- «Проблема поиска истины в повести А. Платонова «Котлован»
( 10-12 слайд). Как классный руководитель
- клуб выходного дня;
- экскурсии:
- в Санкт-Петербург;
- в Москву;
- в Киев;
- в Оптину Пустынь;
- в Ясную Поляну.
( 13-20 слайд). Как руководитель секции научного общества обучающихся – «Театр»
Театр- это синтетическое искусство, имеющее литературную основу, отражающее реальную жизнь, формирующее у ребенка нравственные и эстетические идеалы и ценностные ориентиры.
Результат:
- уроки театрализации;
- инсценирование художественных произведений;
- праздники Рождества, Масленицы и т.д.
- участие в неделе Науки ЮЗГУ:
- семинар-практикум «Язык мимики и жестов»;
- творческие мастерские;
- литературные гостиные:
- «Любил, люблю, любим!», посвященная жизнедеятельности
В. Шекспира;
-
- «День рождения Роберта Бернса»;
- интеллектуально-творческие игры:
- интеллектуально-творческая викторина, посвященная 200-летию со дня рождения М.В. Ломоносова;
- викторина «Колесо истории. Битва за Москву»;
- творческие вечера:
- « Я- снова я, и вы теперь мне верьте…», вечер памяти В. Высоцкого;
- встреча с молодыми актерами Курского драматического театра;
- фольклорные праздники:
Духовная сфера задает вопросы: зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли у меня действительно та цель, которая дает смысл всей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины?
Когда спрашиваешь у школьников: кто из героев русской прозы 19 века входит в эту высшую, духовную сферу? Отвечают: все. Все герои русской литературы думают именно так. И Онегин, и Печорин, и Базаров, и Безухов- все они без конца мучают себя, чтобы понять свое предназначение.
Но для нас ещё важнее, чтобы над этим вопросом задумались наши ученики. И мы вместе ищем ответы. И на уроках литературы, и во внеурочной деятельности учениками понимается истина: в русской литературе выстраивается особая система ценностей, а основой основ бытия человеческого становится совесть.
Вот разбудить совесть, заставить задуматься о том, как жить- разве это не воспитание духовности?
Об этом я говорю с ребятами на уроках литературы и во внеурочной деятельности. И обязательно напоминаю им, что нравственная традиция имеет глубочайшие корни: проповедь митрополита Иллариона «О законе и благодати». Русский человек живет благодатью Божьей, говорит Илларион, то есть естественным, гармоничным единением человека с обществом, миром и Богом, и этот мир воспринимает душой. Именно поэтому, по словам Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
(2 1 слайд). «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание вместе, учит его строительству».
(А. Дистервег)