Кабинет
для учебно-исследовательской и проектной деятельности
Одним из путей повышения эффективности процесса обучения в условиях реализации ФГОС среднего общего образования является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Благодаря этому в их сознании формируется объективная и всеобъемлющая научная картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательная организация должна иметь учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами учащихся и учителей и помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские).
Материально-техническое оснащение таких кабинетов и помещений должно обеспечить реализацию индивидуальных учебных планов учащихся, осуществление самостоятельной познавательной деятельности; вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, проведение наблюдений и экспериментов, в т.ч. с использованием цифрового и традиционного лабораторного оборудования.
Однако в школах зачастую отсутствуют специальные помещения (лаборатории), преду смотренные ФГОС, и, самое главное, отсутствует современное материально-техническое оснащение.
В качестве готового решения материально-технического оснащения помещения для учебно-исследовательской и проектной деятельности в школе специалисты ООО «Хим- лабо» (г. Москва) впервые в отечественной практике предлагают проект кабинета для учебно-исследовательской и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология, естествознание).
Кабинет спроектирован на базе типового архитектурно-строительного решения класса общеобразовательной школы площадью 72 м2 с лаборантским помещением (мастерская) площадью 18 м2 и рассчитан на одновременную работу до 24 учащихся.
Основу экспериментальной базы кабинета составляют лабораторные комплексы для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (3 шт.), физике (3 шт.), химии (3 шт.), биологии и экологии (3 шт.). Подробные описания конструктивных особенностей и экспериментальных возможностей лабораторных комплексов представлены в работах [1-4]. Лабораторные комплексы - это автоматизированные исследовательские рабочие места учащихся, позволяющие выполнить не только весь объем ученического эксперимента (лабораторные и практические работы, опыты и
наблюдения) по естественнонаучным дисциплинам на базовом и углубленном уровне, но и осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Основа лабораторного комплекса - специальный лабораторный стол с полкой, выдвижным ящиком и напольной тумбой с выдвижными ящиками. В столешнице, закрепленной на двух металлических опорах с регулируемыми нескользящими ножками, смонтированы резьбовые втулки для установки стержней штативов. В ящиках и на полках стола в ложементах размещены лабораторное оборудование, приборы, приспособления, посуда и др.
Лабораторные комплексы по каждой дисциплине укомплектованы всем необходимым для проведения исследований: лабораторным оборудованием, измерительными приборами, наборами приспособлений, узлов и деталей, стеклянной, полимерной и керамической посудой, инструментами, источниками электропитания (в том числе аккумуляторным), а также цифровой лабораторией, цифровым микроскопом, ноутбуком и др. Методические пособия к комплексам содержат описания в общей сложности более 750 лабораторных и практических работ, опытов, наблюдений и более 200 исследовательских проектов.
Специализированное лабораторное оборудование, установленное в кабинете и мастерской, многократно расширяет функциональные исследовательские возможности лабораторных комплексов и позволяет проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность не только по отдельным предметам, но и осуществлять экспериментальную межпредметную связь.
Специализированное лабораторное оборудование представляет собой:
лабораторное исследовательское оборудование - регулируемый источник питания, генератор электрических сигналов различной формы и частоты, двухканальный запоминающий цифровой осциллограф, спектрофотометр, центрифуга, аналитические и лабораторные весы, высокоточный рН-метр;
термическое оборудование - лабораторная баня, муфельная печь, термошкаф (сушильный шкаф), дистиллятор, холодильник;
технические средства визуализации - документ-камера, ноутбук, LCD-проектор и экран с электроприводом свертывания;
технологическое оборудование (используется для изготовления экспериментальных установок, приспособлений и образцов) - SD-принтер, малогабаритные настольные токарный и сверлильный станки, фрезерногравировальный станок с ЧПУ, слесарный верстак с набором инструментов, паяльная станция.
Для хранения химических реактивов в кабинете установлено хранилище реактивов, а в мастерской - специальный шкаф для реактивов, подсоединенный к вытяжной вентиляции.
Специальная лабораторная мебель: вытяжные шкафы, столы с раковинами (для мытья лабораторной посуды) и досками для сушки посуды, - установленная в кабинете- мии и биологии по утвержденным программам на уроках и во внеурочной деятельности, а также для проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Презентационное оборудование кабинета позволяет обучающимся представлять результаты проведенных исследований.
