СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Корень слова", с учетом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Корень слова"»

Морфемика и словообразование как раздел лингвистики. Корень слова. Родственные слова 5 класс урок № 20 Дта_____

Цели урока: дать понятие о корне как морфеме; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова. Задачи: формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения; знакомство с омонимичными корнями; формирование навыков разграничения омонимичных корней.

  Планируемые результаты.

Личностные:

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: 

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

Предметные:

- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Оборудование: учебник, смайлики, карточки (орфографическая разминка)

Тип урока: изучения нового материала


Ход урока


  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется «Морфемика».

2.Мотивация.

    Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

- Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?

3. Актуализация знаний.

Эти знания помогут нам в путешествии.

   Продолжи предложение:

Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема – это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами!

Итак, мы с вами попали в страну Морфемику.  А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Для этого выполним задание.

4.Введение в тему урока.

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

 Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;

 …делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.

     Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.

-  Как вы думаете, какая тема нашего урока? (корень слова) 

Запишите в тетради.

- А какие цели нашего урока-путешествия? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…)

5. Объяснение новой темы.

Чтобы раскрыть 1-й секрет этой морфемы, нам надо выполнить следующее задание.

А) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни у сущ.

Как нас раду…т кр…сота и ар…мат п…левых цв…тов! Но часто к ним

тянутся жадные руки и безжалос…но рвут их.

Давайте бер…жно относиться к каждому цветоч…ку!

- Ребята, давайте выразительно прочитаем эти предложения.

- Можно ли назвать это текстом?  Вспомните, что такое текст?

- Какая тема этого текста? Чему учит данный текст?

 - Выделите корни в словах первого предложения. Прочитайте слова без корня.

- Можно ли без корня понять значение слова?

Я, как морфема, очень важна!

   Слова не может быть без меня!

Вывод (1-й секрет). Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы, ребята. Мы раскрыли 1-й секрет. И мы двигаемся дальше.

Б) Лингвистическая сказка.

   Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

   Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.

 В) Работа с деревом корней.

-  Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Г)  Потренируемся! Давайте тоже вырастим такие необычные деревья.(Ученики работают с деревом корней. Работают в парах.

Корни для работы: - един -, - див -, - явл -,  - скрип  -.

 - Все ли слова могут вырасти на одном дереве? Нет лишних?

- Какое значение заключено в корне слова?

Д) Сделаем привал, поиграем в «Третий лишний».

Я слова читаю вам.

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали.

= Лес, лестница, лесник.

Косичка, косить, покос.

= Левый, лев, налево.

= Смешной, смешать, смешить.

- Являются ли данные слова однокоренными?

Корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное.

 - Как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению?(омонимы)

Такие корни тоже называются омонимичными.

 - Можно ли такие слова вырастить на одном дереве? (нет)

Е) Задание у доски

Запишите стихотворение, выделите корни, найдите однокоренные слова.

Чтобы сосны, липы, ели

Не б…лели, з…ленели,

Чтобы новые л…са

Поднимались в н…беса,

Их под звон и гомон птичий

Охр…няет друг – л...сничий.

 -Чтобы раскрыть ещё один секрет, Корень приготовил вам такое задание.

И) Физкультминутка.

Закройте глазки, представьте: лето, солнце, сад, порхают бабочки, цветут цветы…

«Верю – не верю».

 - Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные? (нет)

 - Верите ли вы, что садовый, садовому, садовая - однокоренные? (нет)

 - Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко – однокоренные слова? (да)

 - Верите ли вы, что есть омонимичные корни? (да)

= Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.

- Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет? Посмотрите на дерево корней.

Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

6.Рефлексия.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению?

- Было ли вам интересно?

Урока время истекло,            

Я вам, ребята благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

Спасибо за урок. До свидания.

7.Домашнее задание: параграф 11. Выполнить задание «Смайлик» (лишнее зачеркнуть, выделить корни в словах. *Словарная работа на стр.40




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!