СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набиравший силу во второй половине 20-х годов «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крупный перелом политики в деревне - коллективизацию. Надеюсь, теперь вы понимаете, была ли индустриализация объективно необходимой, какими методами и счет каких средств она проводилась, и какую цену мы заплатили за эту политику. И самая дорогая цена - это раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству в 30-е годы, нерешенность с/ х. проблем в стране и по сегодняшний день. Коллективизация, стала четвертой по счету, крупным преобразованием в деревне начиная с 1961 года, И на сегодняшним уроке мы должны выяснить в чем его сущность, каковы были итоги и последствия , почему именно такие методы и пути преобразования на селе были избраны руководством страны

Просмотр содержимого документа
«Коллективизация»

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА – ТРУЖЕННИКА.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА – ТРУЖЕННИКА.

1. Показать сущность, итоги и последствия массовой коллективизации. 2. Покачать, почему именно такие методы и пути преобразований на селе были избраны руководством страны? 3. Раскрыть трагизм этого процесса, как из-за неправильной политики руководства, в деревне осуществлялся геноцид по отношению к крестьянству. 4. Подвести учащихся к пониманию сегодняшних проблем, стоящих перед сельским хозяйством и как выйти из этого тупика. 5. Продолжить работу над формированием умений работы с документацией, первой сто чинками.
  • 1. Показать сущность, итоги и последствия массовой коллективизации.
  • 2. Покачать, почему именно такие методы и пути преобразований на селе были избраны руководством страны?
  • 3. Раскрыть трагизм этого процесса, как из-за неправильной политики руководства, в деревне осуществлялся геноцид по отношению к крестьянству.
  • 4. Подвести учащихся к пониманию сегодняшних проблем, стоящих перед сельским хозяйством и как выйти из этого тупика.
  • 5. Продолжить работу над формированием умений работы с документацией, первой сто чинками.
План урока:

План урока:

    1.Организациоонный момент.  2.Вступительмое слово учителя. Набиравший силу во второй половине 20-х годов «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крупный перелом политики в деревне - коллективизацию. Надеюсь, теперь вы понимаете, была ли индустриализация объективно необходимой, какими методами и счет каких средств она проводилась, и какую цену мы заплатили за эту политику. И самая дорогая цена - это раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству в 30-е годы, нерешенность с/ х. проблем в стране и по сегодняшний день. Коллективизация, стала четвертой по счету, крупным преобразованием в деревне начиная с 1961 года, И на сегодняшним уроке мы должны выяснить в чем его сущность, каковы были итоги и последствия , почему именно такие методы и пути преобразования на селе были избраны руководством страны.

    1.Организациоонный момент. 2.Вступительмое слово учителя.

    • Набиравший силу во второй половине 20-х годов «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крупный перелом политики в деревне - коллективизацию. Надеюсь, теперь вы понимаете, была ли индустриализация объективно необходимой, какими методами и счет каких средств она проводилась, и какую цену мы заплатили за эту политику. И самая дорогая цена - это раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству в 30-е годы, нерешенность с/ х. проблем в стране и по сегодняшний день. Коллективизация, стала четвертой по счету, крупным преобразованием в деревне начиная с 1961 года, И на сегодняшним уроке мы должны выяснить в чем его сущность, каковы были итоги и последствия , почему именно такие методы и пути преобразования на селе были избраны руководством страны.
    3. Изучение новой темы.  План: 1. Крестьянство к началу коллективизации. 2. Варианты дальнейшего развития с/х. 3. Хлебозаготовительный кризис и истинные его причины. 4. Лето 1929 г. - начало сплошной коллективизации — год «великого перелома». 5. Трагедия раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству. 6. Голод 1932-1933 годов. 7. «Жить стало лучше, жизнь стана веселей» - правда ли это?

