Морфемика и словообразование как раздел лингвистики. Корень слова. Родственные слова 5 класс урок № 20 Дта_____
Цели урока: дать понятие о корне как морфеме; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова. Задачи: формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения; знакомство с омонимичными корнями; формирование навыков разграничения омонимичных корней.
Планируемые результаты.
Личностные:
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.
Предметные:
- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Оборудование: учебник, смайлики, карточки (орфографическая разминка)
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.
Внимательно слушайте – и всё услышите.
Внимательно смотрите – и всё увидите.
Думайте – и всё поймёте.
Откройте тетради, запишите: число, классная работа.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется «Морфемика».
2.Мотивация.
Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!
- Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?
3. Актуализация знаний.
Эти знания помогут нам в путешествии.
Продолжи предложение:
Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
Морфема – это. . . (значимая часть слова)
Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)
Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами!
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
Для этого выполним задание.
4.Введение в тему урока.
Орфографическая разминка
Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;
…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.
Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (корень слова)
Запишите в тетради.
- А какие цели нашего урока-путешествия? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова…)
5. Объяснение новой темы.
Чтобы раскрыть 1-й секрет этой морфемы, нам надо выполнить следующее задание.
А) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни у сущ.
Как нас раду…т кр…сота и ар…мат п…левых цв…тов! Но часто к ним
тянутся жадные руки и безжалос…но рвут их.
Давайте бер…жно относиться к каждому цветоч…ку!
- Ребята, давайте выразительно прочитаем эти предложения.
- Можно ли назвать это текстом? Вспомните, что такое текст?
- Какая тема этого текста? Чему учит данный текст?
- Выделите корни в словах первого предложения. Прочитайте слова без корня.
- Можно ли без корня понять значение слова?
Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!
Вывод (1-й секрет). Корень – главная значимая часть слова.
Молодцы, ребята. Мы раскрыли 1-й секрет. И мы двигаемся дальше.
Б) Лингвистическая сказка.
Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.
В) Работа с деревом корней.
- Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)
- Что общего у всех слов? (Значение)
- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Г) Потренируемся! Давайте тоже вырастим такие необычные деревья.(Ученики работают с деревом корней. Работают в парах.
Корни для работы: - един -, - див -, - явл -, - скрип -.
- Все ли слова могут вырасти на одном дереве? Нет лишних?
- Какое значение заключено в корне слова?
Д) Сделаем привал, поиграем в «Третий лишний».
Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
= Лес, лестница, лесник.
= Косичка, косить, покос.
= Левый, лев, налево.
= Смешной, смешать, смешить.
- Являются ли данные слова однокоренными?
Корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное.
- Как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению?(омонимы)
Такие корни тоже называются омонимичными.
- Можно ли такие слова вырастить на одном дереве? (нет)
Е) Задание у доски
Запишите стихотворение, выделите корни, найдите однокоренные слова.
Чтобы сосны, липы, ели
Не б…лели, з…ленели,
Чтобы новые л…са
Поднимались в н…беса,
Их под звон и гомон птичий
Охр…няет друг – л...сничий.
-Чтобы раскрыть ещё один секрет, Корень приготовил вам такое задание.
И) Физкультминутка.
Закройте глазки, представьте: лето, солнце, сад, порхают бабочки, цветут цветы…
«Верю – не верю».
- Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные? (нет)
- Верите ли вы, что садовый, садовому, садовая - однокоренные? (нет)
- Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко – однокоренные слова? (да)
- Верите ли вы, что есть омонимичные корни? (да)
= Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.
- Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет? Посмотрите на дерево корней.
Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
6.Рефлексия.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению?
- Было ли вам интересно?
Урока время истекло,
Я вам, ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
Спасибо за урок. До свидания.
7.Домашнее задание: параграф 11. Выполнить задание «Смайлик» (лишнее зачеркнуть, выделить корни в словах. *Словарная работа на стр.40