СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Государственные символы Российской Федерации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Государственные символы РФ".

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Государственные символы Российской Федерации".»

Тема : «Государственные символы РФ».

Цель классного часа: Воспитание понимания значения символики Российской Федерации


Задачи классного часа:

воспитательные:

- воспитывать в школьниках патриотизм и гражданственность с помощью рассмотрения государственных символов

развивающие:

- развивать внимание и кругозор у обучающихся

обучающие:

- формирование представлений о символах России


Направление воспитания: гражданско-патриотическое


Форма классного часа: экскурсия


Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная


Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности: рассказ

Методы организации деятельности, общения опыта общественного поведения: иллюстрации и демонстрации

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: познавательная игра

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: беседа с воспитанниками


Место проведения: ГКОУ РО «Шахтинская специальная школа-интернат №16»


Оборудование и оформление:

Демонстрационный материал (на доску): презентация

Раздаточный материал (на парты): смайлики, картон и листы бумаги для аппликации, конверты с частями герба






Технологическая карта классного часа (40 минут)


Этап классного часа

Структурные компоненты деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога


Деятельность обучающихся

Методы и приёмы воспитания

Вводная часть (до 10 минут)

1

Организационный момент

(1 минута)

Учитель заходит в класс и здоровается с детьми.

Здороваются с учителем.

Беседа с воспитанниками

2

Проблемная ситуация (или мотивация)

(до 3 минут)

«Здравствуйте, ребята! В начале классного часа предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: подарите друг другу улыбку. Давайте улыбнемся своему соседу по парте/одноклассникам и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Слушают учителя, улыбаются одноклассникам.

Беседа с воспитанниками

3

Определение темы классного часа

(до 2 минут)

А теперь, ребята, давайте отгадаем 3 загадки, чтобы узнать, в экскурсию по какой теме мы с вами сегодня отправимся!

По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это? (Флаг)


На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного.(Гимн)


Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб)


Молодцы! И у нас получились ответы флаг, гимн и герб. Ребята, что связывает эти 3 вещи? Как вместе они называются?

И тема нашего классного часа: «Государственные символы Российской Федерации».

Отгадывают загадки.















Ответ детей: Это символы нашей страны.

Беседа с воспитанниками

4

Постановка и принятие детьми цели классного часа, определение задач (плана)

(до 5 минут)

Сегодня мы с вами на классном часе вспомним символы России и узнаем, для чего же они нужны, какие бывают неофициальные символы Российской Федерации. Но чтобы наша работа прошла более слаженной, давайте расставим в правильном порядке задачи нашего занятия». Учитель на слайде показывает задачи и сам их расставляет.

(1. Вспомним главные символы нашей страны

2. Узнаем о неофициальных символах Российской Федерации

3. Создадим аппликацию)

Слушают учителя.


Беседа с воспитанниками

Основная часть (до 25 минут)

5

Работа по плану классного часа

Учитель говорит: «Итак, ребята, давайте вспомним, какие же главные символы есть у нашей страны? А теперь мы рассмотрим каждый из этих символов отдельно.

И первая наша остановка - флаг. Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага. Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного цвета.

Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный?

Геральдисты (ученые, изучающие государственную символику) полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – день Государственного флага Российской Федерации.


Следующим символом, который мы рассмотрим будет гимн.Слово "гимн" в переводе с греческого языка означает "хвалебная, торжественная песня".И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации, во время встреч и проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или военных мероприятий. Часто мы слышим Государственный гимн на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.

В отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку-Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.


И наша третья остановка – герб. Дети, кто знает значение слова «герб»?У каждого государства и почти у каждого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом.Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

На красного щите расположен золотой орёл. Ребята, посмотрите внимательно на изображение орла. Чем оно необычно? Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно и на Запад России и на Восток.

Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, силы и мудрости. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда – то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Но сегодня они напоминают нам о прошлом страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, который поражаетсеребряным копьем черного змея.

Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов.

На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные сами убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком.


Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и выполнить одно интересное задание. Перед каждой парой лежит конверт. Достаньте из него содержимое. Это разные части герба, вам нужно собрать из них полноценный герб. Пример вы можете увидеть на электронной доске. Чтобы соединить несколько частей, вам нужно отклеить с обратной стороны пленку и приклеить часть нас свое место. Работаем в парах». После завершения задания учитель проверяет работу каждой пары.

А теперь давайте еще раз вспомним что мы говорили про официальные символы нашей страны:

Что означает синий цвет на флаге?

Что такое герб?

Где можно услышать гимн?

Итак, ребята, мы выполнили первый пункт плана? Мы вспомнили главные символы нашей страны?». Учитель отмечает на слайде, что 1 пункт был выполнен.


«А теперь предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку:

Быстро встали,

Улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

Все знают про такие символы России, как гимн, герб, флаг, а вот пронеофициальные символы России известно не всем. И именно про них мы сейчас и поговорим. Как вы думаете, в чем отличие официальных от неофициальных? Официальные – это те, что признаны государством, а неофициальные – они ассоциируют нашу с вами родину, нашу Россию за рубежом и просто в нашей культуре. И мы с вами сейчас познакомимся с ними.

Медведь. Наш бурый мишка с виду кажется неповоротливым и способным лишь реветь, да ульи разорять. На самом же деле это умный зверь, которому нет равных по силе. Недаром именно медведя почитали наши предки. Они изготавливали тотемы в виде медведя и верили, что такой оберег обязательно защитит их от врагов и даст силу в бою.

Берёза.Россию называют краем белоствольных берёз.Нет дерева милее и роднее. Она всегда вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.

Балалайка. На Руси балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Поэтому каждый россиянин с уверенностью заявит о том, что балалайка символ России.

Матрешка–это уникальная русская игрушка. Вместе с русской березой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка –это добрая посланница дружбы и любви. Она - душа России.

Самовар–это символ добра и домашнего уюта.

Существует много и других неофициальных символов России, но это самые основные, которые мы с вами должны знать. Ребята, а зачем вообще нам знать неофициальные символы нашей страны? А официальные? А какие символы мы называем официальными?

Теперь мы выполнили 2 задачу классного часа и приступим к последней: сделаемвместе с вами аппликацию флага. Сейчас я вам раздам картон и полоски, из которых мы будем делать флаг Российской Федерации. Пример вы можете увидеть на электронной доске». Учитель делает вместе с детьми аппликацию, приклеивая на двойном скотче полоски флага.

Ответ детей: главные символы страны – это флаг, герб и гимн.




Слушают учителя.

































Ответ детей: Герб – это символ, эмблема государства, города или даже семьи



Ответ детей: У орла две головы.
















Ответ детей: Синий – верность и честность.


Герб – это символ, эмблема государства, города или даже семьи.


Гимн можно услышать при поднятии флага, вступлении президента в должность.


Да, мы вспомнили главные символы нашей страны









Чтобы знать, с чем Россия ассоциируется в сознании ее народа и иностранцев


Официальные, потому что они несут в себе историю и традицию народа, потому что достались нам от предков.


Которые признаны государством.

Рассказ, иллюстрация и демонстрация, познавательная игра

Заключительная часть (до 7 минут)

6

Итог классного часа

(до 3 минут)

Учитель подводит итоги классного часа, вспоминая с обучающимися, о чем они сегодня говорили:

«Итак ребята, какие же официальные символы мы сегодня вспомнили?

Где вы могли видеть флаг?

Как выглядит герб России?

Какие неофициальные символы Российской Федерации вы запомнили? А что вы можете о них рассказать? Почему же они неофициальные? (учитель спрашивает несколько человек)

- гимн, флаг, герб


Беседа с воспитанниками

7

Рефлексия

(до 3 минут)

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Перед каждым из вас на парте лежат два смайлика: один улыбается, а второй грустит. Покажите мне улыбающийся смайлик, если выузнали что-то новое и интересное для себя, если вы почувствовали гордость за свою родину, узнали об особенностях страны и грустный смайлик, если вам ничего не запомнилось сегодня, вы ничего нового для себя не узнали».

Показывают смайлик.

Беседа с воспитанниками