    3. Изучение новой темы. План:

    • 1. Крестьянство к началу коллективизации.
    • 2. Варианты дальнейшего развития с/х.
    • 3. Хлебозаготовительный кризис и истинные его причины.
    • 4. Лето 1929 г. - начало сплошной коллективизации — год «великого перелома».
    • 5. Трагедия раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству.
    • 6. Голод 1932-1933 годов.
    • 7. «Жить стало лучше, жизнь стана веселей» - правда ли это?
    Давайте сначала вспомним ,какие крупные аграрные преобразования, начиная с 1861 года, проводились в России?  1. 1861 г. - отмена крепостного права, крепостные крестьяне становятся свободными, получают гражданство, права, освобожденные крестьяне, за выкуп получают наделы, сохраняется землепользование, общинный передел земли. Но в связи с сохранением помещ. землевладения аграрный вопрос остается. 2. 1906- 191 1 годы – Столыпинская аграрная реформа. И главное в ней разрушить общинные порядки, предоставление возможности выхода из общины и становление частным собственником. Но крестьяне не приняли эту реформу. 3. 1917 год 1этап - « черный передел». Была осуществлена в жизнь эсэровская аграрная программа: национализация земли, распределение ее по уравнительному, по потребительского , по трудовому принципу. 2 этап - НЭП. Завоевание права на свободу торговли, кооперирование, наем рабочих рук и инвентаря.

    Давайте сначала вспомним ,какие крупные аграрные преобразования, начиная с 1861 года, проводились в России?

    • 1. 1861 г. - отмена крепостного права, крепостные крестьяне становятся свободными, получают гражданство, права, освобожденные крестьяне, за выкуп получают наделы, сохраняется землепользование, общинный передел земли. Но в связи с сохранением помещ. землевладения аграрный вопрос остается.
    • 2. 1906- 191 1 годы – Столыпинская аграрная реформа. И главное в ней разрушить общинные порядки, предоставление возможности выхода из общины и становление частным собственником. Но крестьяне не приняли эту реформу.
    • 3. 1917 год 1этап - « черный передел». Была осуществлена в жизнь эсэровская аграрная программа: национализация земли, распределение ее по уравнительному, по потребительского , по трудовому принципу.
    • 2 этап - НЭП. Завоевание права на свободу торговли, кооперирование, наем рабочих рук и инвентаря.
    1.Крестьянство к началу коллективизации.  Какая ситуация складывалась в деревне в годы НЭПа?  БЕДНОТА КУЛАКИ СЕРЕДНЯКИ 3-4%,9-10 человек в семье 12-14 десят. земли + ар. зем. больше лошадей, коров, инвент., + наем раб. рук 3-4% хозяйства-одиночки  2-4 десят. земли  25% не имели раб. скота  20% коров 30 % инвентаря 60-65%,7-9 человек в семье имели 10-12 десят. земли 1-2 лошади 2-3 коровы инвентарь ВЫХОД На паях в кооперацию. Либо к кулаку, либо в город, либо в колхоз Взрывоопасная масса в деревне. Либо к кулаку, либо в город, либо в колхоз Взрывоопасная масса в деревне. Треб, просмотра для хоз. инициативы и предоставление избирательных прав. Создание крестьян. союза.

    1.Крестьянство к началу коллективизации. Какая ситуация складывалась в деревне в годы НЭПа?

    БЕДНОТА

    КУЛАКИ

    СЕРЕДНЯКИ

    3-4%,9-10 человек в семье 12-14 десят. земли + ар. зем. больше лошадей, коров, инвент., + наем раб. рук

    3-4% хозяйства-одиночки 2-4 десят. земли 25% не имели раб. скота 20% коров

    30 % инвентаря

    60-65%,7-9 человек в семье имели 10-12 десят. земли 1-2 лошади 2-3 коровы инвентарь

    ВЫХОД

    На паях в кооперацию.

    Либо к кулаку, либо в город, либо в колхоз

    Взрывоопасная масса в деревне.

    • Либо к кулаку, либо в город, либо в колхоз Взрывоопасная масса в деревне.

    Треб, просмотра для хоз. инициативы и предоставление избирательных

    прав. Создание крестьян.

    союза.

    Вопрос . Какую аграрную политику и почему именно эту политику должна была проводить в этих условиях Советская власть? Ответы учащихся .

    Вопрос . Какую аграрную политику и почему именно эту политику должна была проводить в этих условиях Советская власть?