Взяв за основу предложенное готовое решение и варьируя, в зависимости от актуальности, наполнение кабинета исследовательским оборудованием, можно создавать кабинеты как определенной предметной направленности: по химии, физике, биологии, естествознанию, так и межпредметные: химия и биология, физика и химия, физика и естествознание.
В качестве примера рассмотрим выполнение проектной работы химико-экологической направленности.
«Определение засоленности почвы»
Цель работы: определение степени засоленности почвы в городской черте.
Оборудование и реактивы: колба, воронка коническая, мерный цилиндр, пипетка, весы электронные, весы аналитические, муфельная печь, фарфоровая чашка, эксикатор, сушильный шкаф или термостат, водяная баня, фильтровальная бумага, датчик электропроводности, образцы почвы.
Подготовка почвы к анализу
Образцы почвы предварительно подсушите на воздухе при комнатной температуре. Из высушенной почвы отберите пробу. Для этого образец почвы рассыпьте на бумаге ровным слоем в 0,5 см. Крупные частицы измельчите. Рассыпанную почву разделите на квадраты со стороной 3-5 см. Из каждого квадрата отберите шпателем небольшое количество почвы
Таблица. Группы почв по степени засоленности (хлоридное
и хлоридно-сульфатное засоление)
№ | Степень засоленности почвы | Отношение плотного остатка к массе почвы, % | Удельная электропроводность водной вытяжки (1:5), мСм/см |
Масса пробы должна быть не менее 10 г. Из отобранной пробы почвы пинцетом удалите корни и различные органические остатки.
Затем почву измельчите и просейте через сито с диаметром отверстий 0,25 мм. Операцию измельчения проводите до тех пор, пока весь образец не пройдет сквозь сито. Подготовленный таким образом образец почвы хранится в бумажном пакете до проведения анализа.
Навеску почвы для анализа берут методом «средней пробы». Для этого просеянный образец опять насыпьте на лист бумаги равномерным слоем в 0,5 см. Разделите его шпателем на мелкие квадратики со стороной 2-2,5 см. Из каждого квадратика отберите часть образца.
Проведение анализа
В сухую колбу перенесите 100 г воздушно-сухой почвы, прилейте 500 мл дистиллированной воды. Колбу закройте пробкой и встряхивайте содержимое колбы в течение 5 мин. Затем вытяжку отфильтруйте через складчатый фильтр.
В предварительно просушенную при 105 °С и взвешенную фарфоровую чашку пипеткой налейте 50 см3 водной вытяжки и выпаривайте на водяной бане. Затем чашку с остатком высушите в сушильном шкафу в течение 3 ч при 105 °С, охладите в эксикаторе, взвесьте и запишите полученное значение.
Далее определите содержание минеральных солей. Для этого чашку с плотным остатком поместите в муфельную печь, нагретую до 525 °С, выдержите в течение 30 мин. Охладите и взвесьте на аналитических весах. Прокаливание, охлаждение и взвешивание повторяйте до получения постоянной массы. Массовую долю легкорастворимых минеральных солей высчитывают по формуле, приведенной для расчета плотного остатка.
В оставшуюся водную вытяжку из образца исследуемой почвы погрузите датчик электро проводности, дождитесь стабилизации показаний и запишите полученное значение. Интерпретация полученных результатов Массовую долю плотного остатка вычисляют по формуле:
т(ос) • V• 100
m • V(a)
где: т(ос) - масса остатка; m - масса навески почвы, V- общий объем вытяжки; V(d) - объем вытяжки, взятой для анализа.
Определить степень засоленности почвы можно по таблице.
Сравните две величины: степень засоленности почвы, определенную на основании взвешивания плотного остатка и полученную по результатам измерения электропроводности водной вытяжки.
Подобные проектные работы учителя предметники могут выполнить с учетом особенностей своего образовательного учреждения и региона. ■
ЛИТЕРАТУРА
Пичугин В.С., Кучковская О.В., Бугаков П.С. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам // Вестник образования, 2015. - № 12. - С. 70-80.
Пичугин В.С., Бугаков П.С., Артамонов Ю.В., Степанов С.В. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности // Физика, 2016. - № 7-8.
Пичугин В.С., Кучковская О.В., Бугаков П.С. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по химии // Химия, 2015. - № 12. - С. 8-12.
Пичугин В.С., Ракитина Н.Г., Радионова Е.И., Тихомиров А.В., Щербакова Т.Д. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии // Биология в школе, 2017. - № 3. - С. 64-71.