СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как не стать роботом...

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное и информационное перенасыщение сегодня очень часто приводит к переутомлению, истощению, желанию спрятаться под плинтус, даже потери смысла жизни. Интересы человека могут сужаться до привычных, автоматических действий: работа-дом – еда/сон – работа. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Просмотр содержимого документа
«Как не стать роботом...»


КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ РОБОТОМ?



В век интернета и господства информационных технологий как никогда остро встает вопрос о сохранении своей идентичности, устойчивости, резистентности. Потоки информации – голосовые, аудиальные, визуальные, тактильные, интуитивные поглощают человека словно ненасытная воронка.

При этом технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным и успешным становится не тот человек, который много всего выучил когда-то, а тот, кто умеет быстро учиться сегодня, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего отдельно взятого человека зачастую зависит от его умения работать в команде.

Эмоциональное и информационное перенасыщение приводит к переутомлению, истощению, желанию спрятаться под плинтус, потери смысла жизни. Интересы человека могут сужаться до привычных, автоматических действий: работа-дом – еда/сон – работа.

Вот такой парадокс. Достижения и доступность современных технологий с одной стороны дают много возможностей, с другой – забирают ресурсы и жизненные силы. Как выжить в такой реальности – этим вопросом все чаще задаются люди в том числе и помогающих профессий. Конечно, они не проговаривают все то, что я сказала. Они просто говорят: НЕТ СИЛ, ЧУВСТВУЮ ПОТЕРЯНЫМ, ОПУСТОШЕННЫМ, ЛИШНИМ, НЕ ВИЖУ ЦЕЛЕЙ и т.д.

И любимый русский вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ»?

Хочу поделиться своим опытом работы. Не зная того сама много лет назад я построила свою работу на основе модных сейчас Soft skills, в переводе с английского — «гибкие\мягкие навыки». Правильно понимать: они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны как для карьеры, так и частной жизни. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в любой профессии.


Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:

  1. Коммуникативные навыки: это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию, перестраиваться.

Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект как способность понимать чужие чувства и контролировать свои.

  1. Навыки самоорганизации и саморегуляции: в том числе умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем и информацией, а именно мы говорим о тайм-менеджменте, инфо-менеджменте, self-менеджменте.

  2. Креативные навыки: мир сегодня чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного/ неклишированного подхода.

  3. Умение работать с информацией: находить её, анализировать, делать выводы, развивать. Сюда же относят компьютерную грамотность. Умение работать с когнитивными искажениями.

  4. Резитсентность:  любые изменения в привычной/ размеренной жизни — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность/ жизнеспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу. Можно вывести прямую зависимость: чем резистентнее, стрессоустойчивее человек, тем меньше у него шансов стать роботоподбным.


Как можно развить soft skills?

  • Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах.

  • Второй способ  с помощью книг, посвящённых гибким навыкам.

  • Третий способ  развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.

  • Четвертый способ – при сопровождении специалиста, коучера, в том числе и МАК.

  • Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам.

Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.

Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь.

Мы сегодня говорим о простых действиях, которые можно выполнять по принципу «мимоходом» или «3 минуты», в игровой форме с близкими или воспитанниками, коллегами.


Для того чтобы избежать автоматизма в своей жизни, важно делать нечто, что хоть немного отличается от привычного. Модные разговоры сегодня о формировании новых нейронных связей могут нам помочь.

Пишите статью?

1. Попробуйте ее писать шариковой ручкой или карандашом (помните о связи между рукой и мозгом?)

2. Напишите заголовок к статье левой рукой если Вы правша. И наоборот.

Читаете книгу?

Прочитайте первый абзац наоборот. Наверное, в школе Вы так пытались читать параграф при ответе у доски. Попробуем сейчас?



Прибираетесь дома?

Вытирайте пыль левой рукой. Поливайте цветы, держа лейку в неведущей руке.


Рисуете?

Возьмите по карандашу (фломастеру, мелку) в каждую руку! Рисуйте, раскрашивайте одновременно двумя руками. Трудно? Но хотя бы 3 минутки!!!


Прежде чем продолжим, предлагаю небольшое самотестирование.

1.

2. Нарисуйте циферблат. Укажите на нём стрелками время 11:10.

Обработка результатов: чтобы оценить рисунок, добавляйте по 1 баллу за каждую его часть:

1 балл за замкнутый круг

1 балл за изображение цифр в правильных местах на циферблате

1 балл за изображение всех 12 цифр на циферблате

1 балл за правильное размещение стрелок

При суммировании результатов:

4 балла – на момент «здесь и сейчас» проблемы отсутствуют

менее 4 баллов - пора что-то предпринимать!!!!!


3. Начертите стрелки от цифры к букве в порядке возрастания (от цифры 1 к букве А, от цифры 2 к букве Б и так далее).



Обработка результатов: если Вы распредели стрелки в порядке 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д и если при этом стрелки не пересеклись, то тест пройден. Если Вы допустил ошибку и не заметила ее самостоятельно, возможно, есть предрасположенность к снижению когнитивных навыков.

Далее я предлагаю ряд небольших задачек-пятиминуток для формирования новых нейронных связей, развития нестандартного мышления, нивелирования клишированного мышления.

  1. Что Вы видите на картинке? Человек в нормальном расположении духа видит лошадь. Романтик – ковбоя на лошади, готового ограбить поезд на заднем плане картинки. Пессимист – кость. «Мимишарик» - кошечку. И т.д.

2

3. Хорошо работают таблицы Шульца, которые предполагают работу глаз (поиск) и рук одновременно.

Задача 1: найти цифры от 1 до 25 за 3 минуты сначала в одном квадрате, затем, - во втором. Оказывается, во втором квадрате будет тяжелее.

Задача 2: называть букву, написанную вверху клеточки и одновременно поднимать левую/ правую/ обе руки (под буквой имеется обозначение Л - левая, П – правая, О – обе):

4. Хорошей гимнастикой для мозга является чтение необычных текстов:

5

.

  1. Медитации.

  2. Игры. «Аналогии», «Некобычное использование предмета», «Крокодил» и т.д.

  3. Судоку:

  1. Японские сканворды:

  1. Шифровки:



Закончить мне бы хотелось небольшой шуткой. Есть распространенное выражение про людей, которые испытывают коммуникативные и когнитивные затруднения: «человек – с тараканами в голове». Психологи пошли еще дальше. Они уверены, что психолог отличается от обычного человека не количеством тараканов в голове или полным их отсутствием – это было бы даже странно, а тем, что он знает каждого из своих тараканов по имени и умеет с ними управляться. А мы с вами?



Таким образом, наши гибкие компетенции позволяют нам быстро решать задачи, находить общий язык между членами нашей команды и правильно распределять работу.