    • Ответы учащихся .
    2. Варианты дальнейшего развития сельского хозяйства. Бухарин в 1925 г. выдвигает лозунг, обращенный к крестьянству - «Обогащайтесь!». Он видел выход в нормализации экономики- повышение налогов на зажиточную часть деревни, гибкость в заготовительных ценах на хлеб, увеличение выпуска промтоваров. Бухарин и его сторонники, не отрицая коллективизацию, отводили ей вспомогательное место, считая , что основой аграрного сектора долго еще должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства и отвергали категорически чрезвычайные меры. Бухарина поддерживали Рыков (председатель СНК), Томский (председатель ВЦСПС), Угланов (возгл. моек, п./орган.). Чуть позже, после убеждения в том, что мировой революции пока нет - «укреплять аграрную сущность, а промышленность не надо, рано или поздно нам достанется промышленность Советской Германии. Сталин это правый уклон, он подпевает лидерам эмиграции и плетется в хвосте за врагами народа… Это линия оппортунистическая» Вскоре Бухарина вывели из состава Политбюро.

    2. Варианты дальнейшего развития сельского хозяйства.

    • Бухарин в 1925 г. выдвигает лозунг, обращенный к крестьянству -
    • «Обогащайтесь!». Он видел выход в нормализации экономики- повышение налогов на зажиточную часть деревни, гибкость в заготовительных ценах на хлеб, увеличение выпуска промтоваров. Бухарин и его сторонники, не отрицая коллективизацию, отводили ей вспомогательное место, считая , что основой аграрного сектора долго еще должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства и отвергали категорически чрезвычайные меры. Бухарина поддерживали Рыков (председатель СНК), Томский (председатель ВЦСПС), Угланов (возгл. моек, п./орган.). Чуть позже, после убеждения в том, что мировой революции пока нет - «укреплять аграрную сущность, а промышленность не надо, рано или поздно нам достанется промышленность
    • Советской Германии. Сталин это правый уклон, он подпевает лидерам эмиграции и плетется в хвосте за врагами народа… Это линия оппортунистическая» Вскоре Бухарина вывели из состава Политбюро.
    Руководители кооперации (к тому времени разными типами кооперации были охвачены более половина крестьянских хозяйств) стремились вернуться к традиционным методам работы на основе добровольности, материальной заинтересованности, выборности руководящих органов, хозрасчета. Ученые Чаянов А. И Кондратьев Н. На основе мирового и отечественного опыта кооперативного движения выдвигали программу подъема через кооперацию единоличных хозяйств, организацию их взаимопомощи, постепенное продвижение от низших форм к высшей группе, в течении длительного времени в обстановки мира. Бухарин говорил: « К массовой коллективизации путь очень долгий».
    • Руководители кооперации (к тому времени разными типами кооперации были охвачены более половина крестьянских хозяйств) стремились вернуться к традиционным методам работы на основе добровольности, материальной заинтересованности, выборности руководящих органов, хозрасчета.
    • Ученые Чаянов А. И Кондратьев Н. На основе мирового и отечественного опыта кооперативного движения выдвигали программу подъема через кооперацию единоличных хозяйств, организацию их взаимопомощи, постепенное продвижение от низших форм к высшей группе, в течении длительного времени в обстановки мира. Бухарин говорил: « К массовой коллективизации путь очень долгий».
    З.Хлебозаготовительный кризис и его истинные причины.

    З.Хлебозаготовительный кризис и его истинные причины.

