СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 6 класс"Образы русской духовной музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План к уроку  в 6 классе по теме "Образы русской духовной музыки" расскрывает характерные черты для духовной музыки Руси 15века. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 6 класс"Образы русской духовной музыки"»

6 класс

Тема урока: «Образы русской духовной, светской музыки».

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.



Задачи:

1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;

2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

Тип урока: введение в тему.

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Материал:

Музыкальный ряд:

Знаменный распев «Господи воззвах»,

Партесное пение

Духовный концерт. М.С.Березовского

Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал


Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»


Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Вокально-хоровая работа.

6. Этап закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА.

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационный момент.

Вход под знаменный распев


Вы вошли в класс под музыку, кто скажет, что это за музыка (церковная, божественная)

Где она может звучать (в церкви)

Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке пойдёт речь о духовной русской музыке и о светской.

Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка

Развитие темы урока

Читают ученики.

1«Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное» - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник. 2Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти.


У.Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров

среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие.


Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах. Среди которых, одним из самых любимых были гусли.


Постепенно в народных танцах, песнях, наигрышах складывался определённый тип мелодии, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть, формировался национальный музыкальный стиль, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки


Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии.


Слушание

(Знаменный распев 'Господи воззвах')




В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.

17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.

Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

СЛУШАНИЕ

Духовный концерт

М.С.Березовский «Не отвержи мене во время старости»


Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.


- Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам?

- Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании?

- Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей


Перед вами высказывание композитора М.С.Березовского, объясните смысл его изречения.

Нотная грамота.

На странице 55 вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей.

(выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух)


Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения.


Вокально-хоровая работа.

- какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?

- в каком характере необходимо её исполнять?

- какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?


После того, как мы выяснили

всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его.


Слушание рассказа о светской музыке.

А теперь, мы познакомимся со вторым направлением музыкального искусства Древней Руси – это светская музыка.

Работа с учебником.

Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси

Это музыка светская и духовная. Ответьте, пожалуйста на вопросы, закрепляющие тему нашего урока:

- что такое знаменный распев?

- что такое партесное пение?

- один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт)

С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились?

Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта?


Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, урок окончен, до новых встреч в мире музыки!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!