Конспект логопедического занятия
в средней группе тема «Зимушка-зима»
Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи. Расширение и активизация словаря детей по лексической теме «Зима. Зимние забавы».
Задачи:
-Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы;
- Упражнять детей в подборе слов-признаков и слов-действий; в подборе слов с противоположным значением.
-Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы;
-Согласовывать существительные с прилагательными;
- Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, целостность восприятия, память, мышление; мелкую моторику пальцев рук.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку. Поддерживать у детей интерес к зимним забавам и развлечениям.
Ход занятия:
Приветствие. Мотивация. Оргмомент.
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
Логопед: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила». (Зима)
- Что такое зима? (Время года.)
- Сколько месяцев длится зима? (Три месяца.)
- Назовите по порядку зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- Зима – чудесное время года, не правда ли? Не хочется уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься с горки на санках и ледянках, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, в снежки, сооружать снежные постройки.
Аудиозапись волшебное превращение.
Логопед: Ребята! В моем сундучке, что- то происходит? Давайте посмотрим? Что за волшебство? И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!
Логопед: Зима передала нам снежок, (достает снежок)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре,
(Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили,
(«Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий,
(Чертим руками круг)
Очень гладкий,
(Одной рукой гладим другую )
И совсем, совсем не сладкий.
(Грозим пальчиком )
Логопед: Зима передала нам снежок, сейчас мы с вами поиграем, до кого снежок дотронется, тот и отвечает.
Логопед: Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая) Ответы детей.
Логопед: А еще зиму называют лютой, суровой. А снег зимой, какой?
( белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный) Ответы детей.
Логопед: Зимой снег что делает?( лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится) А еще снег тает, когда теплая погода. Молодцы, хорошо описали зиму!
Аудиозапись волшебное превращение.
Логопед: Ребята, что это?
Загадка
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …….. (снежинки)
Логопед: Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая) Ответы детей.
Логопед: Молодцы! Предлагаю поиграть с глазками.
Гимнастика для глаз
Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. (Присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)
Развитие дыхания и силы голоса.
Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце (воспитатель раздает снежинки).
А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).
Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.
-Покажите голосом, как ветер усиливается.
- Как вьюга затихает.
Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети « греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).
Присаживайтесь на стульчики.
Аудиозапись волшебное превращение.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какой же еще сюрприз для нас приготовила зимушка-зима!
Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз – два уголька:
Палки – руки вставим ловко
Лепим мы ….. снеговика
Логопед: Ребята, в сундучке кто- то шевелится! Да это же Снеговик! Какой он веселый! Он приготовил для нас задание. Назовите слова наоборот.
- Лето тёплое, а зима… (холодная)
- Летом дни длинные, а зимой… (короткие)
- Руки на морозе замёрзли, а дома ….-(согрелись),
Снег пушистый и хрупкий, а лед холодный и ….(крепкий),
Сугробы тяжелые, а одна снежинка….(легкая)
Летом мы ходим раздетые, а зимой….(одетые)
Физкультминутка.
Логопед: Чтобы не замерзнуть зимой, ребята, что мы делаем? (одеваемся)
Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя).
Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки.
Логопед: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в зимние забавы. Я буду читать стихотворения, а вы должны выполнять движения.
(Выполняю вместе с детьми движения в соответствии с текстом.)
«Мы зимой в снежки играем.
По сугробам мы шагаем.
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы.
Гостью-зиму любим мы».
- «Не боимся мы пороши.
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам.
Мы теперь метатели –
Бьём по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок».
Логопед: Ребята, садитесь на стульчики. Следующая игра от нашего снеговичка «Доскажи словечко». Послушайте и отгадайте загадки.
- «Дом её на белой туче, но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка, шестигранная…» (снежинка)
- «Зацепилась за карниз, головой свисает вниз.
Акробатка - крохотулька, зимний леденец - …» (сосулька)
- «Он из снега одного, из морковки нос его.
Чуть тепло – заплачет вмиг и растает…» (снеговик)
- «Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это…» (снегири)
- «Вился, вился белый рой.
Сел на землю – стал горой и опасною порой.
У дороги кто нагрёб скрывший видимость…» (сугроб)
- «Девочки и мальчики, мёрзнут ваши пальчики,
Стынут уши, зябнет нос. Видно близко…» (Дед Мороз)
Логопед: говорит за Снеговика «Какие вы умницы, всё запомнили, и поиграли со мной. Расскажите про мой волшебный сундучок с новогодними чудесами своим друзьям, родителям, а если будет скучно, зовите в гости, я ещё что-нибудь интересное расскажу. А мне пора, у вас тут слишком тепло и я начинаю таять. До новых встреч, друзья! До свидания!»