    1) снижение закупочных цен на зерно; 2) возможность уплатить с каждым годом растущие, налоги за счет доходов от торговли, промысла. 3) Продолжавшееся наступление на предпринимательские слои убивали стимулы к расширению посевов, росту урожайности, увеличению товарности; 4) Крестьяне стремились придерживать зерно в своих хозяйствах, не выбрасывая на рынок.
    • 1) снижение закупочных цен на зерно;
    • 2) возможность уплатить с каждым годом растущие, налоги за счет доходов от торговли, промысла.
    • 3) Продолжавшееся наступление на предпринимательские слои убивали стимулы к расширению посевов, росту урожайности, увеличению товарности;
    • 4) Крестьяне стремились придерживать зерно в своих хозяйствах, не выбрасывая на рынок.
    Аграрный сектор не выдерживал той нагрузки, которая возлагала на него экономическая политика государства. Требовалась серьезная корректировка взаимоотношения товара и денег, взятых завышенных темпов индустриализации. Но уже в 1928 году после поездки Сталина в Сибирь круто меняется политика. (Учащиеся изучают документ, выступление Сталина в Сибири в январе 1928 г. «О хлебозаготовителях и перспективах развития с/ х») («Документы свидетельствуют 1927-29,1929_32 гг.», Москва,1889 г.)
    • Аграрный сектор не выдерживал той нагрузки, которая возлагала на него экономическая политика государства. Требовалась серьезная корректировка взаимоотношения товара и денег, взятых завышенных темпов индустриализации. Но уже в 1928 году после поездки Сталина в Сибирь круто меняется политика. (Учащиеся изучают документ, выступление Сталина в Сибири в январе 1928 г. «О хлебозаготовителях и перспективах развития с/ х») («Документы свидетельствуют 1927-29,1929_32 гг.», Москва,1889 г.)
    Суть конфликта была сведена к растущему сопротивлению нэпманов, кулаков. И первые репрессивные меры не заставили себя долго ждать - запрет свободной рыночной торговли хлебом, замена торговли продуктообменом, строжайшие меры против держателей и торговцев хлебом. Реакция деревни - крупные зажиточные хозяйства дробились, чтобы скрыть доходы, уменьшить налоги, снижается рост посевных площадей, поголовье скота.  Выход, из этого кризиса партия нашла в силовом давлении на крестьянство. Страна вступала в ответственный и трагический этап послеоктябрьской истории, когда решалась судьба большинства населения (из 147 млн. - 126 млн. жили в деревне).
    • Суть конфликта была сведена к растущему сопротивлению нэпманов, кулаков. И первые репрессивные меры не заставили себя долго ждать - запрет свободной рыночной торговли хлебом, замена торговли продуктообменом, строжайшие меры против держателей и торговцев хлебом. Реакция деревни - крупные зажиточные хозяйства дробились, чтобы скрыть доходы, уменьшить налоги, снижается рост посевных площадей, поголовье скота.
    • Выход, из этого кризиса партия нашла в силовом давлении на крестьянство. Страна вступала в ответственный и трагический этап послеоктябрьской истории, когда решалась судьба большинства населения (из 147 млн. - 126 млн. жили в деревне).

    4.Начало сплошной коллективизации.

    • Летом 1929 года Сталин провозглашает лозунг «Сплошная коллективизация». Он предполагал к осени 1930 г. или к весне 1931 г. завершить коллективизацию на Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, а в остальных регионах к осени 1931 г., к концу 1932 г. или к концу 1933 г., охватить 85% крестьянских хозяйств. Такие двойные сроки указывались и по другим районам. Именно здесь подспудно и лежала главная хитрость. Зная радикализм низовых активистов и их служебное рвение можно было рассчитывать на то, что более поздний срок окончания компании они воспримут как личную, партийную неудачу. Более того, они неизбежно будут соревноваться за то, чтобы закончить ее даже не осенью 1930 г., а гораздо раньше. Если это удастся, то это будет восприниматься, как победа партийного руководства, если нет, то можно будет обвинить во всем местных перегибщиков, а высшее партийное руководство - вожди останутся в ореоле непогрешимости.
    • Так все и случилось. За отказ вступать в к/х человека лишали избирательных прав и раскулачивали, то есть конфисковывали имущество и лишали свободы.
    • (Работа над документом. «Документы свидетельствуют 1927-1929, 1929-1932гг.», М. Изд-во пол. лит.,1989г)
    ДИНАМИКА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ПО СТРАНЕ. Таб.№1 % к общему числу

    ДИНАМИКА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ПО СТРАНЕ. Таб.№1

    % к общему числу

    (Сообщение учащихся о 25 тысячниках, о методах коллективизации.)  Началось принудительное обобществление домов МРС, даже птицы. С начала февраля 1930 года законом было запрещено аренда земли и наемный труд. Итог всего этого _ восстание крестьян, в котором приняло участие около 700 тыс. человек. Это не могло не обеспокоить руководство.2 марта 1930 в «Правде» появилась статья «Головокружение от успехов.(«Документы свидетельствуют 1927-1929 и 1929-1932»). Вся вина, была возложена на низовых работников. (Учащиеся обращаются к таблице 1) «Прилив» резко сменился «отливом». Лопнули «дутые» и насильственно созданные к/х., в них осталось 24% к/х. Руководство страны начинает оказывать помощь к/х. в виде налоговых льгот, зато увеличивает ставки с/х. налогов единоличников. В феврале 0 марте 1931 года началась новая волна раскулачивания. Страна покрылась сетью лагерей, поселками «спецпереселенцев». Оторванные от земли сотни тысяч хлеборобов становились бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки.

    (Сообщение учащихся о 25 тысячниках, о методах коллективизации.)

    • Началось принудительное обобществление домов МРС, даже птицы. С начала февраля 1930 года законом было запрещено аренда земли и наемный труд. Итог всего этого _ восстание крестьян, в котором приняло участие около 700 тыс. человек. Это не могло не обеспокоить руководство.2 марта 1930 в «Правде» появилась статья «Головокружение от успехов.(«Документы свидетельствуют 1927-1929 и 1929-1932»). Вся вина, была возложена на низовых работников. (Учащиеся обращаются к таблице 1) «Прилив» резко сменился «отливом». Лопнули «дутые» и насильственно созданные к/х., в них осталось 24% к/х.
    • Руководство страны начинает оказывать помощь к/х. в виде налоговых льгот, зато увеличивает ставки с/х. налогов единоличников.
    • В феврале 0 марте 1931 года началась новая волна раскулачивания. Страна покрылась сетью лагерей, поселками «спецпереселенцев». Оторванные от земли сотни тысяч хлеборобов становились бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки.
    6.Голод 1932-1933 годов. На фоне сплошной коллективизации зимой 1932 года разразился невиданный голод. Он охватил примерно 25-30 млн. человек. Это были зерновые районы Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Казахстана. Тогда, от голода умерло от 4 до 6 млн. человек. (Сообщение учащихся о голоде 1932-33 годов). Голод приостановил коллективизацию, но уже в июне 1934 года руководство страны объявляет о начале нового, завершающего этапа коллективизации. И ценой колоссальных жертв в 1937 году коллективизация завершилась, 93% к/х были объединены в к/х. А что же мы получили.

    6.Голод 1932-1933 годов.

    • На фоне сплошной коллективизации зимой 1932 года разразился невиданный голод. Он охватил примерно 25-30 млн. человек. Это были зерновые районы Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Казахстана. Тогда, от голода умерло от 4 до 6 млн. человек. (Сообщение учащихся о голоде 1932-33 годов).
    • Голод приостановил коллективизацию, но уже в июне 1934 года руководство страны объявляет о начале нового, завершающего этапа коллективизации. И ценой колоссальных жертв в 1937 году коллективизация завершилась, 93% к/х были объединены в к/х. А что же мы получили.
    ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. Табл.№3.

    ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. Табл.№3.

    ВОПРОС

    ВОПРОС

      Коллективизация – так как это было?

      • Два снимка: «Высылка раскулаченных» и «Дети колхозников» относятся к одному и то­му же времени и представляют процесс коллективиза­ции в диаметрально противоположных красках: как раз­рушение бытовых устоев и как начало новой жизни. Можно предложить несколько вариантов работы с этими снимками.
      • Вариант 2. Проведите историческое расследование, ответив на следующие вопросы:
      • 1) Рассмотрите одежду людей, предметы и здания на фотографиях, попробуйте примерно определить регионы России/СССР, в которых могли быть сделаны эти снимки.
      • 2) По этим же атрибутам попробуйте примерно на­звать те времена года, когда были сделаны обе фотогра­фии.
      • 3) Как вы полагаете, могли ли эти фотографии быть сделаны в одной и той же деревне? на одной улице? в один и тот же день? Свой ответ объясните.
      • 4) Предположите, в какие края отправлялись раску­лаченные, запечатленные на первой фотографии.
      • 5) Попробуйте восстановить полный текст транспа­ранта на втором снимке.
      • Вариант 3. Озвучьте снимки, придумав диалоги меж­ду людьми, запечатленными на этих фотографиях.
      • Вопросы для обобщающей беседы по результатам работы с фотографиями
      • 1) Какие стороны коллективизации отражают эти фо­тографии?
      • 2) Как вы думаете, эти снимки:
      • а) дополняют содержание один другого;
      • 6) противоречат друг другу;
      • в) фиксируют независимые друг от друга стороны коллективизации?
      • 3) Как вы думаете, могли ли эти фотографии по­явиться на страницах советских газет и журналов в 1930-е гг.? Если да, то с какой целью?
      • 4) Могли ли эти же снимки быть опубликованы в советских изданиях, адресованных зарубежным читателям? Свой ответ аргументируйте.
      Домашнее задание .

      Домашнее задание .


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!